Что такое эксперимент. Значение слова эксперимент Что такое эксперимент в философии

Эксперимент (от лат. Experimentum - проба, опыт) - исследовательская стратегия, которая предполагает целенаправленное наблюдение за определенным процессом в условиях регламентированных изменений отдельных характеристик условий его протекания. Это спланировано и управляемое исследование, в котором экспериментатор влияет на изолированный объект (объекты) и фиксирует изменения в его состояниях. Исследование проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием независимой переменной и измененными состояниями объекта (зависимой переменной). В психологии экспериментирования - это совместная деятельность экспериментатора и исследуемого ради изучения психологических свойств последнего путем наблюдения за его поведением во время выполнения экспериментальных задач.

По мнению Р. Готтсданкер, эксперимент - это изучение объекта в условиях спланированного и специально созданного смещение реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить и использовать для проверки экспериментальной гипотезы.

Для проведения эксперимента важны следующие аспекты:

1) исследователь сам активно организует условия, в которых должен появиться определенный психологический факт; когда идет наблюдения, исследователь не может вмешиваться в ситуацию;

2) экспериментатор может изменять условия и определять определенные варианты условий появления исследуемого явления (процесса);

3) в эксперименте возможно устранять определенные переменные, чтобы исследовать, какие изменения при этом произойдут;

4) можно предоставлять переменным разные значения и оценивать данные по разного соотношения выбранных условий.

Существуют такие виды экспериментальных исследований.

Лабораторный эксперимент - исследовательская стратегия, при которой деятельность индивида моделируется в специальных условиях. Основная характеристика лабораторного эксперимента - это обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявления. Такой эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях.

В него включаются лиц, сознательно участвуют в эксперименте, хотя об истинной его целью могут и не знать. Проблемой лабораторного экспериментирования является то, что в его условиях практически невозможно смоделировать полноценно жизненную ситуацию и все ее аспекты.

Естественный эксперимент. Понятие естественного эксперимента предложил А.Ф. Лазурский. Он проводится в условиях, которые максимально приближены к обычной деятельности людей, однако они не знают о том, что являются участниками исследования. Таким образом, в эксперименте создаются условия для полноценного изучения психологических свойств.

При организации естественного эксперимента последовательно разворачиваются следующие этапы:

1) функциональный анализ деятельности испытуемого;

2) фиксация ряда наблюдений за этой деятельностью;

3) анализ результатов;

4) характеристика исследуемого.

Основными методами в контексте естественного эксперимента является наблюдение и беседа с участником, результаты которых обрабатываются количественно и качественно.

Естественный эксперимент, в свою очередь, имеет несколько разновидностей.

Психолого-педагогический эксперимент - экспериментальное обучение, при котором разворачивается процесс обучения и воспитания и одновременно исследуются те психические свойства, которые при этом формируются.

Производственный эксперимент осуществляется в привычных для исследуемого лица условиях профессиональной деятельности, однако участники могут не знать об организации исследования или принимать в нем активное участие.

Учебный эксперимент. Получил распространение в конце 1930-х годов. Его особенность в том, что изучение тех или иных психических особенностей происходит в условиях целенаправленного формирования именно этих свойств. Сначала исследуют уровень знаний, умений и навыков, в дальнейшем фиксируют и анализируют изменения в их развитии. Учебный эксперимент используют не только в исследовательских целях, но и для диагностики умственного развития в практической психологии и патопсихологии.

Полевой эксперимент - это естественный эксперимент, в котором используют оборудование, а участников информируют о проведении исследования.

В психологии различают также эксперименты в зависимости от влияния на исследуемые явления: копстатувальний (цель которого - установление причинно-следственной связи между явлениями) и формовочный (целью которого г формирования определенного явления). На этапе подготовки (формирующего эксперимента часто используют модельный эксперимент. В нем экспериментируют не с самим объектом, а с его заменителем (моделью), который одновременно является объектом и способом исследования. В модельном эксперименте последовательно используют следующие операции: построение модели (именно моделирование), переход от модели к реальному объекта, перенос результатов, полученных на модели, на этот объект.

В зависимости от цели исследователя эксперименты можно классифицировать следующим образом: пилотный (первый эксперимент с экспериментальной серии, который может не удовлетворять всем требованиям, проводится с целью проверки процедур, которые будут использоваться в основном "большом" эксперименте), поисковый (направлен на поиск каузальной связи) подтвержу тельный (направлен на установление вида функционального количественного н в связи между явлениями).

Квазиэксперимент - это исследование, в котором экспериментатор отказывается от полного контроля над переменными, поскольку это невозможно осуществить в силу объективных причин. Любой эксперимент можно считать квазиэкспериментом, поскольку он отклоняется от идеального.

Критический эксперимент направлен на проверку гипотез, является следствием двух альтернативных теорий. Результатом этого эксперимента является отвержение одной теории и принятие другого.

