Как правильно писать ться и тся. Когда писать тся и ться? Пишем по правилам

Удивительно, но правописание «тся» и «ться» в глаголах у многих вызывает трудности. Причем ошибки, сделанные в этих окончаниях, бросаются в глаза. Надеемся, наша статья поможет вам их избегать.

Правило «ться», «тся» в глаголах изучается по учебной программе средней школы. Оно очень простое.

Мысленно поставьте вопрос перед проверяемым словом. Если мягкий знак есть в вопросе, то он есть и в глаголе.

Примеры: «На небе стали (что делать) появляться тучи» или «Утром надо (что сделать) умыться». В первом и во втором случае в задаваемых вопросах мягкий знак есть. Следовательно, он должен присутствовать и в окончаниях слов «умыться», «появляться». Мягкий знак не ставится в словах, которым задаются вопросы «что делает» и «что сделает». Например: «Земля скоро (что сделает) покроется зеленой травой» или «Мама (что делает) учится готовить». В этих вопросах мягкий знак отсутствует, следовательно, его не должно быть в словах «покроется» и «учится».

Но есть и нюансы. В правилах русского языка указано, что основой предложения или ее главными членами являются подлежащее или сказуемое в начальной форме. Однако часто, особенно в разговорной речи, встречаются предложения без подлежащего или без сказуемого. Как быть в этом случае, ведь без подлежащего нельзя поставить вопрос и определиться с правильностью написания окончания «тся» или «ться» в глаголе? Особые трудности возникают при написании слов, обозначающих действие в третьем лице единственного числа. Например: «Трудиться – всегда пригодится». В данном примере словом, обозначающим действие в третьем лице, является «пригодится», то есть речь идет о человеке, который не участвует в разговоре и никак не определен. Глагол в данном случае носит обобщенный характер, без обращения к кому-либо конкретно.
В такой ситуации надо просто запомнить правило: если невозможно поставить вопрос перед глаголом единственного числа третьего лица, то мягкий знак не употребляется.

Иногда, в предложениях встречаются два слова подряд, обозначающие действие. Например: «Школьник старается учиться». Многие допускают ошибку, так как задают один вопрос к двум словам: «старается» и «учиться». Например, вопрос «что делает» предполагает в данной ситуации в обоих случаях написать окончание «тся», но это будет неправильно. Надо быть внимательнее и не торопиться. К одному слову задается вопрос «что делает» — «старается», а ко второму «что делать» — учиться.

Грамматика русского языка очень сложна и тем отличается от большинства европейских языков. Чтобы правильно и грамотно писать, надо знать правила, а так же больше читать художественной литературы.

Class="clearfix">

«Пусть пойдет и научиТСя - или научиТЬСя?» Пожалуй, эта ошибка уверенно держит первое место в рейтинге самых раздражающих. Очень обидно, что под нее часто маскируется и досадная опечатка. Вроде бы знаешь правило, но все равно в спешке, в быстрой переписке мягкий знак выскакивает там, где ему совсем не место. Но вряд ли поборника орфографической чистоты убедит аргумент «у меня была пятерка по русскому, поставил мягкий знак случайно, дрогнула рука». Слишком заметно, режет глаз.

В чем причина этой ошибки? Дело в том, что в устной речи не различаются при произношении инфинитив (иначе говоря, неопределенная форма) возвратного глагола, например «научиться», и его же форма третьего лица единственного числа - «он (она) научится».

Разберемся, когда без мягкого знака не обойтись, а когда он явно лишний. Все дело в значимой части слова (лингвисты называют ее морфемой), которая стоит в конце каждого возвратного глагола. Это постфикс -СЯ, по которому глагол и опознают как возвратный. Он достался нам по наследству от древнерусского языка. По сути, это усеченное местоимение «себя». Например, «наряжаться» - значит «наряжать себя»: действие направлено на того, кто его совершает, замкнуто на нем. Есть у постфикса -СЯ и другие значения: например, он показывает, что действие совершают сразу несколько лиц («обнимается» непременно с кем-то - как минимум два человека обнимают друг друга) или что оно непроизвольно («пораниться») и так далее.

