Презентация чудеса русской архитектуры. Чудеса русской архитектуры: каменный собор, построенный на крохотном острове. Звучит: музыкальный фрагмент « к элизе»

Конспект урока-проекта по мировой художественной культуре, 9 класс «Древнерусская храмовая архитектура»

Конспект урока-проекта по мировой художественной культуре, 9 класс

Тема урока-проекта: «Древнерусская храмовая архитектура»

Описание материала: Урок-проект по мировой художественной культуре для старших классов общеобразовательной школы. Конспект познавательного урока-проекта по истории культуры России включает материалы сообщений подготовленных учащимися к уроку. К конспекту урока прилагаются презентация учащихся и рабочий лист, что делает урок нагляднее, а работу детей эффективнее.
Цели и задачи:
Образовательная: - Знакомить учащихся с древнейшими постройками Киева, Новгорода, Владимира. Определить значение собора Святой Софии для Киевской Руси. Определить своеобразие Новгородской и Владимирской архитектурных школ.
Учебная: - Развивать способности к анализу выразительных средств искусства. Формировать умение использовать мультимедийные - компьютерные технологии в подготовке учебного материала к уроку.
Воспитательная: - Воспитывать чувство патриотизма, гордость за культурное наследие предков. Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное.
Форма урока: урок-проект, урок-семинар.
Материалы к уроку: Презентация учителя «Древнерусская храмовая архитектура», презентации опережающих заданий учащихся по группам:
1 группа – История архитектуры Собора Святой Софии в Киеве.
2 группа – Особенности новгородской архитектурной школы.
3 группа - Особенности владимирской архитектурной школы.
План урока:
Организационный момент – 1- 2 мин.
Актуализация знаний – 5-7 мин.
Основная часть – 20-25 мин.
Подведение итогов урока. – 7-10 мин.
Ход урока:
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы
Диво дивное в русской глуши.
Н. Рубцов

1. Организационный момент (проверка готовности учащихся).
2. Актуализация знаний. Учитель определяет цель урока. В ходе урока учащимся предстоит выполнить задание в рабочих листах (приложение 1).
Вступительное слово учителя:
Рассказ о русском искусстве следует начать с искусства Древней Руси. Одно из главных событий древнерусской истории - принятие христианства - несомненно, сыграло важнейшую роль в становлении многих русских культурных традиций. Можно сказать, что вместе с религией на Русь пришла архитектура, живопись и литература. Во всех городах началось строительство храмов и соборов, сначала по подобию византийских, а потом на их основе были выработаны собственные архитектурные традиции. Сегодня мы обратимся к истории развития православного храма на Русской земле.

В древние времена на Руси строили в основном из дерева, первое не деревянное сооружение появилось в конце Х в. Это Десятинная Церковь в Киеве. Десятинную Церковь в Киеве построили из плинфы - широкого и плоского кирпича - византийские мастера. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси.
Вопрос: Какие еще материалы для строительства храмов использовали на Руси?
Ученики: На севере, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали природный Камень. Правда, арки и своды выкладывали все-таки из плинфы. Новгородский камень – серый валун. Его без всякой обработки использовали - кладки стен.
Во Владимиро-Суздальских землях строили из белого камня - известняка, который тщательно отесывали в прямоугольные блоки. Этот материал мягок и легко поддается обработке. Из белого камня были сложены стены и башни Московского Кремля времен Дмитрия Донского.
В конце XV в. на Руси появился новый строительный материал - брусковый кирпич. С ним познакомили москвичей итальянцы. Таким кирпичом удобно было вести разнообразную кладку.
Учитель: Правильно. Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества - храмы.
Вопрос учащимся: Где вам доводилось встречать древнейшие храмы Руси? (Ответы ученики выстраивают по впечатлениям от экскурсий).
Учитель: По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы - землю. Фасад храма. Храм венчают купола с крестами. Количество куполов имеет символический смысл.


Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе,
три - как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух),
пять - как Христос и четыре евангелиста,
тринадцать - как Христос и двенадцать апостолов,
тридцать три - по числу лет земной жизни Спасителя.
Вопрос: Расскажите, какой символический смысл имеет форма и цвет куполов?