По объекту исследования различают реальные и мыслительные эксперименты. В реальном эксперименте гипотезы проверяются путем планомерного управления условиями социальной действительности. В мыслительном эксперименте проверке подлежат не реальные явления, а информация о них, а такой существенный момент экспериментирования, как целенаправленное вмешательство в реальные процессы, отсутствует. Существуют примеры мыслительного экспериментирования, которые вызывают восхищение, является остроумными, оригинальными. Именно мыслительных экспериментов часто приводит революционные изменения в представлениях о мире. Такие эксперименты открывают сущностные характеристики объектов, и позволяет понять их в общем виде. Ученый не должен считать, что его задача - производить новые эксперименты и факты. По выражению французского ученого Р. Тома, "в наше время, скорее, следует спасать идею от бесцеремонной авторитарности экспериментов".

Роберт Готтсданкер разделял реальные эксперименты на природные (дублируют реальный мир, проводятся в условиях реальной жизни, экспериментатор контролирует в них только независимую переменную), искусственные (которые улучшатся реальный мир, проводимых в лаборатории, где реальная действительность имитируется с целью добиться стабильности в дополнительных переменных) и лабораторные (собственно научные эксперименты, в которых исследуются механизмы поведения, независимая переменная специально отделяется и "очищаются" ее условия).

По теми задачами, которые решаются в исследовании, различают такие эксперименты: научные (направленные на получение новых знаний) и прикладные (направленные на получение практического эффекта) проективные (направленные в будущее: исследователь проектирует последствия, с учетом гипотетических причин) и ретроепскгивни (направленные в прошлое: исследователь манипулирует информацией о событиях, которые произошли, пытается проверить гипотезы о причинах, которые вызвали существующие последствия) однофакторные (в которых проверяется гипотеза о последствиях влияния одной зависимой переменной) и баи атофак горные (в которых проверяется гипотеза о целом комплексе переменных и их взаимодействие). В биваленте гному эксперименте сравниваются два условия для независимой переменной, мультивалентному - более двух. В многомерном эксперименте определяют влияние нескольких (не менее двух) независимых переменных на несколько зависимых переменных.

В функциональном эксперименте манипулируют тремя или более уровнями независимой переменной, на основе чего определяют функциональную связь между независимой и зависимой переменной.

По характеру экспериментальной ситуации различают неконтролируемые, естественные и контролируемые (лабораторные) эксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов влияют позаекспериментальни факторы, природа которых остается невыясненной или известна частично. По сути, такой эксперимент превращается в наблюдение.

Эксперимент, в котором участники не знают об уровнях независимой переменной, влияния которой они подвергаются, называют слепым. Если не только участники, но и сам экспериментатор ничего не знает об уровнях независимой переменной, это - двойной слепой эксперимент.

По результатам различают индивидуальный эксперимент (дает результаты, которые касаются только одного конкретного исследуемого) и групповой (результаты которого можно распространить на популяцию).

Эксперимент базового уровня - это такой вид исследования с одной переменной, в котором демонстрируют различные эффекты, используя данные только одного испытуемого. Определяют устойчивый базовый уровень реагирования, обеспечивающие действие независимой переменной и определяют изменения в состоянии исследуемого лица, а затем ожидают восстановления базового уровня.

Эксперимент является эффективным научным методом. Исследователь наблюдает объект в лаборатории, контролирует условия, проводит измерения различных переменных, чтобы установить связь между ними. В условиях эксперимента происходит проверка гипотезы.

В разных отраслях психологии эксперименты имеют свои характерные черты.

В социально-психологическом эксперименте прежде всего рассматриваются отношения человека, предлагаются формы социальных событий и взаимодействий. Эти эксперименты требуют разработки методик сопоставления результатов индивидуальной и групповой деятельности.

В инженерно-психологическом эксперименте субъект привлекается к реальной деятельности, использует сложные орудия труда.

В психофизическом эксперименте необходимо держать под контролем все группы переменных: внешние, ситуационные, особенности психических процессов и регуляции поведения. Создать такие условия сложно, поэтому структура психофизического эксперимента предусматривает различные теоретические обоснования и предположения при его организации.

Для научного исследования в любой науке, в том числе и в психологии, обязательна такая последовательность необходимых шагов:

Первый шаг - определение и формулирование проблемы.

Второй шаг - формулировка гипотез, то есть определенной возможного ответа на вопросы.

Третий шаг - проверка гипотезы, а именно: проведение экспериментального испытания, с тем, чтобы выяснить, согласуются с гипотезой факты, не согласуются.

Четвертый шаг - интерпретация экспериментальных данных с целью создания теории. Исследователь может убедительно подтвердить определенную теорию, если у него есть неопровержимые факты, он может развить и усовершенствовать теорию, или же отказаться от нее. На этом этапе у ученого появляются новые гипотезы, которые он может снова проверять.

От других научных методов эксперимент отличается тем, что дает возможность осуществить точный контроль за всеми переменными, провести точные измерения и проверить теории, он направлен на определение причин явлений.

Конечно, экспериментальный метод имеет и свои недостатки. Лабораторные условия лишь частично могут воспроизводить реальность, потому что являются искусственными. В таких условиях трудно оценить сложное поведение.

В экспериментальном исследовании не только проявляются закономерности, но и оказываются артефакты - особенности, обусловленные неожиданными нарушениями в организации эксперимента, определенными дефектами экспериментальной методики.

Экспериментальный метод может использоваться не только в лаборатории, поскольку эксперимент - это определенный логический путь научного поиска, а не место. Однако в научной лаборатории комфортные условия для обеспечения контроля за всеми переменными и использование точной техники.

