План самообразованию поисково исследовательской деятельности. План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность. воспитатель высшей категории
Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей
средней группы как условие успешной социализации»
Актуальность:
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.
Задачи :
- Формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
· Изучение научно-педагогической литературы;
· Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
· Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
· Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, подготовка консультаций;
· Активное участие в работе методического объединения педагогов учреждения;
· Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
· Обучение на курсах повышения квалификации;
· Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:
· умение анализировать научно-методическую литературу;
· умение применять полученные знания на практике;
· активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся:
· самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
· предлагать возможные варианты решения;
· исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довести до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме, привлечь их к активному участию в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- «Научите ребенка любить живую природу».
- Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
Тематические фотовыставки:
-«Моя семья на участке»
- «Мои домашние питомцы»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
- Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
Работа с педагогами
Для педагогов разработать консультации:
- «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»;
- «Требования к проведению наблюдений».
- Открытый показ ОД «Удивительное рядом».
- Анкета для педагогов:
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
МБОУ «Сахзаводская СОШ»
Жиронкина Елена Васильевна
Отчет по самообразованию
дошкольного возраста».
2015 – 2016 уч.год
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме: О.В. Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»; О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой» в средней группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи: «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.
Я старалась так организовать детскую поисково – исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
Для реализации поисково – исследовательской деятельности детей, в своей группе я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке природы оборудована «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;
-медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
-прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
-утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты-эксперименты.
В своей работе создавала образовательные ситуации.
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры.
В результате работы за год я:
Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Создала картотеку опытов и экспериментов.
Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.
Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
Разработала конспекты занятий по экспериментированию.
Провела консультации для родителей по данной теме.
Оформила папки-передвижки в родительский уголок.
Разработала рекомендации для воспитателей ДОУ.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как поисково – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.
МБОУ «Сахзаводская СОШ»
структурное подразделение «Детский сад»
Жиронкина Елена Васильевна
Отчет по самообразованию
«Развитие поисково – исследовательской деятельности у детей
дошкольного возраста».
2015 – 2016 уч.год
15
Приложенные файлы
Москвичевой Светланы Михайловны 2-квалификационная категория; стаж работы Учебный год:2013-2014 Подготовительная к школе группа
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
Изучить методическую литературу по данной теме;
Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
Обобщение знаний по данной теме.
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Практический выход |
|||
Сентябрь |
Подбор и изучение литературы по теме; |
Памятки для родителей «Я познаю мир» |
|
«Шаг за шагом» |
Создание «копилки опытов и экспериментов» |
Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка». |
|
Ноябрь-декабрь |
Создание предметно-развивающей среды |
Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; |
Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.» |
7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования |
Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. |
Анкетирование родителей и воспитателей. |
|
«Приборы-помощники» |
Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) |
Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
|
Инновационные технологии-ТРИЗ |
Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов |
Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние) |
|
Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве |
Подбор DVD дисков по изучаемым темам |
Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их |
|
«Что? Зачем? Почему?» |
Изучение метода игрового проблемного обучения |
Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения. |
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
Пояснительная записка
Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Так же в 2016 - 2017 учебном году мы провели проект по теме «Мы маленькие
волшебники» и отметили для себя, что детей очень заинтересовала эта тема.
Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и
экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих
опытов. На педагогическом семинаре по данной теме, который проходил на базе
нашего детского сада педагоги, занимающиеся этой темой в работе с детьми, как
дополнительной образовательной деятельностью, поделились своим опытом.
Показали мастер-класс по проведению некоторых интересных опытов и
экспериментов. Где я подчеркнула для себя некоторую информацию. Из всего
вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и
общеобразовательного процесса к сожалению не всегда хватает времени для
более углубленного изучения какого либо дополнительного материала.
Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Актуальность темы
Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.
Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
- проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
- нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
- объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
- не оставлять вопрос без внимания;
- радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Педагог:
- Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме
- Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста
- Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей
- Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
- Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников
- Разработать консультации и памятки для родителей
- Подготовить и провести семинар-практикум для родителей.
Дети:
- Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
- Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
- Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
- Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
- Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Планирование работы по самообразованию
Дата |
Этап реализации |
Практический выход |
|
Сентябрь - октябрь |
Подготовительный |
Постановка цели и задач для педагога и для детей |
Анализ научо-методической литературы, применение полученных знаний на практике. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. Оформление экспериментального уголка, пополнение его атрибутами, материалом, спец. посудой. Знакомство детей с экспериментальным уголком. Ознакомить родителей с целью, задачами, проблемой по теме детского экспериментирования. Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя. |
Изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов (опыта коллег) |
|||
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центры игровой деятельности) |
|||
Подбор диагностики детей по теме |
|||
Разработка плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями |
|||
Аналитико-диагностический |
Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (начало года) |
Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе. Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. |
|
Анкетирование родителей |
|||
Октябрь - май |
Основной |
Реализация плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями с учетом коррекции и дополнений |
Проведение комплекса занятий и игр по теме. Самостоятельная деятельность детей.Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником. Оформление картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Показ открытого занятия для педагогов ДОУ(обмен опытом). Проведение семинара-практикума для родителей воспитанников. Фотовыставка «Экспериментируем дома». |
Разработка памяток и консультаций по теме |
|||
Подготовка и реализация проекта «Мы маленькие волшебники» в средней группе |
|||
Подготовка открытого занятия по исследовательской деятельности в средней группе. Образовательная область «Познание» |
|||
Подготовка семинара - практикума для родителей |