Ученики: Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Цвет купола также важен в символике храма.


Золотые - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Каждый купол опирается на барабан. Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или колоннах.
Вопрос: Как вы думаете, от чего зависит количество таких столбов в храме?
Ученики: Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Это было необходимо для прочности конструкции.
Учитель: Правильно. В Софийском соборе в Киеве, одном из крупнейших храмов Древней Руси, в нем насчитывается более сорока внутренних опор.


Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь. Количество апсид - одна, три, пять - зависило, чаще всего, тоже от величины храмов.
Вопрос ученикам: Какие декоративные детали храмов вы можете еще назвать?
Ученики: Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов.


Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление портал. Нередко храм украшает арктурный пояс.


Учитель: Купола с крестами и апсиды - самые характерные деетали храма, отличающие его от любой другой постройки.
3. Основная часть
Учащимся предлагается ответить на вопросы опережающего задания по подготовленным сообщениям с презентациями.
Вопрос к учащимся: Расскажите о древнейших постройках Киева.
Презентация учащихся1 группы: Архитектурные особенности храма Святой Софии в Киеве.


Летопись рассказывает, что в 1036 г. воспользовавшись отсутствием князя Ярослава Мудрого в Киеве, печенеги совершили набег на южную Русь. Враг был очень силен. Когда-то даже бесстрашный князь Святослав пал его жертвой. Ярослав узнал об осаде Киева, находясь в Новгороде. Собрав большое войско из новгородцев и варягов, он двинулся на выручку киевлянам. Целый день шло кровопролитное сражение у стен древнерусской столицы. Только к вечеру русские одолели печенегов. Много врагов полегло на поле брани, утонуло в реке во время бегства. С тех пор набеги печенегов на Русь прекратились.
Древнейший и прекраснейший храм получил имя Святой Софии - мудрости Божьей. Название было выбрано не случайно. Так же именовался главный собор Константинополя.


Именно оттуда для выполнения княжеского заказа были приглашены лучшие мастера - архитекторы. Зодчие заложили большой храм.


С трех сторон окружили его галереями. По углам соорудили две башни. Винтовые лестницы внутри них вели на второй ярус галерей. Подлинным украшением собора стало двенадцать разновеликих куполов, образовавших пирамидальную композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. Софийский собор вознесся ввысь почти на 30 метров (высота современного десятиэтажного дома) над окружающими его низенькими деревянными избами-полуземлянками.
Выдающийся русский писатель XI века митрополит Илларион так отозвался о церкви святой Софии:
«…она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!"
И уж конечно, не могли оставить его равнодушным мозаики и фрески, сплошь покрывавшие храм внутри. Как свидетельствует "Повесть временных лет" Ярослав украсил церковь "золотом, серебром и сосудами церковными" . Иллюстрация картины Н.Рериха "Ярослав Мудрый".


Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь находилась резиденция тогдашнего главы русской церкви митрополита киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека - древнейшая на Руси и даже мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава Мудрого при Софии была создана одна из первых на Руси школ. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе в мраморном саркофаге.
За свою долгую историю Софийский собор неоднократно менял облик.


На рубеже XVII - XVIII вв. его частично перестроили в духе "украинского барокко".


Побелили нарядные полосатые стены, заменили древние яйцевидные купола гранеными с золотыми маковками, внутри установили высокий резной иконостас.
Многое пережил храм на своем веку: татаро-монгольское нашествие, гитлеровскую оккупацию... И все-таки память о седой старине древняя София продолжает хранить.