Планирование психологических исследований предусматривает соблюдение следующих условий: определение объекта исследования; четкое и однозначное формулирование его целей и задач; установления контингента обследуемых; прогнозирования возможностей использования полученных результатов. Психолог самостоятельно выбирает методы работы, руководствуясь при этом требованиями максимальной эффективности и научной обоснованности.

Планирование эксперимента предусматривает способ (процедуру) сбора данных. Простейшие эксперименты состоят в изучении влияния независимой переменной, которой манипулирует экспериментатор, на значение зависимой переменной.

Если при организации исследования все условия остаются неизменными, а экспериментатор устанавливает значение независимой переменной, то в результате можно получить такой вывод: "При тех же условиях значение переменной А расти с увеличением переменной Б" (или наоборот).

Если для экспериментатора важно определить влияние определенного условия, в таких случаях независимая переменная принимает два возможных значения: наличие и отсутствие. Для организации такого эксперимента нужна экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальной группе предъявляют определенные условия, а в контрольной - изымают. Если в экспериментальной группе будет выявлены определенные аспекты поведения, которые отсутствуют в контрольной фу пи, то можно считать, что это является следствием независимой переменной. В исследованиях также используют имитирующие контрольные группы, которые не поддаются экспериментальному воздействию, однако по просьбе экспериментатора делают вид, что были участниками эксперимента, и имитируют ожидаемое поведение.

В планировании эксперимента используют экспериментальные схемы, согласно которым определяют порядок предъявления условий (качественные формы) или уровней (количественные варианты) независимой переменной. Чем больше уровней независимой переменной, тем полнее она представлена. Последовательность условиях может быть случайной, позиционно равной или в виде регулярного дежурства. Различают интра- индивидуальные, межгрупповые и кросс-индивидуальные схемы. В интра- индивидуальных схемах каждом исследуемом предоставляют все условия независимой переменной, а результаты получают в процессе сравнения данных по каждому участнику. В межгрупповых схемах условия независимой переменной предъявляют разным группам и сравнивают данные соответствующих групп (контрольной и экспериментальной). В кросс-индивидуальном исследовании все условия независимой переменной в определенной последовательности предоставляют всем участникам (группам) и учитывают результаты всех исследуемых в различных условиях. Эта схема наиболее оптимальна для лабораторных многоуровневых исследований.

Схемы, в которых не соблюдены условия рандомизации участников, однако снабжена внутренняя валидность, называют квазиексперииментальнимы. Если в исследовании нет условий для защиты внутренней валидности, которую обеспечивают эксперименты или квазиэксперимент, то такую схему называют неэкспериментальных. Результаты исследования по такой схеме невозможно обосновать.

Чаще всего применяют такие экспериментальные схемы (планы): схема базового уровня с небольшой группой, или эксперимент базового уровня: исследование с одной переменной и небольшим количеством участников (иногда только один исследуемый), в котором демонстрируют эффекты следующим образом: определяют базовый уровень реагирования, оказывающих влияние и определяют переходное состояние. Когда манипуляция заканчивается, ожидают восстановления базового уровня;

План по независимыми группами: каждая экспериментальная группа подвержена воздействию только одного уровня независимой переменной;

План повторных измерений: одну и ту же группу подвергают воздействию всех уровней независимой переменной или переменных

План парного группировки участников: сначала уравнивают участников по переменной, высоко коррелирует с зависимой переменной, а затем из созданных групп выбирают случайным образом новые экспериментальные группы;

Факторный план: исследования с несколькими независимыми переменными, в котором каждый уровень всех независимых переменных сочетается с каждым из других уровней;

План серий сходятся: серия экспериментов, которые проводятся с целью постепенного отвержение конкурирующих теоретических гипотез.

Чаще всего применяют такие квазиэкспериментального схемы:

Схема временных серий: подробно и неоднократно наблюдают одну группу перед экспериментальной манипуляцией, а потом так же после нее

План по неэквивалентного контрольной группой: исследование, в котором участники контрольной группы подобраны другим образом, чем в экспериментальной.

Чаще всего применяют такие Неэкспериментальные схемы:

План одноразового тестирования одной группы: на группу (или только на одного исследуемого) действуют одним уровнем независимой переменной;

План по предыдущим и итогового тестирования одной группы: одну группу тестируют, подвергают воздействию одного уровня независимой переменной, после чего повторно тестируют;

План по одноразовым итоговым тестированием неэквивалентных групп: одна группа подвергается воздействию одного уровня независимой переменной, а другая группа, сформированная другим образом, подвергается воздействию другого уровня.

Проблема измерения. При проведении исследований психологи имеют оперировать величинами, которые характеризуют значения переменных. А переменным, в свою очередь, надо присваивать определенные числовые значения. Поэтому в психологии возникает проблема: как придать значение определенном переживанию. Хотя иногда это можно решить просто, например: какая доза препарата, мера физической нагрузки для участников или уровень сложности задачи.

Измерения в лаборатории преимущественно проводят не на одном, а на многих испытуемых. Группу лиц, участвующих в исследовании, называют выборкой.

