Тема Родины в поэзии А. Блока. Сочинение: "Тема Родины в творчестве Блока" Тема родины поэзии а блока

Тема Родины в поэзии А. Блока
Творчество одного из величайших в истории литературы поэта А. Блока ярко, самобытно, многопланово. Наверное, нет человека, который смог бы остаться равнодушным, прикоснувшись к его великому наследию.

Неприятие “страшного мира” действительности и жажда обновления жизни заставили поэта отойти от идеалов, выраженных в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”, и накрепко связать свою жизнь и творчество с Родиной и своим народом. С этих пор тема России становится магистральной, пронизывая все творчество поэта. А. Блок не только размышляет о судьбе своей страны и ее народа, но и стремится отыскать пути сближения с ним, готов бороться за светлое будущее:
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. - Молись!
Циклы стихотворений “Страшный мир”, “Арфы и скрипки”, “Родина” наполнены настроениями неизбежности “возмездия” старому миру, ощущением грандиозности надвигающихся событий и сознанием необходимости собственного в них участия: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?”
В 1906 году Блок писал Станиславскому: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном устремлении, как стрела прямой…”
Образ России проявляется в стихотворениях Блока постепенно, поворачиваясь к нам то одной стороной, то другой, претерпевая развитие, изменение, но всегда полон безоглядной любовью. Без Родины поэт не представляет себе жизни: “Как и жить и плакать без тебя”.
В годы первой русской революции в образе Руси перед нами часто предстает таинственная, колдовская земля:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна.
Здесь сочетаются сказочная красота русской земли с ее “необъятными далями” и “путем, открытым взорам”, и бедность, нищета Родины: “утлое жилье”, “вихрь в голых прутьях”. Страна словно дремлет, в то время как поэт скрывает “наготу” своей души в “лоскутах ее лох- мотий”.
Но со временем любовь к России внешней перерастает в глубокое чувство единства, родства с Родиной и ее народом, в которых для Блока заключена вся “жизнь или смерть, счастье или погибель”. Наиболее полно этот новый взгляд отразился в цикле “Родина”:
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем так горько плачешь?
Блок стремится к тому, чтобы нашли свое воплощение огромные возможности России и ее талантливого народа, чтобы Родина смогла обрести необходимую мощь и подняться до уровня передовых европейских государств, стать “новой Америкой”:
Уголь стонет, и соль забелелась,
И железная воет руда…
То над степью пустой загорелась
Мне Америки новой звезда!
Россия, устремленная вперед, преодолевшая тяготы и испытания, рвущаяся в свое будущее, запечатлена в цикле “На поле Куликовом”, где постоянно звучат мотивы движения, борьбы, неуспокоенности:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
Образ Родины, созданный Блоком, неповторим и самобытен, поскольку он сравнивает ее не с матерью, как многие его предшественники, а с возлюбленной, “светлой женой”, невестой:
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!
Прекрасно понимая все сложности и противоречия, которые должна была преодолеть родная страна для достижения своей мечты, А. Блок всегда принимал ее такой, какая она есть:
Россия -- сфинкс, ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!..
Такие слова мог сказать только поэт, кровно связавший свою жизнь и судьбу с жизнью и судьбой Родины.

Слово «Родина» знакомо нам с малых лет, но вряд ли детским умом можно осознать всю глубину этого понятия. Любовь к родине формируется на протяже-нии всей жизни, и чувство истинного патриотизма присуще далеко не каждому.

Обращаясь к творчеству писателей и поэтов, пони-маешь, что каждый из них пытался осмыслить в сво-их произведениях образ Родины, и каждый касался этой темы с особой трепетностью и осторожностью, ведь любовь к родине — чувство глубоко личное, ин-тимное.

Судьба родины, России волновала и великого рус-ского поэта — А. А. Блока. Вот что пишет он в одном из своих писем: «Этой теме я сознательно и беспово-ротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это пер-вейший вопрос, самый жизненный, самый реаль-ный».

