Виды фризов. Что представляет собой потолочный фриз? О происхождении терминов "венед", "венд" и "фриз"

Изначально фриз - это архитектурный термин, обозначающий сплошную полосу, расположенную между главной балкой и карнизом здания. Часто фриз украшен рельефом, орнаментом или росписью. Его функция - декоративная. Позднее фризом стали называть аналогичную полосу под потолком внутри здания.

Фактически фриз в интерьере - это широкий бордюр, пущенный по верху стены. Кроме того, фризом называют и декоративную панель, которой оформлен дверной или оконный проём. Мы рассмотрим фриз как элемент оформления стен.

Фриз в интерьере может быть накладным или плоским (сымитированным). В первом случае используется бордюр из дерева, гипса, полиуретана. Он бывает гладким или рельефным.

Имитируют фриз с помощью краски или обоев. Нижнюю границу фриза оформляют узким молдингом (планкой).

Имитация фриза получила широкое распространение в викторианскую эпоху. Тогда в моду вошло оформление стен картинами. Чтобы не портить стены отверстиями, на небольшом расстоянии от потолка располагали деревянную планку, огибающую, как правило, весь периметр помещения. В нее вбивали крючки, на которые подвешивали художественные произведения. Эту планку так и называли - picture rail, то есть рейка для картин.

Расстояние от планки до потолочного карниза иногда окрашивали в контрастный стенам цвет или расписывали. Этот бордюр стали называть фризом.

Сегодня рейка для картин не является необходимостью, но её применение до сих пор распространено в Европе, особенно в Британии. Фризы красят, оклеивают обоями, оформляют линкрустой, расписывают вручную.

Еще одна разновидность фриза в интерьере - плиточная. Ряд контрастной плитки или мозаики под потолком - это декоративный бордюр, который тоже можно назвать фризом.

Иногда фриз в ванной, наоборот, формируется за счет отсутствия плитки. Верхний ряд кафеля располагается не прямо под потолком, а на некотором расстоянии от него. Промежуток окрашивается влагостойкой краской или оклеивается обоями. Такой вариант отделки стен в санузлах довольно актуален сегодня.

Дизайн: Варвара Шабельникова

Дизайн: бюро Special Style

Дизайн: студия «Abwarten!»

Высота фриза составляет обычно около 30 см. Но при желании можно сделать его намного уже или шире.

Фриз в интерьере: с какой целью?

1. Ввести традиционную классическую составляющую.

Если это дорогой интерьер в классическом стиле - монтируют деревянные или лепные фризы. Если же речь идет о лаконичной , уместен будет сымитированный фриз.

2. Зрительно уменьшить высоту комнаты.

Если потолок слишком высокий, комната может выглядеть неуютной. В первую очередь это касается небольших по площади помещений. Высокие потолки делают их похожими на колодец. Фриз помогает визуально уменьшить высоту стен и тем самым избежать эффекта трубы.

Дизайн: студия «Abwarten!»

Неважно, сливается ли фриз с потолком или контрастирует с ним - желаемый эффект в любом случае проявляет себя.

3. Визуально выровнять верх комнаты.

Наличие нескольких дверных и оконных проёмов, расположенных на разной высоте, может создать ощущение хаоса и дисгармонии. Полоса под потолком зрительно выравнивает верхний ряд. Горизонталь перетягивает на себя внимание, делая неравномерности менее заметными.

Классическая архитектура

Здесь фризом называется средняя часть антаблемента , расположенная между архитравом и карнизом . В дорическом ордере полоса фриза членится чередованием триглифов и метоп . В других архитектурных ордерах фриз выполняется гладким либо украшается неглубоким скульптурным рельефом .

Архитектура Средних веков и Нового времени

Вне строгих рамок классической архитектуры фризом может называться и отделка верхней части сооружения в виде сплошной полосы между главной балкой и карнизом, часто с украшением. Полоса может украшаться орнаментом , росписью (живописным изображением) или скульптурным рельефом.

Виды фриза

Анфимион - род фриза с выпуклыми орнаментами, встречающийся чаще всего в сочетании с ионийской колонной .