Полученные результаты составят наборы определенных значений. Исследователь должен понять характер зависимости между переменными, обобщить все полученные данные и дать объяснения. В процессе анализа используются методы математической статистики - специальной дисциплины, которая разрабатывает методы анализа данных, характеризующих определенную выборку и определения общих свойств целого генеральной совокупности. Например, самым простым способом сравнения является среднее значение по выборке. Если мы хотим сравнить экспериментальную и контрольную группы, то можем сравнить значения средних величин этих двух групп. Для решения проблемы сравнения средних значений используют специальные статистические тесты, которые дают возможность определить, являются важными (важными) различия между средними значениями. Если о различиях в группах говорят, что они являются статистически значимыми, то это означает, что эти различия являются существенными и зависят именно от независимой переменной, а не возникли каким-то случайным образом.

Экспериментальный метод не является универсальным. Существуют определенные проблемы, которые невозможно изучать с его помощью. Такими трудно-исследуемыми есть ситуации, что очень отличаются условиями, в которых находятся участники. В таких случаях, когда исследователь не может контролировать определенную переменную, однако хотел бы выяснить, как она связана с другой переменной, используют метод корреляций.

Когда существуют два ряда переменных, которые могут принимать любое значение, то их связь можно установить, определив коэффициент корреляции (это статистический параметр, обозначаемый буквой г). Правила интерпретации коэффициента корреляции: 1. Корреляция может быть положительной (+) и отрицательной (-). Если корреляция является положительной (г от 0 до 1), это означает, что обе величины взаимосвязаны, то есть их значения одновременно растут или уменьшаются. Если корреляция является отрицательной (г от 0 до 1), то обе величины связаны таким образом, что когда одна растет, вторая уменьшается. 2. Чем крепче связь, тем больше г возрастает от 0 до единицы. В психологических исследованиях считается, что выше 0,60 - это достаточно высокий коэффициент корреляции.

3. Корреляция в пределах от 0,20 до 0,60 имеет практическую и теоретическую ценность и полезна для формулирования гипотез. При корреляции от 0 до 0,20 следует понимать, что такие коэффициенты не могут быть надежной основой для прогнозирования. Примеры коэффициентов корреляции, полученные в разных исследованиях: между баллами, которые получают студенты в первый и второй год обучения в колледже, - 0,75; между показателями теста на интеллект в возрасте 7 лет и при повторном тестировании в 18 лет - примерно 0,70; между ростом одного из родителей и ростом ребенка в зрелом возрасте - около 0,50; между результатами теста на способность к обучению, полученными в школе и колледже, - примерно 0,40; между баллами, полученными индивидуумами в бланковых тестах, и суждениями психолога эксперта об их личные качества - 0,25.

В экспериментальном исследовании контролируют определенную независимую переменную с тем, чтобы определить ее значение как причины, как она влияет на некоторые другие (зависимые переменные). Причинно-следственные зависимости нельзя определить на основе корреляционного исследования. Корреляционная связь можно получить между различными переменными.

Например, существует положительная связь между количеством аистов, вьют гнезда во французских деревнях, и высокой рождаемостью в этих селах. Вместе с тем, рождение малыша не является следствием появления аиста. Корреляция не является причинно-следственной связью. Она свидетельствует о том, что рост одной переменной сопровождается ростом другой переменной. Для установления характера связи требуется специальное экспериментальное исследование.

Тесты - определенный вид психологического эксперимента. При тестировании людей с различными способностями, личностными чертами, особенностями психических процессов организуют стандартную ситуацию. Получив один ряд данных (показатели теста), можно вычислить их корреляцию с какой-либо другой переменной. Тестирование - это один из очень важных инструментов психологического эксперимента и исследования в широком плане, поскольку позволяет вести исследования за пределами психологической лаборатории. Тесты схожи с экспериментом в том, что они направлены на психологическую диагностику, распознавание или оценку состояний, свойств, психических функций конкретного человека или группы людей. Оба метода представляют собой систему задач, которые исследователь предлагает участникам эксперимента. Тест по сути вырастает из экспериментирования, создается на его основе. Психологи рассматривают тестирования как испытательный, или диагностический эксперимент. Экспериментальные задачи при определении норм и стандартов их выполнения превращаются в тесты, а широкое использование эксперимента возможно при условии разработки тестов и других экспресс-методик, которые позволяют максимально точно исследовать человека в реальной жизнедеятельности, охватывать значительное количество испытуемых, получать результаты, которые удобно сравнивать.

Поскольку выводы экспериментального исследования являются достаточно надежными, поэтому, чтобы их получить, необходимо соблюдать все соответствующие правила.

Эксперимент – это один из доступных научному мировоззрению методов познания окружающей реальности, обоснованный принципами повторимости и доказательности. Этот метод строится индивидуально в зависимости от выбранной области, на основании теорий или выдвинутых гипотез и происходит в специально контролируемых или управляемых условиях, удовлетворяющих запросу исследования. Стратегия эксперимента предполагает целенаправленно выстроенное наблюдение за выбранным явлением или объектом в заранее определенных гипотезой условиях. В психологической отрасли эксперимент предусматривает совместное взаимодействие экспериментатора и обследуемого, направленное на выполнение разработанных предварительно экспериментальных заданий и изучение возможных изменений и взаимосвязей.

Эксперимент относится к разделу эмпирических методов и выступает критерием истинности установленного явления, поскольку безоговорочным условием построения экспериментальных процессов является их повторная воспроизводимость.