Что важно? Запомнить, что постфикс -СЯ - особенная часть слова, ее место - после окончания .

К инфинитиву самого обычного глагола «научить» (что делать?), с мягким знаком на конце, прикрепили -СЯ - и получили инфинитив возвратного глагола «научиться». Здесь -ТЬ (суффикс инфинитива) и -СЯ (постфикс) - разные части слова, между ними проходит граница. Поставим этот глагол в форму третьего лица единственного числа - «он научится» (что сделает?): граница пройдет между окончанием -ИТ и постфиксом -СЯ.

Но в устной речи эта граница стирается: -ТЬСЯ и -ТСЯ звучат одинаково, как «ца». Про себя, «в уме», произносим точно так же. Потому и возникает ошибка.

Как с ней справиться? Во-первых, отделить постфикс -СЯ от окончания глагола, решить проблему с помощью визуализации: нужно представить, как написано слово, и увидеть в нем -СЯ. Для тренировки можно разобрать несколько возвратных глаголов по составу. Во-вторых, по-школьному проверять себя вопросом. «Хочет (что сделать?) научиться» - раз в вопросе есть (то есть пишется) мягкий знак, ставим его и в глаголе. «Он непременно (что сделает?) научится» - никакого мягкого знака, ведь в вопросе его нет (не пишется). Прием нудный, но действенный, помогает довести правописание до автоматизма.

Иногда затруднения вызывают словосочетания вроде «хочется научиться». В каком из глаголов нужен мягкий знак, а в каком нет? Вопрос «что делается?» к первому глаголу кажется странным. Как тут быть? Да просто не задумываться о странности вопроса. Стесняться задать его про себя уж точно не стоит. Ситуацию он проясняет (ведь мягкого знака в нем нет) и помогает перекинуть мостик ко второму глаголу: «хочется (что сделать?) научиться».

Все обязательно получится!

Тема урока: Правописание –тся и –ться в глаголах.

Класс: 5

Цель урока: ф ормирование умений писать и произносить глаголы с –тся и –ться;

знать соответствующее правило и уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Задачи урока:

1) отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, алгоритм;

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Продолжительность урока: 40 минут

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать весь у вас урок.

  1. Повторение изученного материала.

Русский язык не перестаёт нас удивлять, и сегодня нам предстоит разгадать ещё одну загадку. Как же так получается, что слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному? Но для того, чтобы приступить к этому, мы должны немного вспомнить и проверить свой багаж знаний, уже полученных на уроках русского языка.

Устный опрос. Слайд 1.

Глагол- это…

Глаголы изменяются по…

В предложении глагол является…

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…

В неопределенной форме глагола после буквы Ч…

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Слайд 2.

Идешь, бежишь, шагает, ходим, мчимся, берегу, учусь, любишь, охраняем, испеку, радуюсь.

Ч или ЧЬ? Слайд 3.

Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, кала…, стере…, кума…, вра…, обже…, гра…, запря…, зада…

  1. Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.

Запишем дату и тему урока «Правописание –тся и –ться в глаголах».

Запишите в тетради предложения. Слайд 4.

Венера (что делает?) загорается.

Начинает (что делать?) клубиться.

Солнце (что делает?) поднимается.

Обратите внимание на вопрос к глаголу и сделайте вывод о написании глаголов.

От чего зависит написание -тся, -ться? (ответы обучающихся) Верно, от того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак. Выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

Помните, ребята! Вопрос - ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Слайд 5. Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе.

Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. Слайд 6. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

Алгоритм правописания –тся и –ться .

Неопределенная форма Форма 3-го лица

(что делать?) (что делает?)

Учиться хочу учится мальчик

Трудиться могу трудится папа

Итак, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой - нет? (ответы обучающихся) Правильно, мягкий знак пишется в неопределенной форме глагола.

  1. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

  1. Закрепление полученных знаний и умений.

Прочтем правило в учебнике на странице 106. (Один человек читает вслух, затем обучающиеся читают про себя) Обратите внимание, как обозначается орфограмма.

1. «Аукцион» пословиц.

Слайд 7 . Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Первый пример комментирует учитель, остальные у доски по очереди и в тетради.

Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

У него из рук валит(?)ся.

За все брат(?)ся - ничего не сделать.

Работа с учебником.

Проверка. Слайд 8.

2. Распределительный диктант.

Ребята, обратили ли вы внимание на то, как произносятся –тся и –ться в глаголах? (ответы обучающихся) Нужно быть крайне внимательными при написании таких слов.

Запишите словосочетания в два столбика. Слайд 9.

Болит переносица, собрание переносится;

чистая водица, не стоит с ним водиться;

белая курица, вулкан курится; острая спица,

ему не спится.

3. Выполним письменно упражнение 633.

(Первое предложение комментирует учитель, остальные обучающиеся выполняют самостоятельно.)

Проверка упражнения.

  1. Подведение итогов урока.

Устный опрос. Слайд 10.

  1. Как объяснить выбор написания –тся и –ться в глаголах?
  2. Приведите примеры написания –тся и –ться в глаголах.
  3. Как на письме обозначается данная орфограмма?
  4. Как поставить глагол в неопределенную форму?

Выставление оценок за работу на уроке.

  1. Постановка домашнего задания. Слайд 11.

Дома вам необходимо выучить правило на странице 106, выполнить упражнение 634 письменно по заданию.

Всем спасибо, урок окончен.


Мы научимся правильно писать окончания -ТСЯ И -ТЬСЯ в глаголах. Определим, в каких формах глагола употребляются эти окончания.

Тема: Правописание

Урок: Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов

Учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются. В конце слов слышится [ца]. В словах ученица, синица и улица читается и пишется [ца]. Перечисленные слова принадлежат к существительным. Не существует никакой трудности написать эти слова правильно, потому что в данных словах нет никакой орфограммы. Что касается написания остальных слов. Все они являются глаголами. Слышится [ца], но в конце глагола мы пишем -тся, -ться.

Разделим слова на две группы. Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.

Нагибаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив), пишем в 1 столбик.

Боится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Держится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Хвалится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Улыбаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив) пишем в 1 столбик.

Рис. 1.

В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.

Есть простой способ определить, что именно нужно написать в конце глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. Если в конце вопроса стоит «т», то в конце глагола будет писаться -тся. (что делается? пишется). Если в конце глагола стоит «ть», то в конце глагола будет -ться (что сделать? прогуляться).

Задание 1. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.

В каких словах, в конце слышится [ца]?

1. (что сделать?) потянуться - в вопросе мягкий знак, значит и в глаголе его пишем.

2. (что сделать?) умыться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

3. (что сделать?) посмеяться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

4. (что сделать?) покружиться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

5. (что сделать?) покачаться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

6. (что сделать?) поклониться - в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе.

7. (что сделать?) выпрямиться - неопределенная форма, пишется с мягким знаком.

8. (что делать?) трудиться - есть мягкий знак в вопросе, значит пишем его и в глаголе.

Задание 2

Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку. Пользуйтесь алгоритмом. 1) Запираться на засов;

2) расстилается туман;

3) собирается в школу;

4) надо заботиться о здоровье;

5) хочет учиться;

6) девочка учится;

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Кабинет русского языка и литературы ()

1. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме - двумя.Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. Господь повелел от земли кормит_ся. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. Товар полюбит_ся - ум расступит_ся. Дорожит_ся - товар залежит_ся; продешевить - барышей не нажить.

2.Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве - в правый. Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему! Не насытится око зрением, а ум богатством. В чужом платье не накрасоваться. Намучится - научится. Всякая птица своим пером красуется. Куда соваться в волки, коли хвост собачий. Сену с огнем не улежаться. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Есть время плакать, есть и веселиться. Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Берегись его, как берегутся огня да воды. На чужое добро и глаза разгораются. На друга надеяться - самому пропадать. Всякий мастер сам себе дивится.

3. Отгадаейте загадки, подчеркните орфограммы -тся, -ться и объясните их. Кланяется, кланяется - придет домой, растянется. Кочет голенаст, кланяться горазд. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. Серое сукно тянется в окно. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится. Два брата купаются, а третий насмехается . Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал - пеленаться стал.