См. также

Напишите отзыв о статье "Фриз (архитектура)"

Примечания

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Фриз
  • Фриз, в архитектуре // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Фриз (архитектура)

О, Аlix, моя милая Alix! Как же можно свыкнуться с таким ужасом? ...................... ..................... я так устала просить и унижаться… Всё будет совершенно бесполезно, если ЧК не согласится послать запрос в Алапаевск.................. Я никогда не узнаю где его искать, и никогда не узнаю, что они с ним сотворили. Не проходит и часа, чтобы я не думала о таком родном для меня лице... Какой это ужас представлять, что он лежит в какой-то заброшенной яме или на дне рудника!.. Как можно вынести этот каждодневный кошмар, зная, что уже не увижу его никогда?!.. Так же, как никогда не увидит мой бедный Василёк (имя, которое было дано при рождении моему папе)... Где же предел жестокости? И почему они называют себя людьми?..
Милая, добрая моя Alix, как же мне тебя не хватает!.. Хоть бы знать, что с тобою всё в порядке, и что дорогой твоей душе Дмитрий не покидает тебя в эти трудные минут.............................................. Если б у меня оставалась хоть капелька надежды найти моего родного Николая, я бы, кажется, вынесла всё. Душа вроде бы притерпелась к этой страшной потере, но до сих пор очень болит… Всё без него другое и такое пустынное».

18 мая, 1927 года. Отрывок из письма княжны Елены к Александре (Аlix) Оболенской:
«Опять приходил тот же милый доктор. Я никак не могу ему доказать, что у меня просто нет больше сил. Он говорит, что я должна жить ради маленького Василька... Да так ли это?.. Что он найдёт на этой страшной земле, мой бедный малыш? ..................................... Кашель возобновился, иногда становится невозможно дышать. Доктор всё время оставляет какие-то капли, но мне совестно, что я не могу его никак отблагодарить. ..................................... Иногда мне снится наша любимая комната. И мой рояль… Боже, как же это всё далеко! Да и было ли всё это вообще? ............................... и вишни в саду, и наша нянюшка, такая ласковая и добрая. Где всё это теперь? ................................ (в окно?) не хочется смотреть, оно всё в копоти и видны только грязные сапоги… Ненавижу сырость».

Современные дизайнеры и специалисты в архитектурном деле позволяют сделать каждый дом особенным, непохожим на остальные. Наиболее широкой областью применения фантазий и задумок является фасад здания, наиболее которого является антаблемент.

Происходя от французского слова entablement, от table(стол, доска), антаблемент в архитектуре – горизонтальная, невесомая часть балочного перекрытия, как правило, лежащая на колоннах, пилястрах, столбах как перекрытие их пролета, или завершение стены. Возник он на основе деревянных балочных перекрытий храмов времен Античности.

Именно венчающий колонны антаблемент – классическая архитектурная форма, являющаяся неотъемлемой частью фасада любого Древнегреческого храма или здания в Древнем Риме. Он был обязательной частью фасада и применялся совместно с системой колонн, образуя архитектурный ордер.

Строение колонн и самого антаблемента напрямую зависит от выбранного ордера. Но вне зависимости от того, какой именно ордер выбран, фасад здания выполняется в подражательной манере древнегреческого стиля, адаптированном под современную стилистику. Во времена Ренессанса популярность получил антаблемент лишь над верхней частью фасада, без системы колонн. Этот вариант часто используется в современной манере отделки зданий.

Антаблемент делится на три важнейшие архитектурные элементы здания:

  • архитрав;
  • фриз;
  • карниз.

Принято считать, что архитрав, то есть основная часть конструкции, происходит от продольно расположенных деревянных балок, которые укладывали на колонны. Фриз произошел от торцов поперечных балок, уложенных сверху на продольные, впоследствии укрытых плитами. Карниз – сильно выступающая часть кровли, предназначенная для защиты фасада здания от осадков.

Понятие антаблемент употребляют применительно к выбранным как образец стилям в строительстве, опирающимся на образца классического зодчества: классицизма, неоклассицизма, частично барокко. С появлением каменных зданий антаблемент стал терять некоторые свои составляющие.

Начиная с эпохи Возрождения, помимо своей функциональности элементы архитектуры получили творческое осмысление. Конструкции без определенных частей называются:

  • облегченный, антаблемент без архитрава;
  • неполный, когда отсутствует фриз.