Образ родины во всем ее многообразии осмыслива-ется Блоком не сразу, его восприятие изменяется на протяжении всей жизни поэта. Родина Блока много-лика и противоречива. Но все стихи поэта передают одно — чувство безоглядной, преданной любви. «Как и жить и плакать без тебя», — восклицает он в стихо-творении «Осенняя воля». «Воля», «неоглядные дали», «путь, открытый взорам» — это Россия Блока, привольная и необозримая. Образ родины Блока — женский образ, отсюда «плат узорный до бровей», «разбойная краса», «твой узорный, твой цветной ру-кав» . Россия переплетается у поэта с образом возлюб-ленной, в чем проявляется самобытность его миро-ощущения. Ведь до него родина была олицетворением матери и вдруг:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

В ранней поэзии Блока Россия, еще не понятая, не затронувшая самую глубину души поэта предстает пе-ред нами в облике таинственном, завораживающем:

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Она прекрасна, но, наряду со сказочной красотой, Блок видит и «страны родимой нищету» с серыми из-бами, расхлябанными колеями, острожной тоской, унылой песней ямщика. Но Блок верит в будущее от-чизны, в то, что она преодолеет все беды и невзгоды.

Главное для поэта — обретение единства со своей страной, с народом, в единении этом вся «жизнь или смерть, счастье или погибель». Полное свое выраже-ние эти чувства получили в цикле «Родина». Стихо-творения, включенные в этот цикл, свидетельствуют о глубоко личном, интимном восприятии поэтом от-чизны («Посещение», «Дым от костра струею си-зой...», «Приближается звук. И покорна щемящему звуку...»).

«Страшный мир» — это тоже Родина:

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Боль и страдания родины дороги и близки поэту, но «страшный мир» — это всего лишь эпизод, как в жиз-ни Блока, так и в судьбе России, этот путь они преодо-левают вместе: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?». Душевные силы, истинная любовь к оте-честву позволяют ему и «страшной» России сказать: «Да, и такой, моя Россия\\Ты всех краев дороже мне». Очень емко образ России раскрыт в одноимен-ном стихотворении:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви.

Блок с горечью говорит о нищете родного края, не-сущего в себе огромные возможности, скрытую мощь, противопоставляемую силе передовых европейских государств:

Уголь стонет, и соль забелелась,

И железная воет руда...

То над степью пустой загорелась

Мне Америки новой звезда!

Но поэт не только предвидит будущее России, он стремится и к переосмыслению ее прошлого в цикле стихов «На поле Куликовом». Здесь не только отра-жение исторических событий, здесь Россия, летящая в будущее сквозь битвы и испытания:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

Труден путь России к светлому будущему, много на этом пути трудностей и противоречий, но «невозмож-ное возможно», если в сердце каждого будет жить лю-бовь к родной стране, если мы примем ее такой, какая она есть, как принял ее А. А. Блок:

Россия — сфинкс, ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит в тебя,

И с ненавистью, и с любовью!..

Тема родины в литературе раскрыта у многих поэтов, в том числе:

  1. В лирике М. Лермонтова. Поэт признаётся в любви к местам, где он родился («Я видел тень блаженства; но вполне». 1831), прославляет подвиги отцов («Бородино», 1837) и осуждает своих современников за бесславно прожитую жизнь («Дума», 1838). Он пишет о своей стране, где стонет человек от рабства и цепей («Жалобы турка», 1829). Его скорбь сменяется ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия». 1841). Люблю отчизну я, но странною любовью — признаётся поэт («Родина», 1841).
  2. В лирике С. Есенина. Его поэзия прежде всего выражает любовь к родной природе, стране берёзового ситца. «Чувство Родины — основное в моём творчестве». Он представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью: Не видать конца и края/ Только синь сосёт глаза. Поэт ощущает себя частью природы и готов отказаться от библейского рая во имя Родины («Гой ты, Русь, моя родная», 1914). Есенин воспевал русскую деревню («В хате», 1914), не любил городскую цивилизацию («Я последний поэт деревни», 1920) и стремился принять революционные перемены («Русь советская», 1924).
  3. В лирике Н. Некрасова. Народ и родная земля — главный источник вдохновения поэта: лишь возвращаясь домой, переживал творческий подъём («Дома — лучше!», 1868). Нищета крестьян, тяжёлая доля русской женщины, произвол властей — всё это волновало поэта. О родине Некрасов писал: Ты и убогая, Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная, Матушка-Русь («Кому на Руси жить хорошо», 1877), но страстно верил в её счастливое будущее («Что ни год — уменьшаются силы», 1861).
  4. В лирике А. Блока. Патриотическая тема пересекается с любовной лирикой, и образ родины часто предстаёт как образ прекрасной возлюбленной — это образ светлой жены в цикле «На поле Куликовом». Этот образ вместо Нерукотворного Спаса появляется на щите русского воина, он же охраняет спящих воинов. Иногда родина у Блока — женщина с разбойной красой («Новая Америка», 1913). Иногда он видит Россию нищей, убогой, с тоской острожной, но верит в её светлое будущее. Россия — это образ прекрасной женщины с.сильным характером и нелёгкой судьбой («Россия»,1908). Блок говорит о своей неразрывной связи с родиной («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», 1910).