Эксперимент в психологии используется как основной способ изменения (в терапевтической практике) и исследования (в науке) реальности, и имеет традиционное планирование (при одной неизвестной переменной) и факторное (когда неизвестных переменных несколько). В случае, когда исследуемое явление или его область представляются недостаточно исследованными, применяется пилотажный эксперимент, помогающий уточнить дальнейшее направление построения .

Отличается от исследовательского метода наблюдения и невмешательства активным взаимодействием с объектом изучения, намеренным вызыванием изучаемого явления, возможностью изменения условий процесса, количественного соотношения параметров и включает в себя статистическую обработку данных. Возможность контролированного изменения условий или составляющих эксперимента позволяет исследователю более глубоко изучить явление или заметить ранее не выявленные закономерности. Основная трудность применения и оценки достоверности экспериментального метода в психологии заключается в частой включенности экспериментатора во взаимодействие или общение с испытуемыми и косвенным образом, под воздействием подсознательных , может оказать влияние на результаты и поведение обследуемого.

Эксперимент, как метод исследования

При изучении явлений возможно использование нескольких видов методов: активные (эксперименты) и пассивные (наблюдение, архивное и биографическое исследование).

Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп. По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи). Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.

Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.

Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных. Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления. В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу.

Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие и надежности, т.е. тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы. Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.

Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты. Среди причин критики данного метода находится непостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами. Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.

Виды экспериментов

Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.

На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.

Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.

Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях. Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.

В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.

При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).

Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.

Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.

По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.

Психологические эксперименты

Эксперимент в психологии имеет отличительную особенность от особенностей его проведения в других науках, поскольку объект исследования имеет собственную субъектность, что может вносить определенный процент влияния, как на ход изучения, так и на результаты исследования. Основная задача, которая ставится перед психологическим экспериментом – вывести на обозримую поверхность сокрытые внутри психики процессы. Для достоверности передачи такой информации требуется полный контроль максимального количества переменных.

Понятие эксперимента в психологии, помимо исследовательской сферы, используется в психотерапевтической практике, когда происходит искусственная постановка актуальных для личности проблем, для углубления переживаний или проработки внутреннего состояния.

Первые шаги на пути экспериментальной деятельности заключаются в установлении определенных взаимоотношений с испытуемыми, определение особенностей выборки. Далее испытуемые получают инструкцию для выполнения, содержащую описание хронологичности порядка выполняемых действий, изложенную максимально подробно и в лаконичной форме.

Этапы осуществления психологического эксперимента:

— постановка проблемы и выведение гипотезы;

— анализ литературных и теоретических данных по выбранной проблематике;

— выбор экспериментального инструмента, позволяющего как управлять зависимой переменной, так и регистрировать изменения независимой;

— формирование релевантной выборки и групп испытуемых;

— проведение экспериментальных опытов или диагностики;

— сбор и статистическая обработка данных;

— результатов исследования, составление выводов.

Проведение психологического опыта привлекает к себе внимание социума значительно чаще, чем экспериментирование в других областях, так как затрагивает не только научные понятия, но также этическую сторону вопроса, ведь при постановке условий и наблюдений экспериментатор непосредственно вмешивается и влияет на жизнь испытуемого. Существует несколько всемирно известных экспериментов, касающихся особенностей поведенческих детерминант человека, часть из которых признаны антигуманными.

Хоторнский эксперимент возник вследствие снижения производительности работников одного предприятия, после чего были предприняты диагностические методы по выявлению причин. Результаты исследования показали, что производительность зависит от занимаемого социального положения и роли человека, а те работники, которые попали в группу испытуемых, начали работать лучше лишь от осознания факта участия в эксперименте и того, что на них направленно внимание работодателя и исследователей.

Эксперимент Милгрэма был направлен на установление количества боли, которое может нанести человек другим, абсолютно невинным, если это входит в их обязанности. Участвовало несколько людей – сам испытуемый, начальник, который отдавал ему приказ в случае ошибки направлять на провинившегося разряд электрического тока и непосредственно тот, кому предназначалось наказание (эту роль выполнял актер). В ходе данного эксперимента было выявлено, что люди способны нанести значительные физические страдания другим невиновным, из чувства необходимости подчинения или ослушаться авторитетных лиц, даже при условии возникновения с их внутренними убеждениями.

Эксперимент Рингельмана устанавливал изменение уровня производительности в зависимости от количества человек, привлеченных к выполнению задачи. Оказалось, что чем больше человек участвует в выполнении работы, тем ниже производительность каждого и группы в целом. Это дает основания утверждать, что при осознаваемой индивидуальной ответственности есть стремление максимально выложиться в стараниях, тогда как при групповой работе можно переложить на другого.

«Чудовищный» эксперимент, который некоторое время успешно скрывали его авторы, опасаясь наказания, был направлен на изучение силы внушения. В его ходе двум группам детей из интерната говорили об их навыках: первую группу хвалили, а вторую постоянно критиковали, указывая на недостатки в речи. В дальнейшем у детей из второй группы, ранее не сталкивавшихся с речевыми затруднениями, начали развиваться дефекты речи, некоторые из которых сохранились до конца жизни.

Есть еще много других экспериментов, где вопросы морали не были учтены авторами, и, несмотря на предполагаемую научную ценность и открытия, восхищение не вызывают.