Порой становится затруднительно определить, неполный антаблемент или облегченный. Чтобы это сделать, нужно иметь понятие о канонических ордерах.

Архитектурные ордеры

Архитектурный ордер (от латинского порядок, строй) – это определенное, устоявшееся сочетание элементов архитектуры фасада, подчиненных одному стилю, с соблюдением пропорций и соотношения расположения согласно друг друга несомых и несущих конструкций. Выделяют три основных ордера:

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский.

Дорический и ионический считаются основными, тогда как коринфский – второстепенный, более шикарный вариант ионического. В архитектуре античной Греции главными элементами становятся крепида (подножье), колонны, стены, кровли с фронтоном треугольной формы и непосредственно антаблементы.

Название ордеров происходит от местности, где они возникли, и имен племен, в тех местах проживавших: дорийцы и ионийцы, являвшихся главными древними племенами Эллады. Таким образом, возникновение основных ордеров относится к архаичным временам, но развивались и достигли пика совершенства в эпоху классицизма.

Греческому искусству было свойственно стремиться отражать образ и строение человека посредством искусства, не исключением стала и архитектура. По причине этого ордеры отличались друг от друга пластикой, свойственной и человеческому телу.

Так, дорический орден обозначает мужское начало, он простой, массивный, монументальный, нагруженный. Ионический – отражение женской сути, более легкий, изящный, не перегруженный, лишенный внутреннего и внешнего напряжения, пластичный. Ордера из камня являются продолжателями древней деревянной системы, а потому в них присутствуют ее следы в виде простых и ясных логических форм.

Дорический ордер

Деревянный прототип ордера имел массивную конструкцию, простую и строгую, состоял из таких частей:

  • стереобат или крепида – ступенчатое основание;
  • несущие опоры в виде колонн;
  • невесомая конструкция фасада – антаблемент.

Возведение храма дорического ордера базировалось на трехступенчатом основании, то есть крепиде. Это были ступени, не предназначенные для хождения по ним. Их высота зависела от общего масштаба здания. Единой мерой размеров как самого сооружения, так и отдельных его деталей, был модуль.

Чтобы колонна была более устойчивой, ее ствол сужался наверху, и венчала его капитель, благодаря которой осуществлялся более удобный переход горизонтальных балок к вертикальной плоскости колонн. Сверху капители накрывались плитами: одна – формой перевернутого усеченного конуса, эхин, удерживала квадратную плиту, абаку.

Ствол колонны дорического ордера не имел базы и опирался на стилобат, то есть верхнюю плиту стереобата. На нем было от шестнадцати до двадцати вертикальных желобов сегментного сечения, имеющими острые грани – каннелюр. Отличительная черта греческого ордера – выразительность, художественность и пластичность в обработке и гармонии в пропорциональности ее составляющих.

Дорический архитрав, представленный деревянной несущей балкой, гладок, завершался тенией, то есть полочкой. А под ней находилась дополнительная полочка – регула. Средняя часть антаблемента, то есть фриз, оснащалась чередующими плитами с вертикальными вырезами, которые назывались триглифы. Между триглифами находились метопы, их иногда украшали барельефами. Вертикальные вырезы располагались на оси колонны и в пролетах между ними, угловой триглиф – соответственно в самый угол фриза.

Дорический карниз сильно нависает над конструкцией. Свешивающаяся часть карниза скошена вниз, это сделано для того, чтобы вода не затекала под него. А четко очерченная горизонтальная линия карниза визуально завершает общий его вид и композицию. Нижняя карнизная плита увенчивается прямоугольными – мутулами. Для стока дождевой воды наверху карниза, боковым фасадам устанавливали водосточный желоб, он в свою очередь переходил на наклонный фронтонный карниз.

Фронтон – как правило треугольная, завершающая деталь фасада строения, которое с боков ограничивается карнизом и скатом крыши. На фронтонах были углубленные места, называемые тимпанами, на которых обычно устанавливали скульптурные композиции, и середина и углы украшались отдельными статуями или орнаментами.

Ионический ордер

Отличие ионического ордера от дорического главным образом заключается в деталях и пропорциях. У колонны база и капитель профилированные. Формы баз делятся на:

  • аттическую;
  • малоазийскую.

