Эссе конфликт плюсы и минусы. Конфликты в организации: плюсы и минусы. Какие существуют стратегии поведения в конфликте

«Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс», - говорят современные ученые-конфликтологи. Такой подход означает признание конфликтов неотъемлемой и вполне нормальной частью жизни человека. Еще мыслитель античности Гераклит утверждал: «Не только люди, но и боги, и весь Космос существуют в противоречиях. Борьба противоположностей есть всеобщий закон».

Любые общество, организация, семья состоят из противоречий. Каждая человеческая личность с ее привычками, убеждениями, ценностями подчас также весьма противоречива. В то же время в нашей стране долгое время существовала ориентация на «бесконфликтность». Считалось, что конфликтов не должно быть в «здоровом» обществе, «здоровом» коллективе, «здоровой» семье. И по сей день конфликт воспринимается как угроза благополучию. Большинство людей крайне эмоционально реагируют на конфликтные ситуации, стремятся поскорее избавиться от них, например, подавить или избежать любой ценой. Альтернативой такого страха перед конфликтами является не любовь к кон-фликтам, а их реалистическое принятие , отношение к ним как к форме человече-ских отношений, а не как к свидетельству собственной несостоятельности и вины. Представление о том, что благополучие означает отсутствие проблем и конфликтов, неизбежно приводит к их игнорированию и подавлению. Таким образом, только усиливая их.

КОНФЛИКТ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Любой конфликт, как феномен отношений, содержит позитивное и негативное начало.

Ценность конфликта: что дают кон-фликты организации?

  • Выявляют проблемы, требующие разрешения.
  • Позволяют улучшить качество принимаемых решений.
  • Способствуют развитию навыков межличностного общения.
  • Способствуют воспитанию психологической зрелости.
  • Помогают самопознанию.
  • Могут стать способом разрядки враждебности или обиды, которые возникают вследствие неэффективных взаимоотношений или дележа ресурсов.
  • Стимулируют и возбуждают азарт.
Цена конфликта: чего стоят конфликты между сотрудниками?
  • «Моральные» потери превращаются в финансовые:

Производительность труда снижается на 65 %;
- потери рабочего времени составляют 30 %;
- на достижение договоренностей в конфликтной ситуации уходит 42 % рабочего времени.

  • Снижается качество принимаемых решений:

Решения основываются на искаженной информации;
- снижаются точность и полнота информации;
- примешиваются посторонние мо-тивы (власть, влияние и проч.).

  • Увольняются квалифицированные кадры: около 50 % сотрудников увольняются из-за конфликтов в организации.
  • Происходит реструктуризация работ:

Нарушение взаимодействия;
- развал коммуникаций.

  • Саботаж, воровство, ущерб.
  • Снижение мотивации.
  • Возрастает заболеваемость сотрудников:

Психосоматика;
- стресс;
- ухудшение самочувствия.

ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТОМ
Жизнь доказывает, что управление конфликтом на основе жизненного опыта и здравого смысла не всегда эффективно. Можно встретить молодых здравомыслящих людей, которые в ситуации конфликта как будто теряют рассудок. Можно встретить весьма пожилых людей с, -казалось бы, богатым жизненным опытом, которые постоянно ссорятся и используют другие неконструктивные способы поведения.

Эффективное воздействие на кон-фликт может быть оказано только в том случае, если человек, участвующий в конфликте:
- понимает причины возникновения конфликта;
- знает и прогнозирует закономерности развития конфликта;
- использует адекватные пути разрешения конфликта.

В течение всего процесса развития - от зарождения до открытого периода и угасания (см. схему «Цикл конфликта») - конфликт сопровождают эмоциональные проявления. Именно избыток негативных эмоций является одним из признаков конфликта. Поэтому умение управлять эмоциями имеет первостепенное значение для профилактики и разрешения конфликтов.