О, раскачай свой колокол, София!
Как тихо в Божьем храме без огня.
Лишь дышит ночь в ладони стен сухие,
Молитву побелевшую храня.
Да озарятся голоса глухие,
Как взгляд Марии перед Рождеством.
О, раскачай свой колокол, София!
Высоким горлом xлынь, горячий звон!
1985

Учитель: Распад единого государства - Киевской Руси - на отдельные земли привел к созданию самостоятельных художественных школ. Наиболее известными архитектурными школами были новгородская и владимирская школы.
Презентация 2 и 3 группы учащихся: Особенности новгородской и владимирской архитектурных школ.
Задание классу. На примере построек Новгорода и Владимира необходимо определить характерные особенности архитектурных школ, Подберите 10 слов характеризующих эти постройки и запишите их в таблицу.
Ученики 2 группа: Особенности новгородской архитектурной школы.
Сооружение великолепного собора в Киеве не могло остаться незамеченным и в Новгороде - втором по значению политическом центре тогдашнего русского государства. Ведь именно из Новгорода пришел княжить в Киев Ярослав Мудрый. Военная поддержка новгородцев помогла ему овладеть заветным престолом.
В середине XI в. сын Ярослава новгородский князь Владимир заложил храм на территории древнего детинца (крепости) и назвал его, как и киевский, Софийским. Но, в отличие от своего предшественника, новгородская София была пятиглавой.


Вопрос учащимся: Вспомните, что это символизировало?
Ответ учащихся: Это символизировало образ Христа и четырех Евангелистов.
Главы, покрытые шлемовидными куполами на мощных барабанах, напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушая это единение, шестая глава была поставлена над лестничной башней, ведущей на второй ярус галереи, окружающей храм с трех сторон.
Новгородская София производит величественное впечатление. Снаружи собор лишен каких-либо украшений. Только гладь стены расчленена мощными выступами - лопатками. За девять веков культурный слой вырос вокруг него более чем на 1 м. Суровая монументальность - главное качество, присущее Новгородской Софии.
Летопись приводит любопытный факт: в 1547 г. царь Иван IV, находясь в Новгороде, узнал о существовании в башне святой Софии тайника. В указанном месте стали ломать стену, и из образовавшегося проема посыпались несметные сокровища - золотые и серебряные слитки, гривны, рубли. Целый воз, наполненный драгоценностями, под усиленной охраной был отправлен в Москву.
Церковь Спаса на Нередице Новгородский шедевр.


Постройка XII в. Ее заказчик - князь Ярослав Владимирович - пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Храм невелик. Большая глава сидит на массивном барабане. Фасады практически лишены украшений. Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется на редкость величественной. Но главная особенность Спаса на Нередице заключается в его удивительной скульптурности - красивой округлости форм. Плавная кривизна линий, неровность стен, скошенность углов придают ему редкое очарование.
Точную характеристику новгородского зодчества дал выдающийся искусствовед, реставратор и художник Игорь Эммануилович Грабарь: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесанного... но себе на уме... В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца - сила, и красота его - красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще».
Новгородцы очень любили свою Софию. Она стала символом их города. Бытовала даже поговорка: "Где святая София, там и Новгород". Часть города на левом берегу Волхова, где стоит храм, с тех пор называется Софийской.


Средь были, небыли и снов
Я слышу глас моей России,
Её измученных сынов;
И горних ангелов паренье
Меня коснулося едва,
И вновь берёт за душу пенье
И улетает сквозь века!
Святой угодник Илия!
На тяжкой жизненной дороге
Спаси Господь, люди твоя!
Струится, в душу западая,
(Песнопение. В. Шилин)

Задание классу: Выделите главные черты новгородской архитектуры.
Примерный ответ учеников: После строительства Святой Софии новгородская архитектура обрела свои неповторимые черты - скупость украшении, строгость и монументальность форм, выразительную пластичность. Стены новгородских храмов, сложенные из камней - валунов, не выравнивались. Их плоскости, словно живая материя, имеют выступы и впадины, особенно заметные в косых лучах солнечного света.
Сообщение чеников 3 группы Особенности владимирской архитектурной школы. Главный собор Северо-Восточной Руси.
В XII в. Русь распалась на отдельные княжества. Наиболее могущественным среди них было Владимиро-Суздальс-кое (Ростово-Суздальское). Его искусство прославилось главным образом своими белокаменными храмами.
В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор.