Эксперимент в психологии имеет своим назначением изучение психических особенностей для улучшения его жизни, оптимизации работы и борьбы со страхами и поэтому первоочередным требованием к разработке методов исследований является их этичность, ведь результаты экспериментальных опытов могут вызвать необратимые изменения, изменяющие последующую жизнь человека.

Эксперимент является важнейшей частью научных исследований, с помощью которого осуществляется изучение окружающего нас мира. Такое утверждение нуждается в определении самого понятия эксперимента. Однако, следует признать, что сделать это сколько-нибудь удовлетворительно не представляется возможным, поскольку определение должно содержать ответ на единственный вопрос: как осуществить эксперимент?

Приведем некоторые определения понятия эксперимента, взятые из различных источников, опубликованных в разные годы:

“Эксперимент - научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздать его каждый раз при повторении этих условий“. (БЭС, 2-е издание т.48, 1957г.).

“Эксперимент- чувственно-предметная деятельность в науке, осуществляемая теоретически познанными средствами. В научном языке термин «эксперимент» обычно используется интуитивно в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познаний и т.п. “. (Философская энциклопедия, т. 5, М. «Советская энциклопедия», 1970г.)

“Эксперимент - способ изучения явлений в точно установленных условиях, позволяющих воспроизводить и наблюдать эти явления. Он является способом материального воздействия человека на объект, способом практического освоения действительности". (Краткий словарь по философии, М. 1982г.).

“Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества”. (БЭС, 2-е издание, 1997г.).

Аналогичные определения содержатся и в зарубежных публикациях. Так в Оксфордском словаре 1958г. эксперимент определяется как действие или операция, предпринятые для обнаружения нового или проверки гипотезы, или иллюстрации известной истины. И тут же, “эксперимент процедура, метод или последовательность действий, принятые в состоянии неуверенности относительно того, отвечают ли они цели”.

Или ещё одно определение из американской энциклопедии (Encyclopedia Americana, v.10, 1944г.):

“Эксперимент - операция, предназначенная для обнаружения истины, принципа или эффекта или после их обнаружения для уточнения или иллюстрации. Он отличается от наблюдения тем, что наблюдение является действием в большей или меньшей степени контролируемым человеком”.

Анализ такой малой подборки определений понятия эксперимента показывает, что ни одно из них не содержит ответа на поставленный вопрос: как можно осуществить эксперимент?

Очень трудно воспринимать утверждение о том, что эксперимент есть предметно-чувственная деятельность, осуществляемая познанными средствами. Во-первых, если, например, исследователь имеет дело с радиоактивными излучениями то, что он предметно чувствует? Во-вторых, экспериментальные установки не всегда являются теоретически познанными средствами, а о создании точно учитываемых условий воспроизведения изучаемого явления говорить вообще не приходится.

Осознание принципиальной невозможности создания точно учитываемых условий проведения эксперимента и использования установок с полностью или частично известными характеристиками привело к возникновению математической теории оптимального эксперимента.

Эта теория дает ответ на поставленный вопрос, если его переформулировать следующим образом: какой эксперимент следует считать хорошим в смысле полученных результатов, а какой плохим?

Что же касается компактного определения понятия эксперимента, то его возможно лучше и не искать, а использовать метафоричное определение, данное Жоржем Кювье (1769-1832г.г.). Он определял задачи эксперимента следующим образом: “наблюдатель слушает природу, экспериментатор вопрошает и принуждает её разоблачиться” (БЭС, 1-е издание т.63, 1933г.).

Добавим лишь, что этот процесс должен осуществляться так, чтобы привести к наилучшим результатам. Ясно, что получаемые результаты будут зависеть как от полноты учитываемых факторов, так и от организации самого эксперимента.

Эти факторы, используются при построении гипотетических моделей реальных процессов, явлений или объектов. Обычно в качестве таких моделей используются математические модели, построение которых является почти искусством в том смысле, что вопрос об эквивалентности модели реальному явлению, это вопрос, который экспериментатор задает “природе”, а ответ на него содержится в результатах эксперимента.

Организация же эксперимента - его планирование, это главным образом “технический вопрос”, который неразрывно связан с методами математической обработки его результатов.

Все эксперименты по признаку “цель эксперимента” могут быть разбиты на 2 класса, представленные на рис.1.1

В экстремальных экспериментах исследователя интересуют условия, при которых изучаемый процесс удовлетворяет некоторому критерию оптимальности. Например, определение таких параметров системы автоматического управления (допуски на значения параметров), при которых она решала бы задачу оптимального быстродействия.

В экспериментах по выяснению механизмов явлений исследователя интересуют вопросы нахождения (подтверждения принятых) математических моделей процесса, явления или реального объекта.

В дальнейшем интерес будет представлять именно этот класс экспериментов, а потому необходимо продолжить классификацию экспериментов.

Если в качестве признака классификации использовать располагаемый объём априорной информации об исследуемом явлении, то структурная схема классификации экспериментов по выявлению механизмов процессов протекающих в объектах принимает вид, приведенный на рис.2.1.2.

Эксперименты по выявлению структуры математических моделей явлений и связанные с ними задачи математической обработки информации называются задачами структурной идентификации.