Большинство людей привыкли думать о себе как о людях, склонных к согласию и сотрудничеству и, уж конечно, никогда не начинающих конфликт первыми. Однако в разгар схватки очень соблазнительно передавать свои эмоции в обидной для другой стороны форме или в виде безапелляционных суждений. Сначала один участник начинает выдвигать обвинения или затрагивать достоинство другого. Разумеется, при этом оппонент с гораздо меньшей охотой будет отвечать так, как хотелось бы первому участнику. Вместо того чтобы добиться от другой стороны сотрудничества, первый, скорее всего, спровоцирует контратаку. А вскоре они оба начнут драться «руками и ногами». Невинная искра с помощью ругательств и обвинений раздуется в огромное пламя, и вскоре начнет полыхать настоящий пожар конфликта, уничтожая все на своем пути.

Рассмотрим пример из офисной жизни, в котором ясно видна эта картина.

Федор: Почему вы никак не можете запомнить, что еженедельный отчет надо сдавать по пятницам до 16 часов, как мы договаривались? О чем только вы думаете!

Зинаида: Прекратите говорить об этом как о преступлении! Вы прекрасно знаете, что и вы не идеал трудовой дисциплины и порядка!

Федор: Но вы такая во всем. Я стараюсь работать эффективно и выжить в этом офисном хаосе, но это безнадежно. Вы хуже, чем стажер. Вы везде разбрасываете свои бумаги, никогда не убираете за собой чашки на офисной кухне. Вы не предупреждаете меня о своих ранних уходах. Вы ни о чем не думаете!

Зинаида: Не думаю?! Вы когда-нибудь прекратите критиковать меня при всех! Или вы, может быть, забыли, что я делаю самую сложную часть работы нашего отдела? Возможно, если бы вы меньше думали о грязных чашках, то добились бы большего эффекта!

Представление о том, что благополучие означает отсутствие проблем и конфликтов, неизбежно приводит к их игнорированию и подавлению. Таким образом, только усиливая их.

С этого момента офисная схватка приобретает особо ожесточенный характер, а эскалация стремительно нарастает. Ругань и обвинения, которыми обмениваются стороны, могут вызвать только более сильную негативную реакцию друг на друга. Однако и уход от раздражающих факторов не дает положительного результата. К тому моменту, как все будет кончено, Федор и Зинаида уже даже не смогут вспомнить, что все началось с отчета, не предоставленного вовремя. Они, скорее всего, будут озабочены тем, смогут ли восстановить свои отношения. Эти сотрудники могут даже задаться во-просом, стоит ли вообще работать вместе. Федор может целыми днями, а то и неделями размышлять об «отсутствии у Зинаиды уважения к порядку в офисе». Очень скоро этот зародыш недовольства, выпестованный в глубинах его сознания и подсознания, разрастется в тысячи раз и станет основным препятствием в их личных и деловых взаимоотношениях.

Что делает подобные столкновения особенно деструктивными?

  • «Спусковое» замечание или дей-ствие.
  • Умножение проблем.
  • Формирование враждебных альянсов.
  • Искажение коммуникаций.
  • Жесткая или крайняя позиция.
  • Концентрация на том, чтобы посильнее задеть другого.
Итак, как же следует выражать свои чувства, чтобы не ухудшать положение дел? Как мы можем передавать наши эмоции с нужной силой, чтобы одновременно и разряжаться, и стимулировать других к работе с нами в поисках решения?

«Я-послания»
Если вы используете «Я-послания», то уменьшаете сопротивление со стороны партнера по общению и создаете особые доверительные отношения. «Я-послания» делаются в некритической, -необвинительной манере. Человек передает информацию о своих чувствах и переживаниях, т. е. описывает свой опыт, а этим трудно сделать вызов и спровоцировать негативную реакцию оппонента - ведь речь идет о собственном, а не о чужом опыте.

В отличие от «Я-послания», утверждение типа «Вы-послание» действует на собеседника вызывающе, порождает с его стороны защитную реакцию, провоцирует конфликт (см. Таблицу 1).

