Кому на руси жить хорошо замысел. Замысел, сюжет и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.). Пессимизм поэмы - кому же все-таки жить хорошо

Над своей великой поэмой Н. А. Некрасов трудился более тринадцати лет — с 1863 по 1877 год. Этот хронологический отрезок приходится на переломное время в жизни России, когда совсем недавно было отменено крепостное право, совершались экономические преобразования, интенсивно проходило промышленное развитие страны. Вслед за деятельностью людей 60-х годов развернулось движение народников, шла интенсивная духовная жизнь, наметилось брожение крестьянства, но страдания народа оставались неизменными и неискоренимыми, а в чем-то становились даже более глубокими.

Всем своим предшествующим творчеством поэт был подготовлен к эпическому осмыслению коренного вопроса времени: «народ освобожден, но счастлив ли народ»? Решая этот больной, более всего тревожащий его вопрос, Некрасов приступает в начале 60-х годов к написанию народной книги, которая в образной форме дала бы исчерпывающий на него ответ. В январской книге «Современника» за 1866 год поэт публикует «Пролог», затем перепечатывает его вместе с первыми тремя главами в «Отечественных записках» (1869, № 2), добавляя к первой части главы 4 и 5 (1870). К этому времени оказалась завершенной вся первая часть поэмы. «Последыш» был напечатан в «Отечественных записках» в 1873 году, в следующем — очередная часть, названная «Крестьянкой». В 1876 году был завершен «Пир на весь мир», но при жизни Некрасова эта последняя по времени написания и по расположению в композиции поэмы часть не увидела света (публикации решительно воспрепятствовала цензура). Только в 1881 году эта заключительная часть с заметными пропусками будет напечатана М. Е. Салтыковым-Щедриным в руководимых им «Отечественных записках».

Вопрос об авторском замысле поэмы «Кому на Руси жить хорошо» вызывает среди литературоведов частые споры. К. И. Чуковский полагал, что вопрос о благополучии помещиков, священников, купцов, царских сановников и самого царя был выдвинут в поэме лишь для маскировки подлинного идейного замысла и отношения к сюжету не имел. Н. М. Гайденков оспорил эту точку зрения, подчеркнув единство и определенность замысла Некрасова. А. И. Груздев считал, что намерение искать счастливого в сфере господствующих сословий — «одно из свидетельств трезвости ума участников спора. Оно отчётливо выражает крестьянскую и авторскую мысль о бедственном положении народа в пореформенной России, о невозможности найти счастливого в народной среде». А. Попов утверждал, что этот намеченный в начале поэмы фиктивный сюжет, чуждый духу некрасовской поэзии, был вообще снят. Компромиссную точку зрения заняла Л. А. Евстигнеева. По её мнению, намеченный в прологе сюжет является и средством воплощения замысла, и способом его маскировки. М. В. Теплинский убеждён, что в поэме вообще не поставлена задача найти счастливого: «центральный авторский замысел — поиски путей к народному счастью», постижение того, что такое счастье. Нам представляется такое осмысление авторского замысла ошибочным. Ведь поэма называется «Кому на Руси жить хорошо». Кроме того, в замыслы поэта (что видно из найденных С. Пономарёвым черновых набросков новых глав) входило направить семерых крестьян на реку Шексну, где происходил падёж скота от сибирской язвы и где мужики знакомятся с врачом и судорабочими, отправить их на встречу с чиновником, привести их в Петербург, где они добивались бы встречи с министром, поэт намерен был описать встречу с самим царем на медвежьей охоте; показать катастрофу на железной дороге, свидетелями которой были странники, где они видят офицера путей сообщения и исправника. Нам кажется, что в развернувшемся споре некрасоведов права оказалась Т. А. Беседина, которая была убеждена в том, что «весь сюжет поэмы строится на встрече крестьян-правдоискателей с попом, помещиком, чиновником и т. д. До самого конца работы над поэмой Некрасов имел твердое намерение осуществить этот сюжетный план».