Эксперименты же по определению значений параметров принятой математической модели явлений и связанные с ними задачи называются задачами параметрической идентификации.

Задачи, возникающие при организации таких экспериментов к настоящему времени изучены с разной степенью полноты, а используемый при этом математический аппарат различается по сложности.

Способы организации эксперимента не многочисленны и связаны с принципами статического и последовательного планирования.

На рис.2.3 приведены схемы статического и последовательного способа организации эксперимента.

а). - статический способ организации эксперимента

б). - последовательный способ организации эксперимента

Анализ этих схем показывает, что наличие обратной связи в схеме последовательного способа организации эксперимента позволяет в процессе его проведения изменять условия для улучшения результатов или же досрочно его прекращать, если качество результатов достигло необходимого уровня.

исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. В психологии - один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать - это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. Это позволяет реализовать относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Основное достоинство эксперимента - в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Но эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Так, весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Результаты эксперимента могут искажаться некоими факторами. Один из самых частых артефактов обусловлен эффектом Пигмалиона; у испытуемых может также появится эффект Хоторна. Избежать этих эффектов помогает применение метода слепого. Выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой. По иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. Различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической; к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, - тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, - тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения. Как составная часть в эксперимент могут входить наблюдения и психодиагностика. Естественно, во время эксперимента за испытуемым наблюдают и его состояние регистрируется, если нужно, средствами психодиагностики; но здесь наблюдение и психодиагностика не выступают как метод исследования. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи - корреляции - между переменными. Разделяются планы проведения эксперимента:

1) традиционные - когда меняется лишь одна переменная независимая;

2) факторные - когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство - возможность оценки взаимодействия факторов - изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой; при этом для статистической обработки результатов эксперимента применяется анализ дисперсионный. Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят об эксперименте пилотажном- (-> исследование пилотажное), результаты" коего могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда есть две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят об эксперименте решающем (лат. experimentum crucis). Эксперимент контрольный производится с целью проверки некоих зависимостей. Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в психологии дифференциальной и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно влиять на его поведение. Особая категория методов исследования психологического и воздействия - эксперименты формирующие, или обучающие. Они позволяют направленно формировать особенности таких процессов психических, как восприятие, внимание, память, мышление и пр.

Эксперимент

Манипуляции с независимой переменной с целью изучения ее воздействия на зависимую переменную. В широком смысле, психолог-экспериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аспект поведения. Существует три основные категории экспериментов: 1. Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой лабораторных экспериментов является способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности исследователь может устранять многие внешние переменные, которые в противном случае повлияли бы на результат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод, отвлекающие факторы, либо характер самих участников эксперимента. - Аргументы за: Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи. В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке. Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части (экспериментальный редукционизм). - Аргументы против: Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты лабораторных экспериментов нельзя экстраполировать на внешний мир. Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента (настоятельная характеристика), либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оценки). Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это поднимает серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований. 2. Полевые эксперименты. В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте. Вместо того, чтобы исследовать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве примера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычайную ситуацию, в зависимости от одежды и внешнего вида «жертвы» - т. е. замаскированного экспериментатора. - Аргументы за: Сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий. Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки. Экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения. - Аргументы против: Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут остаться незамеченными для участников. Сходным образом, тонкие реакции участников могут остаться незамеченными для экспериментатора. По сравнению с лабораторной обстановкой, экспериментатор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений. Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия. 3. Естественные эксперименты. Эта категория экспериментов не считается «настоящей», так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора, и он не может руководить действиями участников на различных стадиях эксперимента. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, школа или больница). а психолог может изучать лишь полученный результат. - Аргументы за: Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия. Из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента возникает меньше этических проблем. - Аргументы против: Поскольку экспериментатор практически не властен над изучаемыми переменными, установление причинно-следственных связей носит весьма спекулятивный характер. Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.

Эксперимент

Словообразование. Происходит от лат. experimentum - проба, опыт.

Специфика. Характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы.

Естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых,

Лабораторный эксперимент, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Современная научная психология гордится (возможно, немного самоуверенно) тем, что она экспериментальная. Подразумевается, что психологические принципы основаны на хорошо контролируемых и повтори-мых экспериментах. В сущности, любой эксперимент – это создание условий или процедур с целью проверки какой-либо гипотезы. При разработке эксперимента основное внимание уделяется: (а) самим условиям антецедента, обычно называемым независимыми переменными (или экспериментальными переменными), и (б) последствиям или результатам экспериментов, обычно называемым зависимыми переменными. Основной аспект любого эксперимента – контроль над независимыми переменными, при котором причинно-следственные связи могут быть обнаружены однозначно. Имеется тенденция использовать форму прилагательного экспериментальный в более широком и свободном смысле так, что оно охватывает и случайные наблюдения или простые процедуры попыток, которые не всегда хорошо контролируются. Это использование не является неправильным в любом этимологическом смысле, хотя его следует избегать, так как оно уменьшает строгость основного значения. См. контроль (1), экспериментальный проект, научный метод.

Эксперимент

метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Виды эксперимента: лабораторный, камерный, естественный, психолого-педагогический, формирующий. Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.