Шаг второй. Добавьте слово, описывающее ваши эмоции: «раздражен…» или сердит, огорчен, расстроен, задет и т. д.

Шаг третий. Опишите событие или поведение, вызвавшее эмоции: «…что мне пришлось в пятницу задержаться на работе до 20 часов, чтобы утвердить ваш еженедельный отчет».

Шаг четвертый. Назовите материальное или эмоциональное воздействие:
«…по-тому, что это заняло мое личное время и я опоздал на назначенную встречу…»

Шаг пятый. Опишите, что означает для вас поведение другого человека: «…и я расценил это как неуважение и пренебрежение моими интересами».

Сигналы эскалации конфликта
Для профилактики и управления конфликтом важно вовремя замечать сигналы эскалации конфликта и не допускать их усиления:
- взгляд на другого участника кон-фликта как на противника;
- отрицание своей ответственности;
- уменьшение способности к самораскрытию;
- уменьшение готовности изменить свою точку зрения;
- ограниченность коммуникаций;
- искажение восприятия конфликтной ситуации.

Ключевой принцип для разрыва «спирали эскалации» конфликта звучит так: «Примите на себя ответственность за свои собственные мысли и чувства».

Чтобы разорвать «спираль эскалации»:
- сделайте осознанный выбор своих форм поведения;
- откажитесь от стиля мышления и действий «зуб за зуб»;
- делитесь вашими чувствами без обвинений и упреков;
- не расширяйте предмет спора;
- не используйте других людей или авторитеты как оружие;
- избегайте выражений «вы всегда» или «вы никогда»;
- не навешивайте ярлыки;
- не настаивайте на принятии решения, пока вы подвержены эмоциям.

Чтобы избежать сопротивления, практикуйте активное слушание, при котором вы суммируете и уточняете ваше понимание того, что говорит оппонент.

Неумение услышать и правильно понять (без искажений и интерпретаций) часто является причиной кон-фликтов.

Для конструктивного разрешения конфликта, прежде всего, необходимо наладить вербальную (словесную) коммуникацию. Именно через нее становится возможным поиск взаимопонимания и приемлемых решений.

То есть пока участники конфликта молчат, делают вид, что ничего не происходит, самоустраняются, вынашивают планы мести, предполагают, что «само рассосется» или «партнер сам догадается», конфликт не разрешается, а только усугубляется.

Другими словами, чтобы приступить к разрешению конфликта, нужно начать разговаривать с другим участ-ником конфликта. Причем разговаривать, проявляя культуру общения и соблюдая этикет (см. Упражнение «Вербальное поведение в конфликтных ситуациях»).

Конфликт похож на боль. Боль неприятна. При этом любой врач скажет, что она выполняет полезную и важную функ-цию. Боль - это сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью.

Переживание конфликтов подчас оказывается тяжелым и стрессовым процессом для любой живой системы - страны, бизнес-организации, семьи, личности. В то же время противоречия - одно из слагаемых жизни. Важно перестать рассматривать столкновения этих противоречий - конфликты - как аномалию, нечто «неправильное» и вредное. Имеет смысл воспринимать конфликт как сигнал о том, что что-то не в порядке в системе отношений или в самой личности. В ответ на этот сигнал необходимы изменения для создания нового качества отношений. Именно такой подход позволят обеспечить «выживание» отношений.

Упражнение «Вербальное поведение в конфликтных ситуациях»

Исключите из приведенных ниже выражений те, которые во время обсуждения при конфликтной ситуации лучше НЕ использовать.