Как утверждают исследователи, «установить точную дату начала работы над поэмой невозможно, но ясно, что отправной точкой для возникновения ее замысла послужил 1861 год». В ней Некрасов , по его собственным словам, «задумал изложить в связном рассказе все, что он знает о народе, все, что ему привелось услыхать из уст его». «Это будет эпопея современной крестьянской жизни», - говорил поэт.

К 1865 г. была в основном закончена первая часть произведения. Тем же, 1865 годом, исследователи датируют возникновение замысла «Последыша» и «Крестьянки». «Последыш» был завершен в 1872 г., «Крестьянка» - в 1873. Тогда же, в 1873-1874 гг., был задуман «Пир на весь мир», над которым поэт работал в 1876-1877 годах. Поэма осталась незавершенной. Умирающий Некрасов с горечью говорил одному своему современнику о том, что его поэма - «это такая вещь, которая только в целом может иметь свое значение». «Начиная, - признавался автор, - я не видел ясно, где ей конец, но теперь у меня все сложилось, и я чувствую, что поэма все выигрывала бы и выигрывала».

Незавершенность поэмы и продолжительность работы над ней, сказавшаяся и на эволюции авторской мысли, авторской задачи, делают крайне сложным решение проблемы замысла, не случайно ставшей одной из дискуссионных для некрасоведов.

В «Прологе» намечена четкая сюжетная линия - случайно встретившиеся семеро временнообязанных крестьян заспорили, «кому живется весело, вольготно на Руси»: помещику, чиновнику, попу, «купчине толстопузому», «вельможному боярину, министру государеву» или царю. Не решив спора, они «друг дружке обещалися» «в домишки не ворочаться», «не видеться ни с женами, ни с малыми ребятами», «покуда не доведают, / Как ни на есть - доподлинно, / Кому живется счастливо, / Вольготно на Руси».

Как истолковать эту сюжетную линию? Хотел ли Некрасов показать в поэме, что только «верхи» счастливы, или он задумал создать картину всеобщего тягостного, тяжелого существования на Руси? Ведь уже первые встреченные мужиками возможные «кандидаты» в счастливцы - поп и помещик нарисовали весьма печальные картины жизни всего поповского и помещичьего сословия. А помещик даже сам вопрос: счастлив ли он, воспринимает как шутку и шутя же, «как лекарь, руку каждому / Пощупал, в лица глянул им, / Схватился за бока / И покатился со смеху...» Вопрос о помещичьем счастье ему кажется нелепым. При этом, каждый из рассказчиков, - и поп и помещик, жалуясь на свою долю, открывает читателю возможность увидеть причины их несчастий. Все они носят не личный характер, а связаны с жизнью страны, с нищетой крестьянства и разорением после реформы 1861 г. помещиков.

В черновых набросках Некрасова осталась глава «Смертушка», где рассказывалось о бедственном положении в России во время эпидемии сибирской язвы. В этой главе мужики выслушивают рассказ о несчастьях чиновника. После этой главы Некрасов, по его признанию, «поканчивает с тем мужиком, который утверждал, что счастлив чиновник». Но и в этой главе, как можно судить по оставшимся записям, рассказ о нравственных страданиях чиновника, вынужденного отнимать у крестьян последние крохи, открывает новые стороны единой картины общероссийской жизни, тягот и страданий народа.

В намеченном автором плане продолжения поэмы - приход мужиков в «Питер» и встреча с «министром государевым» и царем, которые, возможно, также должны были рассказать о своих делах и бедах. В финале же поэмы Некрасов, по воспоминаниям близким ему людей, хотел довершить рассказ о несчастиях России общим пессимистическим выводом: хорошо на Руси жить только пьяному. Передавая со слов Некрасова его замысел, Глеб Успенский писал: «Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т.д. Деревни эти смежны, то есть стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с круга человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо».

И если бы поэма развивалась только по этой намеченной схеме: последовательно рассказывая о встречах странников с представителями всех сословий, о бедах и печалях - попов и помещиков, чиновников и крестьян, - то замысел автора можно было бы понять как стремление показать иллюзорность благополучия на Руси всех сословий - от крестьянства до дворянства.