Аттической базе характерны ясность и лаконичность. Составляющими ее профиля являются два вала, между которыми находится архитектурный вогнутый облом – скоция. Основные элементы разделены полочками, а валы украшены плетенкой или бороздками. Обломы баз имели кривую линию, видимо, вычерчивали их и впоследствии изготавливали на глаз.

Валюта в архитектуре появилась на развитых ионических капителях в виде подушки с двумя завитками, которые располагались между абаком и эхином. Горизонтальные деления капителей украшались орнаментами. В отличие от дорических пропорций, ионические имеют ажурную, легкую, наполненную свободным пространством структуру. Использование валюты в архитектуре – это неотъемлемый элемент декора ионического и коринфского фасадов.

Составные детали антаблемента также имеют отличия. Архитрав разделен на три полосы, выступающие одна над другой, которые назывались фасциями. У фриза, в отличие от дорического, не было триглифов, практически полностью они покрывались барельефами.

Ионический карниз был украшен полосой иоников, орнаментами яйцевидной формы, делился на верхнюю выносную и нижнюю поддерживающую части. Все элементы архитектуры здания разрабатывались индивидуально. Ионические храмы сооружались с некоторым сдвигом или наклоном колонн и некоторыми другими изменениями в сравнении с основами соразмерности дорического ордера.

В ионических строениях присутствовали оптические иллюзии, например, прием утолщения угловых колонн использовался для того, чтобы на фоне светлого неба казаться тоньше. Горизонтальные линии антаблемента, а также ступени и верхняя часть стилобата, были немного выгнутыми вверх. За счет этого не было эффекта прогиба горизонталей здания. Ствол колонны делался немного припухлым, за счет чего создавалось впечатление, будто она приплюснута под тяжестью антаблемента.

Составляющие коринфского ордера, являющегося наиболее утонченным из всех: высокие колонны, стволы, база, прорезанные каннелюры. Главный отличительный признак – резная капитель в виде корзины листьев аканта, особое распространение получил благодаря римлянам.

Антаблемент коринфского ордера имеет все составляющие ионического. Особыми характерными признаками в коринфском ордере обладает лишь капитель.он выполнен более роскошно, воплощая в жизнь замысли художника, более легок и утончен.

Детали антаблемента

Фасадная архитектура, выполненная в древних античных стилях, классицизме и некоторых других, содержит такую деталь композиции, как антаблемент. Правда, в современных реалиях понятие определенного архитектурного стиля довольно условно, так как чаще всего здания выполнены в эклектической, то есть смешанной стилистике.

В качестве материалов используют камень, искусственный его вариант, также гипс. Лепнина является традиционным материалом для антаблемента, позволяя ему выглядеть по-старинному, однако главный недостаток этого материала – капризность, подверженность погодным повреждениям и недолговечность.

Строение, выполненное в античном архитектурном ордере, имеет основные элементы:

  • конструкция из стоек и балок, основным ее элементом считалась колонна. Ее верхушка заканчивалась капителью. Благодаря линиям колонн здания придавался торжественный и монументальный вид. Хотя встречались сооружения, не имевшие ряды колонн, и тогда ордер назывался неполным;
  • стереобат – основание, на которое опирались колонны. Это фундамент из камня, несколько возвышающийся над уровнем земли, ступенчатый. Верхняя плита стереобата – стилобат;
  • антаблемент, лежащий на колоннах и опорах, и в свою очередь состоящий из карниза, фриза и архитрава.

Архитрав

Архитрав – главная балка, опирающаяся непосредственно на капители колоннады. Дорический архитрав гладкий, тогда как ионический и коринфский – с одним или несколькими уступами. Это важный, основополагающий элемент антаблемента.

Фризы и карнизы

Фриз – средняя часть антаблемента в виде полосы или шва, длинного выступа, будто зажатая между карнизом и архитравом, декорированная пышным орнаментом, рельефными сюжетными изображениями. Описанная выше система ордеров оказалось очень устойчивой и востребованной, применялась долгое время в строительстве.

Фриз дорического ордера составлен из триглифов – прямоугольных плит, стоящих вертикально, с несколькими желобками на них, и метоп, являющихся или камня, декорированных живописью или рельефом. Метопы также украшаются по верхнему горизонтальному краю гуттами – конусами с усеченной верхушкой небольшого размера или цилиндриками. Ионический и коринфский фриз полностью оформлен лепниной или же остается гладким. Нередко стену окаймляет широкая полоса, на которой находятся живописный или скульптурные изображения, полностью ее покрывающие – это также фриз.