  1. Я вам докажу, что вы не правы.
  2. Я сожалею, но вынужден не согласиться.
  3. Я не могу разделить ваше мнение по этому вопросу.
  4. Я хотел бы уточнить.
  5. Я не согласен.
  6. Вы не понимаете сути проблемы.
  7. Мне бы не хотелось казаться критически настроенным, но мое отношение в целом отрицательное.
  8. У меня есть несколько комментариев.
  9. Ни за что! Ни под каким видом!
  10. Давайте посмотрим на проблему по-другому.
  11. Мне хотелось бы прийти к взаимопониманию с вами и найти решения, приемлемые для нас обоих.
  12. Я лучше вас знаю, как поступить.
  13. На этот счет существуют и другие мнения.
  14. Напрасно вы так самоуверенны!
  15. Я не согласен с вами по следующей причине.
  16. Позвольте мне уточнить, если я правильно вас понял...
  17. Вы ошибаетесь.
  18. Ваше мнение для меня безразлично!
  19. Я думаю, что у нас есть все возможности понять друг друга!
  20. Вы меня удивляете! Вы рассуждаете абсурдно.
  21. По моему мнению, нам следует обсудить эту проблему более тщательно.
  22. Помилуйте, да о чем вы говорите! Как можно так думать?
  23. Никогда не соглашусь с вами.
  24. У меня есть несколько замечаний по этому поводу...
  25. Мне все равно, что вы думаете.
  26. Я против. Нам больше не о чем говорить!
  27. Давайте вместе беспристрастно проанализируем факты.
  28. Правильно ли я вас понял? Вы имеете в виду, что...
  29. С вами невозможно разговаривать, вы просто невыносимы!
  30. Я не намерен слушать ваши оправдания.

Ответ:
Выражения, которые во время обсуждения при конфликтной ситуации лучше НЕ использовать: 1, 5, 6, 9, 12, 14, 17, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 29, 30.

Плюсы и минусы внутриличностных конфликтов

Сначала коротко о конфликтах собственно. Чувства - фундамент разума, но разум к чувствам не плюсуется, так как разум - это рациональность, а чувства - это эмоции. Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства.

Это может быть частичное согласие. Например, чувства говорят: "Я устал!", а голова говорит: "Да, попозже. Отдыхать пока не время". Это может быть явное противоречие и конфликт. Типовая разновидность этого внутреннего конфликта, это когда чувства говорят: "Хочу!", а разум говорит "Нужно". Разум говорит: "Правильно так", чувства протестуют: "Не хочется".

Исход столкновения зависит как от мощности расшалившихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, в столкновении разума и чувств мозг только согласится с тем, что диктуют ему чувства.

Однако сила чувств определяет не все, кроме силы чувств, есть сила разума и сила личности. Многое зависит от уровня личностного развития людей, включенных в эту ситуацию. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще вопрос решается на уровне чувств. Чем выше - тем чаще идет обращение к разуму.

У хорошо простроенной личности конфликтов разума и чувств не происходит. Содружество разума и чувств возможно и необходимо, при этом правильное их отношение состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: хорошо воспитанные чувства дают энергию и тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, а разум принимает ответственные решения.

Мы знаем, что разум и чувства не всегда бывают в мире, но что делать со страхами и надеждами, куда деть чувство вины и где взять благодарность, когда в душе усталость и злость? Когда голова нам говорит, что мы не правы, чувства от этого утихают не всегда, нередко это порождает следующую волну внутреннего возмущения.

Лучше всего, когда дружат, поддерживают друг друга. Это помогает человеку жить в ладу с собой и эффективно решать встающие перед ним жизненные задачи.

Возможно ли это? Да, возможно, но для этого нужно потрудиться. Содружество разума и чувств - задача, решаемая только при высоком уровне развития личности. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще жизненные вопросы решаются на уровне чувств. , хотя при необходимости думают ничуть не хуже мужчин . Чем выше уровень развития личности - тем чаще идет обращение к разуму, однако лучшие результаты дает только содружество разума и чувств.

Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Без саботажа и своевольства.

Как в хорошей семье: муж глава семьи, а семья - счастливая и дружная.