Но Некрасов уже в первой части отступает от главной сюжетной линии: после встречи с попом мужики отправляются на «сельскую ярмонку» расспрашивать «мужиков и баб», искать среди них счастливых. Глава из части второй - «Последыш» - не связана с намеченной в «Прологе» сюжетной линией. Она представляет один из эпизодов на пути мужиков: рассказ о «дурацкой комедии», которые играли мужики-вахлаки. После «Последыша» Некрасов пишет главу «Крестьянка», посвященную судьбам двух крестьян - Матрены Тимофеевны и Савелия Корчагина. Но и здесь Некрасов предельно усложняет задачу: за историями двух крестьян встает обобщенная, широкая картина жизни всего русского крестьянства. Практически все стороны этой жизни затронуты Некрасовым: воспитание детей, проблема брака, внутрисемейных отношений, проблема «набора», отношения крестьян с властями (от самых мелких властителей их судеб - бурмистров и управляющих - до помещиков и губернаторов).

В последние годы жизни Некрасов, казалось бы, явно отступая от намеченной схемы, работает над главой «Пир на весь мир», центральная тема которой - трагическое прошлое русского народа, поиск причин народной трагедии и размышление о будущей судьбе народа.

Нельзя не заметить, что и некоторые другие намеченные в Прологе сюжетные линии не получают развития. Так, можно предположить, что поиски счастливого должны были проходить на фоне народного бедствия: в Прологе и первой части поэмы лейтмотивом проходит мысль о надвигающемся голоде. Голод пророчит и описание зимы и весны, его предвещает встреченный мужиками поп, «злющая старообрядка». Как страшное пророчество, звучат, например, слова попа:

Молитесь, православные!
Грозит беда великая
И в нынешнем году:
Зима стояла лютая,
Весна стоит дождливая,
Давно бы сеять надобно,
А на полях - вода!

Но эти пророчества исчезают в дальнейших частях поэмы. В созданных Некрасовым главах из второй и третьей части, напротив, подчеркивается богатство выращиваемого урожая, красота полей ржи и пшеницы, крестьянская радость при виде будущего урожая.

Не находит развития и другая намеченная линия - пророчество-предупреждение птицы пеночки, подарившей мужикам скатерть-самобранку, о том, чтобы они не просили у скатерти больше того, что им полагается, - иначе «быть беде». Согласно традициям народной сказки, по которым и строится Пролог, это предупреждение должно было исполниться. Но оно не исполняется, более того, в «Пире на весь мир», написанном Некрасовым в 1876-1877 гг., исчезает и сама скатерть-самобранка.

В свое время В.Е. Евгеньев-Максимов высказал точку зрения, принятую многими исследователями поэмы: о том, что замысел ее менялся. «Под влиянием того, что происходило в стране, - предположил В.Е. Евгеньев-Максимов, - поэт решительно отодвигает на второй план вопрос о счастье «купчины толстопузого», «чиновника», «вельможного боярина - министра государева», наконец, «царя» и всецело посвятил свою поэму вопросу о том, каково жилось народу и какие пути ведут к народному счастью». О том же пишет и Б.Я. Бухштаб: «Тема отсутствия счастья в народной жизни уже в первой части поэмы превалирует над темой господских огорчений, а в дальнейших частях и совсем вытесняет ее. <...> На каком-то этапе работы над поэмой замысел опросить хозяев жизни, счастливы ли они, совсем отпал или был отодвинут». Представление о том, что замысел в ходе работы над поэмой менялся, разделяет и В.В. Прокшин. По его мнению, первоначальный замысел был вытеснен новой идеей - показать эволюцию странников: «путешествие быстро умудряет мужиков. Их новые мысли и намерения выявляются в новой сюжетной линии поисков истинного народного счастья. Эта вторая линия не просто дополняет, а решительно вытесняет первую».

Иную точку зрения высказал К.И. Чуковский. Он утверждал, что «подлинный замысел» поэмы изначально заключался в стремлении автора показать, «как глубоко несчастен народ, «облагодетельствованный» пресловутой реформой», «и только для маскировки этого тайного замысла поэтом была выдвинута проблема благополучия купцов, помещиков, священников и царских сановников, которая в действительности не имела отношение к сюжету». Справедливо возражая К. Чуковскому, Б.Я. Бухштаб указывает на уязвимость этого суждения: тема народных страданий - центральная тема некрасовских произведений, и чтобы обратиться к ней, не было необходимости в сюжете-маскировке.