Большинство людей, не имеющих архитектурного образования, часто путают антаблемент с непосредственно карнизом. Хотя это в корне не верно, так как первый – состоящее из нескольких деталей монументальное балочное покрытие, а карниз – горизонтально выступающая часть стены, грань кровли, которая защищает ее от дождя и поддерживает крышу.

Карнизы антаблементов

Традиционное предназначение карнизов – защита здания от дождевой воды, но в архитектуре они также часто используются в художественных целях, помогая создать определенный облик здания, придав ему торжественности и монументальности.

Венчающие

Верхняя часть антаблемента, отделяющая плоскостистены и крыши – венчающий карниз. Выглядит как горизонтальный рельефный шов, охватывающий весь периметр здания. Несет в себе не только декоративную функцию, но и защищает стену сооружения от осадков и нагревания под лучами солнца. Потому материал, необходимый для такого вида карнизов, должен отвечать высоким требованиям к сопротивляемости негативным природным явлениям. Чаще всего дня венчающих карнизов используют камень, причем и искусственный вариант тоже, который хорошо себя зарекомендовал в строительстве и использовании в подобных деталях внутреннего фасада строения.

Междуэтажный

Используются для визуального разделения стены на отдельные ярусы. Классический профиль такой детали фасада создает атмосферную игру теней на его поверхности. Фасад, облицованный междуэтажны карнизом, сделает облик здания более элегантным и выразительным. Имеет также функциональную нагрузку, так как служит отводом стекающей сверху воды, не давая ей течь по стене здания, а также создает дополнительную тень.

В современной архитектуре фризом является любая полоса на здании, проходящая горизонтально и разделяющая фасад, стену или другую поверхность на части. Может покрываться всяческими рельефными композициями, сюжетными или нет, орнаментами, а также скульптурами и барельефами.

Основное назначение фриза – декоративное, выполняет функцию усиления внешней привлекательности здания. Применяют также в качестве основы несущей конструкции для будущих элементов здания. Выполняется из разных материалов, особую популярность получил искусственный камень, способный выдерживать непогоду и большие нагрузки без повреждений.

Гладкие фризы на здании могут быть как самостоятельным элементом, так и подготовительным, с будущим нанесением на него элементов декора. Гладкий вариант этого архитектурного элемента помогает зрительно выделить некоторые детали фасада, создает плавные переходы.

Первое, что нужно сделать – это определиться с материалом для антаблемента. Помимо искусственного отделочного камня, современные технологии предлагают выполнять его из пенополистирола и полиуретана. Конструкции, выполненные из последних, отличаются легкостью, благодаря чему не перегружают стену.

Внешний вид полиуретана и пенополистирола проигрывает архитектурному камню, к тому же каменный антаблемент выглядит внушительнее, а прослужит намного дольше. При желании можно приобрести у специализированных компаний как отдельные части антаблемента, так и архитектурный ордер целиком.

Строительные компании выпускают карнизы, фризы и архитравы трех основных архитектурных ордеров: ионического, дорического и коринфского. Помимо прочего, дизайнеры на их основе создают собственные варианты фасадов и варианты декора антаблемента.

Часто антаблемент используют в декоре загородных домов. Однако, стоит всегда думать о его уместности, ведь стиль строения в целом должен ему соответствовать. Таким образом, стоит обратиться за консультацией к профессионалам архитектурного дела.

Фриз и карниз могут быть украшены большим количеством декоративных элементов, но не стоит слишком увлекаться их наличием, нагромождением друг на друга и вычурностью. Переборщить с таким декором очень легко, и фасад вместо легкого, резного, элегантного и запоминающегося получится чересчур перегруженным и лишенным вкуса.

Также ошибкой будет попытка совместить части антаблемента разных ордеров. Например, фриз от ионического, а архитрав с карнизом – от дорического. Подобное смешение уже не будет эклектичным, напротив, вызовет диссонанс и несоответствие.