Оптимальное взаимоотношения разума и чувств такое же, как взаимоотношения руководства и сотрудников в качественной, эффективно работающей организации. В такой организации есть службы, дающие руководству необходимую информацию, есть служба безопасности, мгновенно реагирующая по необходимости, и есть большое число сотрудников, занятых на разных производствах. Все эти службы и сотрудники исключительно важны, но все они подчиняются руководству. Гармония руководства и сотрудников в том, что руководитель разумно руководит, а сотрудники качественно делают то, что им поручено.

Такие же отношения между разумом и чувствами. Разуму нужна ориентировка, и большую часть информации ему предоставляют чувства - и внешние, и внутренние. В ситуациях опасности, где требуется мгновенное реагирование, могут включаться рефлексы, срабатывающие еще до включения головы. Кроме этого, чувства перестраивают организм под разные нужды и состояния, участвуют в процессе общения, создаваясь яркость и эмоциональную доходчивость. Все главные решения принимаются разумом, а чувства и эмоции - служат разуму, но не затмевают его, не мешают его работе.

Говорить о том, что перед лицом самых трудных и ответственных решений разум нередко пасует и его выручает чувства и интуиция, едва ли есть серьезные основания: нужно учесть, что большая часть тех явлений, которые не-специалисты привыкли называть "чувствами", на самом деле являются формами недискурсивного мышления,

Борьба мотивов - столкновение разнонаправленных мотивационных тенденций, одна из разновидностей внуриличностного конфликта.

Если в борьбе разнонаправленных мотивационных тенденций верх берут непосредственные побуждения (в том числе и нравственного порядка), это не . Побеждает сознательно поставленная цель - волевое.

Чтобы у вас чаще побеждала ваша сознательно поставленная цель, а не соблазительные случайные импульсы,

  • вспомните, ради чего вы поставили эту цель, свяжите ее со своими более высокими целями и задачами - может быть, и вашей миссией. Это увеличит ее личностный смысл .
  • сделайте ее максимально яркой, привлекающей внимание. Ее можно нарисовать, сделать напоминалки.
  • продумайте положительные последствия от достижения поставленной вами цели и негативные последствия, если повестись за непосредственным желанием.
  • создайте , эмоционально-телесное состояние Хочу ​, связанное с целью (помогут , представление привлекательного будущего, когда я все уже совершила).
    • Вспыльчивостью называют эмоциональную несдержанность, взрывную раздражительность, которая свойственна темпераментным людям.
    • Вспыльчивость - чаще мужская черта характера. Женщины, особенно с мужским гендером, также бывают вспыльчивы, однако женский вариант обвинительности чаще отыгрывается через и происходит обычно в форме обид или истерик. Обидчивость и истеричность - женские аналоги вспыльчивости.
    • Вспыльчивость считают дурной чертой характера, однако это не совсем так. Есть два вида вспыльчивости: вспыльчивость пустая и вспыльчивость обоснованная.
    • Если человек часто вспыхивает, а то и взрывается "на ровном месте", без серьезного повода - это пустая вспыльчивость, и это действительно дурная привычка. Именно привычка, потому что никто вспыльчивым не рождается, вспыльчивыми - становятся. Чаще
    • всего это были эмоциональные вспышки ребенка, которые разрешали ему родители (чаще мамы и бабушки) и к которым ребенок привык. Мамы не любят воевать с ребенком, они сторонники поуговаривать и поотвлекать, чтобы все прошло само, а в результате ребенок получает себе разрешение орать, как только ему вздумается. В семье же, где внимательные родители сочетают теплоту и , ни о какой вспыльчивости детей речи не идет.
    • Можно ли эту привычку поправить уже у взрослого человека? Да, это вполне возможно, если есть поддержка окружающих, а сам человек согласен в себе это изменить и хочет это изменить. При этом самые эффективные - самые жесткие меры: в армии бытовая вспыльчивость новобранцев в процессе взаимодействия с опытным ротным "лечится" в первые же месяцы. Вне армии, в семье и на работе, пустая вспыльчивость уходит с трудом, поскольку обычно имеет те или иные внутренние выгоды, а заставить человека контролировать свои психи возможно не всегда. Тем не менее, вспыльчивый Жириновский при В.В. Путине всегда находит возможность себя сдержать.