Однако ряд исследователей, с определенным уточнением, разделяет позицию К.И. Чуковского, например, Л.А. Евстигнеева. Она иначе определяет сокровенный замысел Некрасова, видя его в стремлении поэта показать, что счастье народа - в его собственных руках. Иначе говоря, смысл поэмы - в призыве к крестьянской революции. Сравнивая различные редакции поэмы, Л.А. Евстигнеева отмечает, что сказочные образы появились не сразу, а только во второй редакции поэмы. Одна из главных их функций, по мнению исследователя, в том, чтобы «замаскировать революционный смысл поэмы». Но в то же время они призваны не только быть средством эзоповского повествования. «Найденная Некрасовым особая форма народнопоэтического сказа органически включала в себя элементы фольклора: сказки, песни, былины, притчи и т.д. Та же птица-пеночка, что дарит мужикам волшебную скатерть-самобранку, отвечает на их вопрос о счастье и довольстве: «Найти - найдете сами вы». Так, уже в «Прологе» рождается центральная мысль Некрасова о том, что счастье народа в его собственных руках», - полагает Л.А. Евстигнеева.

Доказательство своей точки зрения исследователь усматривает уже в том, что уже в первой части Некрасов отступает от намеченной в Прологе сюжетной схемы: правдоискатели, вопреки собственным планам, начинают искать счастливцев среди крестьян. Это свидетельствует, по мнению Л.А. Евстигнеевой, о том, что «действие поэмы развивается не по сюжетной схеме, а в соответствии с развитием сокровенного замысла Некрасова». На основе изучения как окончательного текста, так и черновых набросков, исследователь приходит к выводу: «<...> Распространенное мнение о коренном изменении замысла поэмы не подтверждается анализом рукописей. Происходило воплощение замысла, его реализация и попутно усложнение, но не эволюция как таковая. Архитектоника поэмы отразила этот процесс. Своеобразие композиционной структуры «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что в ее основе лежит не развитие сюжета, а реализация грандиозной идеи Некрасова - о неизбежности народной революции, - родившейся в момент наивысшего подъема освободительной борьбы 60-х гг.».

Близкую точку зрения высказывает и М.В. Теплинский. Он считает, что «замысел Некрасова с самого начала не был идентичен крестьянским представлениям о направлении поисков предполагаемого счастливца. Поэма строилась так, чтобы не только показать ложность крестьянских иллюзий, но и привести странников (а вместе с ними и читателей) к восприятию революционно-демократической идеи о необходимости борьбы за народное счастье. Некрасову нужно было доказать, что сама русская действительность заставляет странников изменить свою первоначальную точку зрения». Таким образом, по мнению исследователя, замысел заключается в том, чтобы показать пути к народному счастью.

Подводя итоги размышлениям исследователей, следует сказать, что некрасовский замысел невозможно свести к одной идее, к одной мысли. Создавая «эпопею крестьянской жизни», поэт стремился охватить в своей поэме все стороны народной жизни, все проблемы, которое отчетливо обнаружила проведенная реформа: и нищету крестьян, и нравственные последствия «векового недуга» - рабства, которое сформировало «привычки», определенные представления, нормы поведения и отношения к жизни. По справедливому наблюдению Ф.М. Достоевского, судьба народа определяется национальным характером. Эта идея оказывается весьма близкой и автору поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Путешествие по Руси становится и путешествием в глубь русской души, раскрывает русскую душу и объясняет, в конечном счете, перипетии русской истории.