На его сооружение князь выделил десятую долю своих доходов, точно так же, как когда-то Владимир Креститель для первой русской церкви - Десятинной. Место для строительства было выбрано на редкость удачно - вершина крутого пятидесятиметрового холма, возвышающегося над рекой Клязьмой. Имена зодчих, возводивших собор, не известны, но летопись сообщает, что для его строительства "Бог привел мастеров со всех земель" . Будто бы даже с романского 3апада император Фридрих Барбаросса прислал своих умельцев.
Первоначально был сооружен небольшой одноглавый храм. Он простоял почти тридцать лет, но в 1185 г. Сильно пострадал от пожара. Князь Всеволод Большое Гнездо, правивший тогда во Владимире, велел его перестроить. При перестройке Успенского собора проявилось соперничество двух русских городов - Владимира и Киева. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии Киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси в XII в. - 32 метра. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых стенах пробили широкие арочные проемы. По углам поставили еще четыре купола. Таким образом, получился большой пятиглавый собор.
Успенский собор был богато оформлен и внутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями, выполненными в технике наводки золотом; полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая "Владимирская Богоматерь"


Летопись рассказывает, что во время храмового праздника Успения открывались северные и южные "златые врата" собора и между ними вывешивались драгоценные облачения и ткани, вложенные в храм князьями.
На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, владимирский считался главным в Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей местных князей. По сей день в храме покоится прах его строителей - князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.
Дмитриевский собор. В конце XII в. недалеко от Успенского собора был построен еще один - одноглавый Дмитриевский.


Назван он так в честь святого Дмитрия Солунского, христианского покровителя князя Всеволода, который при крещении был наречен Дмитрием. Храм строился по его заказу на месте княжеского двора.
Снаружи стены, закомары, под купольный барабан Дмитриевского собора сплошь покрывают скульптурные рельефы - резные изображения людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений. Около тысяче резных камней! Многие рельефы удалось расшифровать.
На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь, четыре евангелиста. Некоторые изображения особенно интересны: на северном фасаде в левой закомаре, сидящий на троне князь Всеволод с сыновьями. Это семейный портрет заказчика храма. На противоположном, южном фасаде в правой закомаре - Александр Македонский, возносящийся на небо. Странно видеть античного полководца-язычника на стене православного храма. Откуда русские мастера могли знать Александра Македонского.
Оказывается, в XII веке на Руси была очень популярна переведенная с греческого приключенческая повесть "Александрия", повествующая о жизни великого полководца. Быть может, именно она вдохновила неизвестного скульптора изобразить понравившегося исторического героя.
Крупнейший знаток владимиро-суздальской скульптуры Георгий Карлович Вагнер предположил, что главная идея, выраженная в рельефах Дмитровского собора, - заступничество святых за владимирский народ и князей, проповедовавших христианство в своем крае.
В нескольких километрах от Владимира, в чистом поле стоит одна из самых красивых церквей Руси – Покрова на Нерли .


Археологические исследования показали, что первоначально храм выглядел иначе. Вместо луковичной главы была шлемовидная. Храм окружала открытая галерея, опирающаяся на арки. Холм, на котором стоит церковь, был облицован белокаменными плитами. От храма к причалу у реки спускалась широкая каменная лестница. Изменившая за восемь столетий свой облик, церковь Покрова все равно остается прекраснейшим памятником средневекового владимирского зодчества.
Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого ноля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.


В XVIII веке над памятником нависла угроза уничтожения. Настоятель одного из близлежащих монастырей просил разрешения разобрать его, чтобы использовать камень для строительства монастырской колокольни. Спасти церковь помог случай: не сошлись монахи с подрядчиками в цене.
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями:
« …Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…» И. Э. Грабарь
Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия. Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.
Здесь мирный уголок Владимирской земли,
на берегу, в нешумном отдаленье
от жаркого её сердцебиенья,
храм Покрова, стоящий на Нерли.
Владимирские церкви вдалеке,
в горящем золоте и в стройности могучей.
Над ним простёрлась боголюбовская круча,
а храм ныряет лебедем в реке.
Здесь давняя естественная грань
лесной Мешёры с суздальским Опольем,
покой, краса и полное приволье
и в нынешние дни, и в дедовскую рань.
В иных местах тревоги и шумы,
а этот храм в любое лихолетье
меняет луговые разноцветья
на белоснежные искрения зимы.
В нехитром камне воплотилась филигрань
пленительного древнего искусства.
И припадающие плачут и смеются,
смиряя боль, забывши гнев и брань.
Здесь сказочное зеркало Руси,
и в плеске вод - святая подоплёка.
Вокруг страна - и близко и далёко.
Господь её помилуй и спаси.