А теперь о минусах внутриличностного конфликта:

Позитивные последствия конфликтов

1) конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;

2) конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке;

3) внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека;

4) конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;

Определенные обстоятельства, недопонимание, негативное отношение к собеседнику приводят к конфликту.

Этот инцидент случается у каждого и это естественный процесс , который происходит в разных жизненных ситуациях.

Специалисты выделяют как плюсы, так и минусы конфликта. У таких инцидентов есть немало последствий, с которыми следует ознакомиться.

Положительные и отрицательные стороны

У данных инцидентов могут быть как позитивные, так и негативные стороны.

Позитивные последствия

Позитивными последствиями данных инцидентов являются :

  1. Развитие взаимодействий как между отдельными индивидами, так и между социальными группами.
  2. Такие ситуации совершенствуют отношения. Они переходят на новый уровень, люди раскрываются перед друг другом.
  3. Конфликты выявляют преимущества и недостатки определенных отношений.
  4. С помощью таких ситуаций можно построить более гармоничные отношения, индивиды не скрывают своих настоящих чувств.
  5. Участники ситуации познают друг друга.

Благодаря таким ситуациям люди выясняют, дружить им дальше или нет, строить отношения или не стоит этого делать .

Отношения становятся более доверительными, снимают недопонимание.

На общество конфликты оказывают положительные воздействие только в том случае, если они случаются редко , не изводят внутренне людей, не приводят к стрессовым состояниям.

Тогда люди больше доверяют друг другу, бывают более открытыми, нескрытными.

Если они случаются часто, общество становится озлобленным, агрессивным, повышаются случаи криминала, а люди не могут наладить коммуникацию, не в силах построить отношения.

Негативные результаты

У конфликтов бывает множество негативных последствий . К ним можно отнести:

  1. Неудовлетворенность профессиональной деятельностью.
  2. Неоправданная конкуренция.
  3. Сокрытие информации.
  4. Переживания, волнения, которые нередко приводят к психическим проблемам.
  5. Сложно строить коммуникации в дальнейшем.

Человек переживает негативные эмоции , он плохо себя чувствует, пытается прийти в себя после случившегося.

Это может негативно сказаться на профессиональной деятельности : человек испытывает подавленность, у него нет сил на работу, поэтому падает производительность. Справляться с работой, делами становится очень тяжело.

Социальный конфликт не всегда, но чаще всего приводит к негативным последствиям. Люди перестают стремиться к новым отношениям, избегают новых знакомств, замыкаются в себе.

Случается, что стороны находят компромисс, обсуждают вопросы, которые их интересуют, но зачастую осадок от конфликта все равно остается.

Любой конфликт обладает определенными целями, мотивами , может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям.

Эти инциденты являются частью социальной жизни человека, поэтому даже у самых дружелюбных и неконфликтных людей это случается в результате недопонимания и неприятия взглядов противоположной стороны.

О плюсах и минусах конфликтов в этом видео:

Плюсы и минусы конфликта. Плюсы -конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях Дает возможность увидеть скрытые отношения Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение Пересмотр своих взглядов на привычное Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом. Минусы Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата Ухудшение качества работы-сложное восстановление деловых отношений Представление о победителях или побежденных как о врагах Временные потери- на 1 мин. Конфликта приходиться 12 мин. Послеконфликтных переживаний.

Слайд 5 из презентации «Семинар -практикум: Конфликты и конфликтные ситуации»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Семинар -практикум: Конфликты и конфликтные ситуации.ppt» можно в zip-архиве размером 2339 КБ.