4.* Найдите и выпишите 10-15 загадок или поговорок, или пословиц, в которых встречается орфограмма -тся, -ться.

Учащиеся смешивают формы 3-го лица единственного числа с инфинитивом главным образом в глаголах, которые совпадают и по форме и в произношении (Он часто охотится. Он любит охотиться). Эти ошибки очень устойчивы. Проверочные вопросы (что делает?) (что делать?) помогают различать эти формы лишь в том случае, если ребята правильно находят слово, от которого ставится вопрос. Но не ко всем глаголам этот вопрослегко подставить, поэтому для выработки необходимого орфографического навыка следует провести большое количество тренировочных работ, в которых эти формы сопоставляются.

1. Вставить в предложения глаголы бояться, отправиться, готовиться, заботиться, пригодиться в нужной форме.

1) Не надо (что делать?) трудностей. Они (что делают?) сказать правду.

2) Придется (что сделать?) к тебе за помощью. Больной (что сделает?) за советом к врачу.

3) Брат напряженно (что делает?) к экзаменам. Ему надо (что делать?) к докладу.

4) Отец (что делает?) обо всех. Он и нас приучает (что делать?) друг о друге.

5) Этот учебник (что сделает?) моему младшему брату. Он еще может (что сделать?) нам.

2. Составить словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освежатся - освежаться, освободится- освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселится - веселиться, садится - садиться, чистится -чиститься, ссорится - ссориться, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться, беспокоится - беспокоиться, томится- томиться.

3. К данным глаголам прибавить приставки и возвратные суффиксы.

С вновь образованными глаголами в неопределенной форме и в форме 3-го лица единственного числа составить предложения: готовить - надо подготовиться к занятиям; ученик подготовится к экзамену.

Стучать, варить, топить, беспокоить, чистить, хранить, видеть, лечить, говорить, верить, делить, знакомить, мирить, мучить.

4. Заменить глагол в форме 3-го лица неопределенной формой, использовав следующие вспомогательные слова хотеть, начать, стать, мочь, собираться, должен, готов, намерен:

Мальчик исправится.- Мальчик хочет исправиться.

Болт закрепится, коллектив за него поручится, вопрос выяснится, больной лечится, таз наполнится, успеваемость повысится, директор распорядится, мечта осуществится, дождь прекратится, режим не нарушится.

Следующее задание предусматривает повторение правописания не и ни в отрицательных местоимениях.

5. Перестроить предложения, заменив глаголы в неопределенной форме глаголами в 3-м лице единственного числа и наоборот:

6. Записать пословицы и поговорки, в которых глаголы оканчиваются на -гея и -ться.

После того как учащиеся выполнят упражнения на сопоставление и потренируются в постановке вопросов, орфографический навык становится довольно устойчивым. Однако для слабых учащихся этой работы может оказаться недостаточно, тогда полезно использовать еще один прием.

В изъявительном наклонении глаголы настоящего или будущего простого времени всегда можно заменить глаголами прошедшего времени, например:

Воспитательница позаботится о малышах - позаботилась о малышах. Кто боится трудностей, тот не научится их преодолевать.- Кто боялся трудностей, тот не научился …

По отношению к глаголу, стоящему в неопределенной форме, такая замена невозможна, потому что глагол в неопределенной форме только называет действие, но не указывает на время его совершения.

В качестве тренировочной работы предлагаем учащимся примеры, в которых нужно заменить, где возможно, данные глаголы глаголами прошедшего времени:

Он старается не волноваться.- Он старался не волноваться.

1) Придется ложиться спать.

2) Опять может повториться старая история.

3) Мне удастся пройти здесь.

4) Хочется возвратиться пораньше.

5) Не сидится в хате тесной, не лежится на печи (Н.).

6) К городу приходится спускаться по отлогому шоссе (Кор.).

7) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

Ему начинало казаться, что все отдельные звуки тихо влетают в окно и долго кружатся над его постелью (Кор.).

9) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится (поел.).

10) Что летом родится, то зимой пригодится (поел.).

11) Чем сердиться, лучше помириться (поел.).

12) Кто смерти не боится, того и пуля сторонится (поел.).