Если в проекте здания присутствует не только непосредственно антаблемент, но и фронтон, находящийся межу карнизом и фризом, изготавливать его стоит из такого материала, как полиуретан. Полиуретановые фронтоны не только легкие, не подвержены гниению, возникновению на них трещин. Помимо прочего, при желании их можно перекрасить в любой цвет.

Услышав слово «антаблемент», несведущему человеку не стоит пугаться. Ведь в нем скрыто изобретение, известное еще со времен Античности и не зря заслужившее свою популярность. Если им умело воспользоваться, такой декор фасада сделает даже небольшой дом похожим на роскошную усадьбу.

(франц. frise)

1) в архитектурном ордере средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз членится на метопы и триглифы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым.

2) сплошная полоса декоративных скульптурных, живописных и др. изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен или поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Архитектурный словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФРИЗ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФРИЗ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - 1. В архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере расчленяется на триглифы и …
  • ФРИЗ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Fries) Якоб Фридрих (1773-1843) немецкий философ-идеалист, профессор в Йене. Последователь И. Канта, Ф. Якоби, Ф. …
  • ФРИЗ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Фриз - в архитектуре древнегреческих и древнеримских храмов, лежащаямежду архитравом и гзымсом часть антаблемента, в дорическом стилезанятая чередующимися триглифами и …
  • ФРИЗ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ФРИЗ
    (французское frise), 1) в архитектурных ордерах - средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом в дорическом ордере разделяется на триглифы …
  • ФРИЗ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. архит. 1. Средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. 2. Кайма, бордюр стены, потолка, пола, ковра и …
  • ФРИЗ
    (франц. frise), в архит. ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и …
  • ФРИЗ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Fries) Якоб Фридрих (1773-1843), нем. философ, проф. в Йене. Последователь И. Канта, Ф. Якоби, Ф. Шлейермахера, истолковывал их учения в …
  • ФРИЗ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М.Г., см. Де Фриз …
  • ФРИЗ
    фри"з, фри"зы, фри"за, фри"зов, фри"зу, фри"зам, фри"за, фри"зов, фри"зом, фри"зами, фри"зе, …
  • ФРИЗ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фри"з, фри"зы, фри"за, фри"зов, фри"зу, фри"зам, фри"з, фри"зы, фри"зом, фри"зами, фри"зе, …
  • ФРИЗ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. frise) 1) средняя часть антаблемент а, расположенная между архитрав ом и карнизом; 2) кайма, бордюр стены, пола, потолка, …
  • ФРИЗ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. frise] 1. средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом; 2. кайма, бордюр стены, пола, потолка, ковра и т. …
  • ФРИЗ в словаре Синонимов русского языка:
    зофор, кайма, …
  • ФРИЗ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) а) Верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком (в архитектуре). …
  • ФРИЗ
    фриз, -а …
  • ФРИЗ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    фриз, -а …
  • ФРИЗ в Орфографическом словаре:
    фр`из, -а …
  • ФРИЗ в Орфографическом словаре:
    фриз, -а …
  • ФРИЗ в Словаре Даля:
    муж. толстая, весьма ворсистая байка. | зодческ. часть выпуска между архитравом и карнизом. | столярн. поперечный выпуск, галтелька. | артил. …
  • ФРИЗ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. frise),..1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и …
  • ФРИЗ
    фриза, мн. нет, м. (фр. frise) (устар.). Толстая ворсистая ткань типа …
  • ФРИЗ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    фриза, м. (фр. frise). 1. Средняя часть антаблемента, часть стены в виде узкой полосы, расположенная между архитравом и карнизом, обычно …

Фриза, м. [фр. frise]. 1. Средняя часть антаблемента, часть стены в виде узкой полосы, расположенная между архитравом и карнизом, обычно украшенная рисунком (архит.). Ионийский фриз. 2. Бордюр паркета, стены, ковра (спец.). 3. Выступ в виде карниза по верхней или нижней части столярного изделия. Большой словарь иностранных слов