Скачать презентацию

Конфликты в школе

«Школьные службы примирения» - Круги заботы. Организация деятельности ШСП. Работа службы со школьным сообществом. Причины подростковых «стрелок». Типы программ. Школьные службы примирения. Обучение проведению примирительных программ. Принципы деятельности ШСП. Порядок работы школьной службы примирения. Школьные конференции. Процессы криминализации.

«Педагогический конфликт» - Стадии стресса. Основная трагедия воспитания. Поведение в конфликте в зависимости от ситуации. Виды конфликтов. Динамика конфликта. Профилактика конфликтов. Конфликтная ситуация. Приемы предупреждения конфликта. Педагогический конфликт. Не лишайте детей права на образование, не удаляйте их с урока. Главные причины педагогического конфликта.

«Управление конфликтами в школе» - Интересная типология педагогических конфликтов. Советы родителям. В школе ребенок проводит большую часть своего времени. Памятка для родителей. Конфликтологическая компетентность педагога. Конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент. Сотрудничество. Уступчивость, приспособление. Педагогу приходится разрешать конфликты.

«Конфликтные ситуации в школе» - Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах. Педант. Конфликт в школе. Типы конфликтных личностей. Приспособление. Конкуренция. Ученик-ученик. .Знаете ли вы свои основные права? *да *нет *некоторые. Безконфликтный. . Кому в школе доверяете? *учителям; *одноклассникам; *директору; *никому.

«Конфликты в школе» - Результат от группы: разработаны стратегии поведения учителя в типичных конфликтных ситуациях. Проект решения: Педагогический совет. Выступление О.Ю Пшеничной «Создание информационной среды учителя». Определение педагогами особенностей поведения конфликтной личности, стилей разрешения конфликтов. Результат от группы: 3-4 типичных конфликтных ситуации, которые хотелось бы разобрать.

Между людьми с радикально отличающимися интересами и взглядами нередко возникают конфликты. Их суть многообразна. Но всегда вне зависимости от ситуации между участниками возникает напряжение и явно ощущаемый негатив, испытываемый ими по отношению друг к другу.

Но все мы живём и взаимодействуем в социуме. Люди, являющиеся его членами, разные. И вряд ли кому удавалось избежать таких «столкновений». Впрочем, с психологической точки зрения подобные ситуации иногда даже полезны. Так что сейчас стоит поговорить про минусы и плюсы конфликтов.

Эмоциональный аспект

О нём следует сказать в первую очередь. В конфликтах ничего приятного нет, так как сопровождаются они негативными эмоциями, разрушительно воздействующими на участников. Особо впечатлительных людей частые их всплески могут привести даже к возникновению и развитию различных заболеваний, которые обычно затрагивают ЦНС, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы, печень, суставы и т. д. Странно?

Ничуть, ведь в нашем организме всё взаимосвязано. Это минус. Но есть и плюс! В таких ситуациях можно научиться брать верх над эмоциями - контролировать их, дистанцируясь от эпицентра конфликта. Не каждый умеет уйти от «точки кипения». Но при таких обстоятельствах можно попробовать развить этот навык. Популярный способ – концентрация на чём-то другом, не на эмоциях. Например, на счёте от 1 до 10.

Столкновение интересов

Это и подразумевают конфликты. Плюсы и минусы в столкновении интересов очевидны. Отрицательная сторона заключается в том, что многие люди забывают о существовании такого понятия, как «личное мнение». И, вступив в дискуссию с человеком, имеющим другие взгляды на какую-либо ситуацию, они начинают переступать все возможные границы. Начинают переходить на личности, бросаться оскорблениями, унижать оппонента. Это ужасно, неприемлемо и показывает человека с самой худшей стороны.

Зачем так поступать, когда из столкновения интересов можно извлечь пользу? Плюс тут заключается в возможности расширить свои личные границы, пересмотреть взгляды на привычные вещи, попробовать мыслить по-другому. Такой подход нередко даже даёт толчок к выстраиванию межличностных отношений по-новому.