Вопрос классу: Какие архитектурные особенности владимирских храмов вы подчеркнули?
Примерный ответ учеников: Ровные гладкие стены белокаменных владимирских храмов украшают скульптурные рельефы. Дверные проемы обрамляют резные порталы в виде арок на колоннах. Стену по вертикали расчленяют тонкие полу колонки, а по горизонтали - аркатурный пояс - непрерывная цепь декоративных арок, опирающихся на колонки. Во всем царит нарядность и изящество. Скульптура не получила широкого распространения в древнерусском искусстве, поэтому рельефы владимиро-суздальских храмов уникальны.
Подведение итогов урока:
Учитель: Немало тайн хранят архитектурные памятники древности. 3а века они претерпевали многочисленные перестройки и переделки, которые можно обнаружить зачастую только в результате специального изучения. Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пеленок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путем. Его основным принципом стало единство в многообразии.
Оформление рабочего листа (Приложение 1)
Вопросы классу на закрепление материала:
1. Назовите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.
2. Какое значение имел собор Святой Софии в жизни Киевской Руси?
3. Какие отличительные особенности архитектурных школ Новгорода и Владимира вы для себя отметили?
Запись домашнего задания: Подготовить материал в виде сообщения или презентации с фотографиями о древнерусских храмах, с которыми вы знакомились на экскурсиях.Методические рекомендации по составлению рабочего листа к уроку МХК

«Архитектура» - 3. Градостроительство: Направлено на создание новых и реконструкцию старых городских районов. Архитектура. Основные виды архитектуры. 3. Арка. 2. Перекладина. Архитектура –. «Буквы» языка архитектуры. Система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. 1. Столб.

«Архитектура 19 века» - Выдающийся архитектор конструктивизма в XX в. – Ле Корбюзье, создатель «всемирного стиля». Дом Каса Батльо, Фасад. Эйфелева башня в Париже. Здание музея современного искусства Гуггенхейма в Нью-Йорке. Изысканные силуэты четырех башен завершаются декоративными крестами-шпилями. Дом Каса Батльо. Парк Гюэль.

«Архитектура 14-17 века» - Архитектура москвы в xiv-xvii веках. Живопись в xvii веке. Новые тенденции в русском искусстве xvi века. Была построена в 1505-1508гг. Шатровое зодчество москвы. Храм служил в качестве домовой церкви великих князей. Собор строился почти пять лет (1475-1479). Архитектура московского «нарышкинского» барокко.

«Памятники архитектуры» - Мухачёва, Храм Димитрия Ростовского. Краснооктябрьская 200, Заречное пожарное депо. Бийский Драматический театр, в прошлом Народный дом. Горно-Алтайская, Городской дворец культуры. Памятники федерального значения: В Бийске – 272 памятника архитектуры. Красноармейская 85, Александровский собор (Электропечь).

«Архитектура Казани» - У дома было доброе лицо, и дом всегда встречал меня приветом. Во время пожаров 1552, 1774, 1842 гг. выгорела почти вся Казань. В.Курашов Казань деревянная. 2006. Теперь кратко об истории издания. Здесь все не так, все трудно по-иному… Дерево является уникальным природным строительным материалом. Не составляла исключения и Казань.

«Архитектура барокко» - Интересуйтесь мировой культурой! Барокко в современной интерпретации. Петра в Риме. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Слайд 2

С тех пор как наши далёкие предки впервые сплели две ветки, чтобы соорудить убежище, архитекторами и строителями было возведено бесчисленное количество зданий. Многие тысячи строений дожили до наших дней. Зачастую это были культовые сооружения. Их строительство всегда было сопряжено с исключительной духовный и эмоциональной самоотдачей архитекторов и мастеров, их творения удачно вырисовывались на фоне живописных ландшафтов. Порой здание и местности составляют столь гармоничное сочетание, что оно выходит за рамки какой-то конкретно религии.