Ярким примером темы родины в поэзии является стихотворение М. Лермонтова «Родина».

Общие сведения. Одно из последних произведений Лермонтова.

Тема. Поэт говорит о своём отношении к отчизне и о любви к ней.

Композиция. Состоит из двух частей. В 1-й части поэт отвергает казённый патриотизм, а во 2-й — признаётся в любви к России, к её природе и к русскому народу. В основе стихотворения — принцип антитезы. Разве не странно любить отчизну, в которой столько противоречий? Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала описывается восприятие родины (слава, купленная кровью; старины заветные преданья), затем — общее изображение родной природы (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, разливы рек), потом — деталей народного быта (изба, покрытая соломой, с резными ставнями окно).

Средства художественной выразительности. Эпитеты (печальные деревни, безбрежные леса), метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой), олицетворение (степей холодное молчанье), анафора (Её степей …Её лесов), аллитерация (Разливы рек её, подобные морям), ассонанс (полный гордого доверия покой).

Стихотворный размер и рифма . Разностопный ямб; перекрёстная, парная и кольцевая рифма.

И в тайне ты почиешь, Русь.

Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, которые в своих произведениях воспели великую Россию, Блок также не прошел мимо этой актуальной для всех поэтов темы. Развивая ее, А. Блок опирался на опыт предшественников, не останавливаясь на достигнутом. Он уловил наступление нового времени в истории России - времени социальных потрясений. Поэт верил, что “рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна”. Источником этой веры для него явилась Россия - “роковая” страна, затаившая в недрах своих великое мятежное начало.

Родина в творчестве А. Блока является неотделимой частью, продолжением и дополнением всей России. Образ России начинает складываться в творчестве поэта в годы реакции. В таких стихах, как “Русь”, “Россия”, “Осенний день”, “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?”, исполненных сыновней любви к родному краю, возникает образ страны со своей тайной и своей судьбой:

Ты и во сне необычайно,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю и за дремотой тайна,

И в тайне - ты почиешь, Русь.

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И с мутным взором колдуна...

С какой любовью А. Блок описывает в этом стихотворении русскую природу! Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, бурные вьюги, переплетаются с горящими селами, серыми избами, тюрьмами, братскими могилами… Такова блоковская Россия. А. Блок создал свой, самобытный образ России: не матери, как у других поэтов, а красавицы, подруги, “светлой жены”:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской

древней воли

Пронзил нам грудь.

В 1905 году было написано стихотворение “Осенняя воля”, в котором уже звучала патриотическая тема. Блок верил, что для России наступает новый период, что в борьбу вступили новые люди, вышедшие из “тьмы погребов”. И этому поколению принадлежит будущее:

Мы не стали искать и гадать:

Пусть заменят нас новые люди!

В тех лее муках рожала их мать.

Так псе нежно кормила у груди.

Величие России - в ее исторических свершениях, которые еще не осознаны поэтом до конца. Прошлое взывает к будущему. Романтика этого призыва звучит в цикле стихов “На поле Куликовом”. В нем положение России, разделенной на два враждебных стана, уподобляется Руси Дмитрия Донского, вышедшей на Куликово поле, чтобы в схватке с золотоордынским ханом Мамаем отстоять свою национальную независимость. Этот цикл - одно из высших лирических достижений А. Блока, лучшее, что дала России поэзия на рубеже двух веков. Уже в первом стихотворении цикла - “Река раскинулась...” - автор передает тревожное ощущение ожидания исторических свершений. Эта тревожность чувствуется и в пейзаже, и в ритме стиха. Устремленность в будущее выражается как бы убыстренным ритмом:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит стенная кобылица

И мнет ковыль...