Но не менее важным представляется и другой смысл того путешествия, которое предпринимают герои по воле автора. Сюжет путешествия, известный еще в древнерусской литературе, имел особенное значение: движение героев древнерусских житийных произведений в географическом пространстве становилось «перемещением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей», а «география выступала как разновидность знания». Исследователи отметили «особое отношение к путешественнику и путешествию» у древнерусских книжников: «длительное путешествие увеличивает святость человека». Это восприятие странствия как нравственного искания, нравственного совершенствования человека в полной мере свойственно и Некрасову. Путешествие его странников символизирует ищущую правды Русь, Русь, «проснувшуюся» и «исполненную сил» найти ответ на вопрос о причинах своего несчастья, о «тайне» «довольства народного».


Над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал с 1863 года до самой смерти. «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни», - признавался поэт.

Работа над поэмой заняла в жизни Некрасова в общей сложности около четырнадцати лет.

Годом окончания поэмы считается 1876-й, однако и в 1877 году в текст вносились некоторые уточнения. «Начиная, я не видел ясно, где ей конец…» - говорил поэт на исходе жизни.

Многие черновики и рукописи сохранились. Их можно увидеть в отделах рукописей Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом) в Санкт-Петербурге, Российской государственной библиотеки и Центрального государственного архива литературы и искусства. Как всегда, черновики хранят следы творческого поиска. С самого начала Некрасов сосредоточился на поиске оригинального поэтического ритма.

Словно продолжая тему, заявленную в «Элегии», Некрасов стремился создать картину народной жизни в сложный период 60-х годов XIX века, показать лучшие черты национального характера и ответить на вопрос, который уже долгое время его занимал: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

В необычном сказочном прологе заявляется замысел: семеро мужиков решают узнать, «кому живется весело, вольготно на Руси», и с этой целью отправляются странствовать. Кроме завязки действия, пролог отражает поэтическое сознание народа, он выдержан в былинно-сказовой манере.

В качестве рефрена пролог пройдет через всю поэму, определяя ее основную мысль; очевидно, что он относится не только к первой части, но и ко всей поэме, хотя часть «Крестьянка», к примеру, имеет свой собственный пролог.

Столкновение взглядов семерых мужиков – завязка произведения. Далее правдоискатели должны последовательно встретиться с попом, помещиком, чиновником купцом, вельможным боярином и царем. Эти встречи – основной композиционно-изобразительный принцип в поэме. Кроме того, развитию сюжета способствует мотив дороги, путешествия, столь популярный в литературе XIX века. Уже в прологе соединены между собой сказочное и реалистическое, символическое и конкретное: несмотря на сказочный зачин, читатель угадывает, где и когда происходит действие, а названия деревень весьма красноречиво свидетельствуют о бедственном положении крестьян. С развитием сюжета сказочность исчезает из поэмы, уступая место злободневности, объективности в изображении современной Некрасову действительности.

Как и предполагал автор, крестьяне встречаются с попом и помещиком, но затем Некрасов отступает от первоначального замысла, и его герои начинают искать счастливых среди крестьян. Эпические, масштабные картины сменяются мастерски нарисованными характерами отдельных представителей народа, и в поэму входит новая тема – тема народной силы и народного счастья, тема России.

В современном литературоведении идут споры о последовательности глав, поскольку формально произведение не было закончено автором. При жизни Некрасова часть «Последыш» публиковалась после первой части, а уже потом шла часть «Крестьянка» и «Пир на весь мир». Календарное время, отраженное в поэме, подтверждает именно такой вариант композиции. Путешествие семерых странников начинается весной, а в «Крестьянке» уже собираются жать рожь, тогда как в «Последыш» всего лишь в разгаре сенокос. Известно, что Некрасов был очень внимателен к деталям, однако в современных изданиях часть «Последыш» о теряющем рассудок помещике Утятине чаще всего располагается перед заключительной частью поэмы «Пир на весь мир»: они связаны образом села Большие Вахлаки, где происходит действие. Кроме того, само название главы указывает, помимо прочего, на ее местонахождение – ближе к финалу произведения. Как и «Крестьянка», часть «Пир на весь мир» призвана вернуть читателя из мира уродливых явлений и отношений к истинным ценностям – народным корням, мудрости народа.