Слайд 3

Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле

Слайд 4

Влияние этого колоссального храма на христианское и мусульманское зодчество трудно переоценить.

Святая София: Византийское чудо

Слайд 5

Мон-Сен-Мишель

Скалистый остров с его готическим монастырём и церковью -это архитектурное чудо и древнейший религиозный центр Франции.

Слайд 6

3300 лет хранила свои секреты гробница Тутанхамона в египетской Долине царей. Найденный в ней богатейший золотой клад потряс воображение людей во всём мире, что принесло всемирную славу человеку, который её открыл.

Гробница Тутанхамона

Слайд 7

Евреи, христиане и мусульмане заполняют древние улицы Иерусалима, города-символа их общего наследия и центра яростной борьбы.

Иерусалим: город, избранный Богом.

Слайд 8

Этот легендарный город, возникший на пересечении древних торговых путей Средней Азии, более 2000 лет притягивал поэтов, паломников и грабителей. Когда солнечный свет играет на изысканно украшенных мечетях и минаретах города, он сверкает, как огромный золотой маяк.

Большинство памятников древнерусского зодчества, дошедших до нас, храмы. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре. Как же был устроен русский храм тех времен? Кто и как его строил? Как храм выглядел внутри и снаружи? Какой смысл вкладывали наши предки в каждый элемент храма?




Храмы на Руси строились по византийскому образцу, но отличались от византийских. Они должны были свидетельствовать о силе и могуществе молодого государства, быть центрами городской жизни. Во многие храмы встраивались специальные галереи для княжеских церемоний, хранилищ, библиотек. Изменился и строительный материал. Вместо мрамора на ряду с тонким византийским кирпичом стали применять известняковые белокаменные плиты, а на севере Руси и «дикий камень» - большие валуны, которые чередовались с плинфой и плитами. Это придавало стенам храмов более суровый вид. Долгое время на Руси работали византийские артели, но с XII века в Новгороде сложилась своя школа мастеров.













Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: 2 - означают Божественную и человеческую природу Христа; 3 - три Лица Св. Троицы; 5 - Иисуса Христа и четырех евангелистов, 7 - семь таинств и семь вселенских соборов, 9 - девять чинов ангельских, 13 - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, 33 - по числу лет земной жизни Спасителя, 40 - как символ освящения всей своей жизни, 70 - в честь 70 апостолов.


Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.


Цвет купола также важен в символике храма: Золото символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы,посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.







Храмовая роспись. Храм и его росписи (фрески, иконы) - это книга, предназначенная для того, чтобы ее можно было прочесть. Читать эту книгу нужно сверху вниз. Храм внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего - Бог, Всевидящий и Всемогущий.





Монастырь имеет свою непростую историю, он был возведен князем Глебом Васильковичем в память о чудесном спасении в шторм. Бушующие волны норовили поглотить судна князя и его бояр, но в последний момент на горизонте показался каменистый берег острова. Когда князь со своими подопечными ступил на землю, он был немало удивлен тем, что на крохотном острове ютились люди. Здесь проживали пустынножители, верующие-отшельники, которые посвятили свою жизнь проповеди христианской веры. Построить монастырь было для них непосильной задачей, и князь Глеб Василькович взял на себя сооружение монастыря.

Основание деревянного монастыря относят к 1260 году, постройку каменного здания - к 1481 году. Это была первая каменная постройка зодчих Русского Севера. За годы своего существования собор перенес годы расцвета и забвения. Стены его неоднократно страдали от пожаров, в годы советской власти в его помещениях пытались организовывать колонию для несовершеннолетних, разбирали стены на кирпич и даже пытались взрывать. Спустя годы, здания собора превратили в пункт приема свежей рыбы, поскольку ее добыча велась в озере в промышленных масштабах.

Сегодня Спасо-Каменный монастырь возрождается и снова функционирует. В основном восстановлением занимаются волонтеры, которые пытаются добиться государственной поддержки своей инициативы. Спасо-Каменный монастырь ныне действует, сюда начинают приезжать не только верующие, но и туристы, облюбовавшие живописный уголок.