Вражда

Рассказывая про плюсы и минусы конфликтов, нельзя не отметить, что именно к вражде нередко приводят столкновения интересов. Ничего хорошего в этом нет. Но в то же время конфликт – это повод разобраться в сложившейся ситуации спокойно, без скандалов. Оппоненты могут просто успокоиться и выяснить точку зрения друг друга, выслушав мнение и аргументы собеседника без перебивания. Это тоже не каждому дано, так как сначала нужно взять верх над эмоциями и нередко над своим эго. Но именно посредством спокойной беседы можно понять причины и суть возникшей ситуации, а также найти пути выхода из неё.

Типология

Что ж, после краткого рассмотрения плюсов и минусов конфликтов хотелось бы уделить немного внимания их классификации. Хорошую типологию выделяют в социальной психологии. Вот какие бывают конфликты:

1.Внутриличностные.

2.Межличностные.

3.Межгрупповые.

4.Между личностью и группой.

В то же время, к какому бы типу столкновение интересов не относилось, оно может быть либо конструктивным либо деструктивным. В первом случае участники конфликта приходят к единому мнению касательно его решения.

Разногласие устраняется, и отношения между людьми укрепляются. Во втором случае участники конфликта не приходят к решению проблемы. Условно о случившемся они, конечно, могут забыть. Но если последствия разногласий неблагоприятно в дальнейшем отражаются на их отношениях, то конфликт считается деструктивным – нерешённым.

Виды Если в качестве критерия взять объект конфликтов, то получится выделить пять следующих видов:

Экономические. Возникают на почве столкновения экономических интересов. Характеристика конфликта проста – он возникает из-за того, что потребности одной стороны удовлетворяются другой.

Социально-политические. Их основой являются противоречия, затрагивающие политику государства и прочие аспекты данной сферы.

Идеологические. Они возникают из-за противоречий во взглядах на различных проблемы государства, общества и жизни.

Социально-психологические. Тут характеристика конфликта проста и понятна, так как данный вид противоречий встречается чаще всего. Возникают они из-за психологической несовместимости людей, идейных расхождений, борьбы за лидерство, эгоизма и т. д.

Социально-бытовые. Эти конфликты связаны с разными представлениями людей о быте и жизни. Самый простой пример – дисгармония в семейных отношениях. Причинами возникновения могут быть как бытовые неурядицы, так и идейные расхождения.

Это довольно узкая и обобщенная классификация. Также стоит отметить, что ещё конфликты бывают эмоциональными и рациональными, длительными и кратковременными, духовными и материальными.

Стратегии поведения

О них тоже стоит вкратце рассказать. Всего известно пять стратегий поведения в конфликте. Соревнование. Человек, следующий данной стратегии, намерен удовлетворить свои личные интересы в ущерб чужим. Он уверен, что победить в конфликте может только кто-то один. Такой человек будет настаивать на своём до последнего, даже не пытаясь выслушать оппонента.

Приспособление. Противоположная стратегия. Ей следуют люди, которые готовы поступиться личными интересами, лишь бы оппонент успокоился. Обычно они не уверены в себе, морально слабы и имеют низкую самооценку. Избегание. Нейтральная стратегия. Её предпочитают люди, которые стараются избежать конфликтов. Они не принижают свои интересы, но и чужие тоже не учитывают. Компромисс. Данная стратегия подразумевает частичное удовлетворение интересов каждой стороны. Один человек уступает другому, если и тот сделает то же самое. Сотрудничество. Самая разумная стратегия. Ей следуют люди, которые хотят, чтобы в выигрыше оказались все.

Они выясняют повод и причину конфликта, объективно рассматривают его со всех сторон и находят решение, устраивающее всех. Следование последней стратегии, разумеется, является лучшим способом решения проблемы. Но не лёгким. Потому что перед тем, как наладить «сотрудничество» между участниками конфликта, нужно до каждого «достучаться».