ЭКСПЕРИМЕНТ

проведение исследования в условиях заранее запланированного (в частности, специально созданного) измерения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить: средство проверки экспериментальной гипотезы. Э. называются как реально выполняемые (actual) исследования, так и их мысленные образцы (standards).

Реальные Э., обсуждаемые в книге, подразделяются, прежде всего, на естественные (дублирующие реальный мир), искусственные (улучшающие реальный мир) и лабораторные. Цели первых двух видов Э., как правило, чисто практические, а в третьем исследуются сами механизмы изучаемого поведения, и поэтому он называется также собственно научным:

Э., который дублирует реальный мир,-Э., проводящийся в естественных условиях, в которых экспериментатор изменяет только независимую переменную; это индивидуальный Э. В смысле распространения его результатов только на данного конкретного испытуемого.

Э., который “улучшает” реальный мир, или искусственный Э. - Э. в условиях имитации реальности, позволяющий достичь относительной стабилизации уровней побочных дополнительных переменных;

Лабораторный Э.-Э. в условиях специального выделения независимой переменной и очищения ее условий.

Реальные Э. различаются также по используемым в них экспериментальным схемам, получая от них свои названия:

Индивидуальный, или интраиндивидуальный Э. (см. Схема экспериментальная);

Э. с одним испытуемым (single - subject) частный вариант индивидуального Э.;

Групповой, межгрупповой Э. (см. там же);

Кросс-индивидуальный Э. (см. там же);

Бивалентный Э, - Э. с двумя условиями независимой переменной;

Мультивалентный, многоуровневый Э.-Э. с несколькими (более двух) уровнями независимой переменной;

Факторный Э. (см. там же);

Многомерный (multivariate) Э.- Э. с несколькими (не менее двух) независимыми и несколькими зависимыми переменными.

Мысленный образец для проведения любых возможных реальных Э. (выполнение которого невозможно или бессмысленно) -

Безупречный (perfect) Э., идея которого соотносится с понятием валидности Э. Различные типы безупречного Э. (примеры их содержательных интерпретаций приведена в табл. 3) соответствуют разделению внутренней и внешней валидности. Так, образцами для достижения высокой внутренней валидности являются:

Идеальный Э.-Э., при проведении которого изменяется только независимая переменная, а все другие факторы остаются неизменными; таким образом, исследуется только само отношение между независимой и зависимой переменными;

Чистый (pristine) Э.- разновидность идеального Э., при проведении которого экспериментатор оперирует единичной независимой переменной и ее полностью очищенными.условиями; мысленный образец для лабораторного Э.;

Бесконечный Э. - бесконечно продолжающийся Э. (т. е. Э. с бесконечным количеством проб, испытуемых и т. п.), позволяющий усреднить результаты неизбежных изменений всех побочных факторов, влияющих на зависимую переменную.

Мысленный Э., обладающий безупречной внешней валидностью - Э. полного соответствия - Э. с привлечением таких уровней необходимых дополнительных переменных, которые совпадают с уровнями этих переменных в изучаемой реальности.

Психологический эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Смотри Эксперимент как изучение переменных

В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом.

Виды экспериментов

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различают пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью.

Многие исследователи в процессе обсуждения и дискуссии практикуют мысленные эксперименты. Они, очевидно, гораздо более дешевы и оперативны, хотя и не всегда убедительны и надежны.

По способу проведения различают эксперименты:

Лабораторный эксперимент.

Это самый распространенный и уважаемый в научной психологии эксперимент. В нем максимально строго можно управлять зависимыми и независимыми переменными. См.→

Естественный (полевой) эксперимент.

Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора - нет.

Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.

Эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именна эта методика к результату и привела.

В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование) и собственно эксперимент.

Явные и скрытые эксперименты

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

 те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,

 те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),

 и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

10. Формы, типы и виды психологического исследования.

Т и пы экспериментов

1. Поисковый (эксплораторный) эксперимент - эксперимент, которы02й имеет целью выявить наличие связи между независимыми и зависимыми переменными.

2. Подтверждающий (конфирматорный) эксперимент - эксперимент, определяющий характеристики связей между независимыми и зависимыми переменными.

Виды экспериментов

/. Критический эксперимент - проверка правдоподобности всех возможных гипотез; необходимы тщательная теоретическая разработка проблемы и планирования исследования.

2. Пилотажное исследование - апробация гипотезы, поиск подходов к исследованию, устранение грубых ошибок планирования эксперимента и измерения переменных.

3. Полевое исследование (естественный эксперимент) - изучение связей независимых и зависимых переменных при неполном контроле переменных

4. Лабораторное исследование (эксперимент) - изучение связей независимых и зависимых переменных при относительно полном контроле переменных.

Ф о р мы экспериментов

1. Формирующий эксперимент - наличие X, кото­

рое, воздействуя на испытуемых, формирует у них но­

вую зависимую переменную.

2. Констатирующий эксперимент - Ф О Н и др.

являются X.

Ф о р мы экспериментального исследования

1. Лабораторный эксперимент - экспериментальное исследование, перенесенное в искусственные условия в целях снижения влияния дополните льных переменных, влияющих на ход и его результаты.

2. Е с т е с т в е н н ый э к с п е р и м е н т. Разновидностью экспериментального метода является естественный эксперимент, занимающий промежуточное положение между экспериментом и простым наблюдением.