  • фриз - 1. фриз, фризы, фриза, фризов, фризу, фризам, фриз, фризы, фризом, фризами, фризе, фризах 2. фриз, фризы, фриза, фризов, фризу, фризам, фриза, фризов, фризом, фризами, фризе, фризах Грамматический словарь Зализняка
  • фриз - орф. фриз, -а (архит.; сорт сукна) Орфографический словарь Лопатина
  • фриз - ФРИЗ, фриза, ·муж. (·франц. frise). 1. Средняя часть антаблемента, часть стены в виде узкой полосы, расположенная между архитравом и карнизом, обычно украшенная рисунком (архит.). Ионийский фриз. 2. Бордюр паркета, стены, ковра (спец.). Толковый словарь Ушакова
  • Фриз - Сукновидная шерстяная ткань с нестриженным ворсом. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Энциклопедия моды и одежды
  • ФРИЗ - (Fries), Лоренц (1491 - 5.XII.1550) - нем. историк, автор "Истории крестьянской войны в Восточной Франконии" ("Die Geschichte des Bauernkrieges in Ostfranken", Bd 1 (Tl 1-2), Würzburg, 1876-83). Советская историческая энциклопедия
  • фриз - ФРИЗ м. толстая, весьма ворсистая байка. || Зодческ. часть выпуска между архитравом и карнизом. || Столярн. поперечный выпуск, галтелька. || Артиллер. обручик на орудии. Фризовая шинель. Толковый словарь Даля
  • фриз - I. ФРИЗ I а, м. frise f. 1. архит. Верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком. БАС-1. Антаблеман или полной карниз состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Архит. Лекл. 5. // Сл. 18 1 72. Словарь галлицизмов русского языка
  • Фриз - I Фрис (De Vries) Хуго (16.2.1848 - 21.5.1935), нидерландский ботаник; см. Де Фриз X. II (Fries) Чарлз Карпентер (29.11.1887, Рединг, Пенсильвания, - 8.12.1967, Анн-Арбор, Мичиган), американский языковед, академик Мичиганской АН. Большая советская энциклопедия
  • фриз - фриз I м. 1. Верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком (в архитектуре). || Украшения, помещаемые в этой части сооружения. 2. Широкий бордюр стены, ковра. || Кайма, обрамляющая паркет. Толковый словарь Ефремовой
  • ФРИЗ - ФРИЗ (Fries) Якоб Фридрих (1773-1843) - немецкий философ-идеалист, профессор в Йене. Последователь И. Канта, Ф. Якоби, Ф. Шлейермахера. ФРИЗ (франц. frise) - .. Большой энциклопедический словарь
  • фриз - 1. фриз/¹ (архит.). 2. фриз/² (ткань). Морфемно-орфографический словарь
  • Фриз - (фр. frise) 1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом; 2) декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете, кайма на паркете или ковре и т.д.). Словарь по культурологии
  • фриз - сущ., кол-во синонимов: 8 бордюр 13 выступ 61 зофор 1 кайма 13 народ 200 табличка 7 ткань 474 украшение 129 Словарь синонимов русского языка
  • ФРИЗ - ФРИЗ (Fries) Якоб Фридрих (23 августа 1773, Барби, Саксония – 10 августа 1843, Йена) – немецкий философ. В 1818–24 лишен профессуры за участие в студенческом движении. Новая философская энциклопедия
  • Фриз - (франц. frise), 1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом, в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы... Художественная энциклопедия
  • фриз - 1) -а, м. 1. архит. Часть антаблемента между архитравом и карнизом. Дорический фриз. Орнаментальный фриз. 2. спец. Декоративная полоса, окаймляющая верхнюю часть стены, паркетные полы, поле ковра и т. д. [франц. frise] 2) -а, м. устар. Толстая ворсистая ткань типа байки. [франц. frise] Малый академический словарь
  • ФРИЗ - ФРИЗ Хуго де, см. ДЕ ФРИЗ. Научно-технический словарь
  • фриз - I I, род. п. -а "шерстяная ткань с длинным ворсом", фри́зовый, прилаг. Из нов.-в.-н. Fries – то же, первонач. "фризская ткань", франц. frise, ср.-лат. раnni frisii, vestimenta dе Frisarum provincia (Клюге-Гётце 175; М.-Любке 302). II II, род. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • фриз - ФРИЗ 1. ФРИЗ, -а; м. [франц. frise] 1. Архит. Верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком. Дорический ф. Орнаментальный ф. Пустить барельеф по всему фризу. Здание опоясано широким фризом. Толковый словарь Кузнецова