В первой части перед читателем предстает «сельская ярмонка», бесхитростные рассказы крестьян о счастье. Потом герои пытаются найти счастливую среди баб: судьба Матрены Тимофеевны Корчагиной олицетворяет нелегкую долю всех русских женщин, всей крестьянской России. Трагикомическая часть «Последыш», которая в самом повествовании дважды названа «комедью», повествующая о трудном расставании с рабством, сменяется горькими и добрыми песнями, создающими оптимистический пафос всей поэмы. Некрасову, который сожалел о том, что не успел закончить поэму, все же удалось придать ей сюжетную и композиционную завершенность с помощью песен, в которых говорится о настоящем и будущем России, о духовной красоте и мощи, скрытой в каждой крестьянской душе.

«Сельская ярмонка» была написана Некрасовым под впечатлением от посещения Нижегородской ярмарки, из реальной жизни заимствован сюжет «Последыша» и истории «Про холопа примерного – Якова верного». Стоит отметить, что все факты, которые использует поэт как основу сюжета, обобщены и доведены до типичности.

Пояснительная записка
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является ключевой в творчестве Н.А.Некрасова. Её изучение предусмотрено в рамках традиционной программы по литературе в 10 классе. На изучение произведения отводится 5 часов.
Предлагаемый материал содержит подробный, развёрнутый план урока «Замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир».
Разработка может быть использована учителями литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.А.Некрасова.

Замысел, история создания, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир»

Цель : Определить проблему поэмы, ее историческую значимость
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с историей создания поэмы, с ее композицией.
2. Определить замысел автора через анализ “Пролога” (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия произведения.
3. Обучить сопоставлять и обобщать факты, логически и аргументировано мыслить и высказываться, вырабатывать внимание к художественному слову.
Развивающие:
1. Развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, диалогичность мышления, творческое саморазвитие, возможность реализовать себя в разных видах деятельности, рефлексии.
Воспитательные:
1.Пробудить интерес к поэме, побуждающий к ее прочтению
2 Воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе.
3.Формирование личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве: готовность к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей.
Оборудование : мультимедийный проектор
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?»
Дома вы должны были найти ответ на вопрос: Что значит «поэма-эпопея»?

Поэма – это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.
Эпопея- родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:
В жанровом отношении «Кому на Руси жить хорошо» во многом ближе к прозаическому повествованию, чем к лирико-эпическим поэмам, свойственным русской литературе первой половины XX в.
1. Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
2. Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.
2. Знакомство с историей создания поэмы, его композицией(сообщение ученика)
История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н.А. Некрасова по отношению к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти,

А на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. (Ср. «…но счастливые глухи к добру» - «Размышления у парадного подъезда».) Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику». 2. История создания поэмы и ее композиция. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.
2) Композиция – построение произведения. (На экране)
Поэма включает 4 части. Перед учёными встал вопрос о последовательности частей. Большинство пришло к выводу, что вслед за первой частью следует «Крестьянка», затем «Последыш», в заключение «Пир на весь мир». Доводы: в первой части и в «Крестьянке» изображён старый, отживший мир. В «Последыше» - гибель этого мира. В «Пире…» - признаки новой жизни. В некоторых изданиях поэма напечатана в следующей последовательности: первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».
3. Анализ главы «Пролог»
Обратимся к началу произведения, к главе, которая называется «Пролог», то есть к зачину. Давайте его фрагмент (читает один из учеников). Каковы особенности языка? Некрасову удалось передать богатство и выразительность народного языка? Определите стихотворный размер поэмы.
(Много уменшительно-ласкательных суффиксов, инверсии – «до полдня вышел из дому», «спор затеяли»; постоянные эпитеты – зайка серенький, тени черные, солнце красное гиперболы – «А их глазищи желтые горят, как воску яркого четырнадцать свечей»
Какие еще художественно-выразительные средства использует автор – сравнения- «Горят, как воску ярого четырнадцать свечей!» , метафоры – «зажглися звезды частые»; олицетворения – «Ой тени, тени черные, кого вы не нагоните? Кого не перегоните?»,
«Проснулось эхо гулкое, пошло гулять-погуливать».
- А какие еще приемы сближают поэму с фольклором? (стилевая манера фольклорного повествования, песни, загадки - Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела - а живет оно,
Без языка – кричит;