Образ-символ коня проходит через весь цикл стихотворений. В философски сложном цикле произведений А. Блока создан прекрасный образ Родины. Поэт обращается к историческому событию, но создает произведение о современности. Блока с юности увлекала мысль о подвиге. Вот почему ему так близок образ русского воина-патриота, отделенного пятью веками, но близкого своими тревогами и надеждами. В “непробудимой тишине” Блок ясно слышит гул грядущих событий, “высокие и мятежные дни”. Из глухих лет реакции он увидел зарево пожара:

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

“Россия - буря” - так говорит поэт. В годы революционного подъема Россия повернулась к А. Блоку “новым ликом”:

На пустынном просторе, на диком

Ты все та, что была, и не та,

Новым ты обернулась мне ликом,

И другая волнует мечта.

Блок, видя, какой ценой обходятся России взлеты и падения, обратился с яростным призывом к своим современникам:

На непроглядный ужас жизни

Открой, скорей открой глаза.

Пока великая гроза Все не смела в твоей

Отчизне,- Дай гневу правому созреть,

Приготовляй к работе руки...

В поэме “Возмездие” А. Блок пытается предугадать будущее России и спрашивает:

Какие ж сны тебе,

Россия. Какие бури суждены?

Осознание трагизма судьбы России заставляет поэта только сильнее любить ее. А. Блок жил в трагическое время. Война сменяла войну, за революцией надвигалась революция:

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Готовый разделить судьбу Родины, А. Блок принимает Октябрь как неизбежность. Типичное для русского интеллигента чувство вины перед народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и кровь в поэме “Двенадцать”. Его последние произведения о России противоречивы и трагичны. Чего стоит одно стихотворение “Скифы”! В этих стихах очень ясно виден тот кровавый отсвет, о котором писал поэт в стихотворении “Рожденные в года глухие...”. Но в них главное - любовь к России.

Именно она движет всем творчеством поэта. Именно она сближает творчество А. Блока с великой поэзией XIX века. В его лирике те же интонации любви к России, что и в стихах Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Это же чувство связывает его и с современниками: изысканной и утонченной А. Ахматовой, по-русски нежным и страстным С. Есениным. Эти поэты учат любви беззаветной и безоглядной, подвижнической, возвышающей душу. Так любил Родину и Александр Блок. В ней он черпал силы для добра:

Дивись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи.

Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX века:

Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет,
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Талант Есенина питала родная земля. Он был далек от всяких литературных традиций, ни у кого не учился, никому не подражал. Как поэт он сложился самостоятельно, вырос на творчестве народа. В его стихотворениях своя индивидуальная ритмика:

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

Бережно, с любовью поэт относится к своей малой родине. В стихотворении «В хате» перечисляются родные предметы крестьянского быта, причем не так, как они видятся со стороны, а изнутри, глазами крестьянина:

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.

Темой первых сборников поэта «Радуница» и «Голубень» была родная деревня, родная земля:

Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.

Слово «радуница» означает «блестящая», «просветленная», Так называли первые весенние дни. Эпитеты «голубой», «синий» наиболее часты при описании родины.
Лучезарный образ святой Руси со временем становится сложнее и многограннее. Сквозь сияющий лик проступает нищая, пьяная, бесприютная Русь:

Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты – русская боль.

Лирический герой Есенина теперь отождествляет себя с родиной в стихотворении «За темной прядью перелесиц…»:

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.

Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая:

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
……….
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

В 1920 году происходит изменение мировоззрения поэта. Есенин не знает, куда ведут исторические пути страну. Тема покинутого дома теперь осложняется конфликтом. Есенин опасался, что техника разрушит деревню, боялся власти неживого над живым, утраты связи человека с природой.
Поэт пишет два стихотворения «Русь советская» и «Русь уходящая». Он дает высказаться своим односельчанам, матери, деду, сестрам, которые в стихотворении «Русь уходящая» говорят о жизни при новой власти большевиков:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит голь.
«С Советской властью жить нам по нутрю…
Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»

В стихотворении «Русь советская», написанном через 10 лет, поэт славит Россию:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, в ней одной черпал вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил прекрасный мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Природа для него неотделима от понятия родины. В конце жизни, устав метаться и сомневаться, он приходит к мудрому выводу: «Счастлив тем, что я дышал и жил».