пословицы, поговорки, фразеологизмы – втемяшится в башку какая блажь - Колом ее оттудова не выбьешь; «глядел - умом раскидывал»,сказочные мотивы – «скатерть-самобранка», говорящие животные). Также не случайно автор говорит о семи мужиках, именно число семь являлось священным числом на Руси.
Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость.
Таким образом мы можем сделать вывод, что в своем произведении А.Н.Некрасов использует сказочный зачин, автор стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом - во всем ее историческом значении и географической необъятности+ авторская ирония над несформированным сознанием крестьянина.
- Давайте обратимся к сюжету пролога:
Повествование поэмы начинается с загадки, попробуйте ее разгадать
В каком году - рассчитывай,
В какой земле – угадывай…(1 строфа)
(Земля - вся Русь: нищая, разоренная голодная.Год - время “временнообязанных” крестьян (раскрытие термина)? Освобождение крестьян из любой точи России (говорящая топонимика)
Вывод : оседлая Россия начинает сдвигаться с места. Давайте докажем это примерами из текста:
Неосознанный еще шаг крестьян – уход из дома (но одновременно у многих)
Случайная встреча + объединение и путь рядком.
А какой путь лежит перед ними? Они не знают.
Мотив “Поди туда не знаю, куда.
Какую проблему ставит автор в первых главах романа? (Проблема народного счастья после отмены крепостного права)
Какие чувства, которые испытывал к своему народу Н.А.Некрасов, нашли отражение в «Прологе» (Сострадание, жалость)
Почему мужики там мало просят у скатерти – самобранки? (Потому что им в голову не приходит мысль о даровом богатстве, они просят только то, что им необходимо)
- Составьте синквейн на тему: «Герои поэмы»
Пример: мужики
голодные, несчастные
спорят, ищут, думают
кому вольготно на Руси
народ
4.Вопросы и задания для обсуждения главы "Поп", «Сельская ярмонка». Составление таблицы
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? (Нет, не нашли, мужикам попадаются в основном «люди малые» - крестьяне, мастеровые, нищие, солдаты. У них путники ничего даже не спрашивают: какое уж тут счастье?
Поп себя считает несчастливым, потому что счастье, по мнению попа, заключается в трех вещах: «покой, богатство, честь», а этого, после отмены крепостного права, теперь нет.
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? Крестьянин сам нуждается И рад бы дал, да нечего…, автор с жалостью относится к крестьянам:
Нет сердца, выносящего.
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!

Составим таблицу (в дальнейшем ученики дополнят данную таблицу другими примерами)
Глава Герой Причины несчастья
«Поп» Солдаты Солдаты шилом бреются,
Солдаты дымом греются,-
Какое счастье тут?
«Поп» Поп Нет покоя, богатства и чести

Вопросы и задания для обсуждения главы "Сельская ярмонка",«Пир на весь мир»
Что, по мнению Некрасова, мешало крестьянам быть счастливыми? Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Составим кластер (кластер составляется в любом виде)
Крестьяне –драки, пьянство, лень, грубость, необразованность, НО - доброта, простодушие, взаимовыручка, искренность, трудолюбие
4. Самостоятельная работа учеников.
Ответьте письменно на вопросы:
Кто такой Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить?
Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению?
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
Выводы.
Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение "верхов", где поэт следует гоголевским традициям. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.

Викторина
1. Кто больше?
Назовите названия деревень, из которых явились мужики? (Заплатово, Знобишино, Дыряево, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка).
2. Назовите имена героев поэмы? (Роман, Демьян, Иван, Митродор, старик Пахом,Пров,Лука).
3. Кому, по мнению героев поэмы, живется весело, вольготно на Руси? (помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву, царю).

Поэма - эпопея посвящена крестьянину (русскому человеку), оказавшемуся на распутье (этот образ неоднократно появляется в тексте), ищущему себя и свой путь в жизни.
Первые главы подготавливают читателя к восприятию и пониманию замысла поэмы - показать Русь в переломный момент.
III. Рефлексия.
- Как вы думаете, знал ли сам Некрасов ответ на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы?
Глеб Успенский так передает свой разговор с Некрасовым: «Однажды я спросил его: «А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?» А вы как думаете?
Некрасов улыбался и ждал.
Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. Некрасова есть на мой вопрос ка¬кой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев. Этому? - спросил я.
- Ну вот! Какое там счастье!
И Некрасов немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца. Так кому же? - переспросил я.
И тогда Некрасов, вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой: ….»
- Каковы ваши предположения? (ответы ребят)
Конец цитаты:
- Пья-но-му!
Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи дерев¬ням: Горелову, Неелову и т.д. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака встречают они спившегося человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо.
- Такой ли ответ даёт сама поэма? Об этом мы будем говорить на следующих уроках и, может быть, изменим это мнение
Домашнее задание : Дочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо». Закончить заполнение таблицы.

Над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов работал очень долго, с 1860-х годов до самой своей смерти. Отдельные главы печатались в журналах, однако единого текста произведения так и не было.

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Он возник только в 1920 году, когда К.И. Чуковский готовил к печати полное собрание сочинений Некрасова: тогда он решил создать из разрозненных кусочков поэму с единой композицией. Поэма во многом построена на фольклорных элементах, что было очень актуально в 1860-е годы. Язык этой поэмы максимально приближен к разговорной речи крестьян.

Замысел Некрасова состоял в том, чтобы показать читателям жизнь простых крестьян в России после отмены крепостного права. Некрасов неоднократно подчеркивал в своем творчестве, что быт крестьян после реформы стал едва ли не еще тяжелее. Для изображения этого в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов выбирает форму путешествия - его герой ходить по свету в поисках правды.

Главные герои этой поэмы - семь временнообязаных

Хотя предполагалось, что показаны в поэме будут все сословия, Некрасов все равно делает акцент на крестьянстве. Он рисует его жизнь мрачными красками, особенно сочувствует женщинам.

В поэме есть часть «Крестьянка», посвященная некой Матрене Тимофеевне и ее печальной жизни. Ее настигают подряд два несчастья, связанных с ее сыновьями: сначала погибает младенец Дёмушка - за ним не уследил дед, мальчика затоптали свиньи, потом общество решает наказать сына-пастуха Федота - тот отдал мертвую овцу волкам, за это его хотели высечь.

Но высекли в итоге самоотверженную мать, спасшую его. Потом мужа Матрены забирают в армию, и она, беременная, идет за помощью к губернатору. В результате чего рожает прямо в его приемной, с помощью его жены. После этого губернаторша помогает ей вернуть мужа. И, несмотря на все беды, Матрена Тимофеевна считает себя счастливой женщиной.

Также жизнь женщины описана в песне «Солёная». У крестьянки закончилась в доме соль для супа, поскольку не было денег. Но крестьянская женщина может найти выход из любой ситуации: она начинает плакать прямо над кастрюлей и, в результате, солит суп собственными слезами.

Пессимизм поэмы - кому же все-таки жить хорошо?

Некрасов очень сочувствует крестьянам, но творчество его глубоко пессимистично. Очевидно, замысел этой поэмы состоит в том, чтобы показать: в России не счастлив никто - священники берут деньги, помещики жалуются на обнищание деревни, солдаты вынуждены тяжело служить, а крестьянам приходится самим обеспечивать себе кусок хлеба.

Есть в поэме глава «Счастливые», в которой временнообязанные странники обещают напоить водкой любого человека, который докажет, что счастлив. Однако никто не может этого сделать, т.к. на Руси нет счастливых людей. Единственная их радость в жизни - это та самая рюмка водки, без которой было бы совсем уж грустно.

Единственный счастливый человек во всей поэме - это Гриша Добросклонов, который выбирает для себя дорогу борьбы. Однако у Руси есть надежда на лучшее будущее, которая связана с крестьянами. Они не умеют быть свободными, и Некрасов выделяет три типа крестьян: те, что гордятся своим рабством; осознающие рабство, но не могущие противостоять; борющиеся с несправедливостью.