Лекции по ботанике 1 курс. Ботаника. конспект лекций. По форме бактерии бывают

За свою работу в школе Таине Александровне пришлось сменить не одно поколение учебников по биологии, в частности учебника ботаники. Нельзя было не заметить, что учебник ботаники со временем заметно изменился: некоторые темы теперь рассматриваются более углубленно, но в то же время другие - очень поверхностно, с расчетом на самостоятельное детальное изучение. К тому же отдельные моменты конкретной темы, могут умалчиваться и рассматриваться в рамках другой темы, зачастую даже в другом классе (в случае когда обучение ведется по учебникам из одной серии одного автора). Этот подход обоснован, но для создания целостной картины требует постоянно держать в памяти большой объем информации: каждый раз, встречая уточнение, более детальное описание процесса, который изучался ранее, вам придется его вспоминать и встраивать в уже имеющиеся знания, только что полученные. Понимая что это достаточно сложно, Таина Александровна на основании своего опыта собрала материал из существующих школьных учебников, многочисленной дополнительной научной литературы и предлагает его в другом виде.

Ботаника - наука о растениях. Любое растение можно разделить на некоторые общие составные части: корень, стебель, лист - все это названия параграфов, в которых целиком и полностью описывается эта часть растения: её функции и строение. Причем рассматривается зачастую глубже, чем того требует школьная программа за счет информации из дополнительных источников. В результате вы всегда знаете в каком параграфе искать ответ на нужный вопрос. Таким образом, всего 10 параграфов с учетом тем бактерии, грибы и лишайники, которые по традиции изучаются в курсе ботаники.

Для этой работы Таине Александровне пришлось собственноручно создать более 200 иллюстраций. Каждый рисунок создавался на основе существующих в других учебниках, но зачастую изменялся с учетом данных из дополнительной литературы. Такое внимание рисункам было уделено не случайно. Очевидно, что рисунки запоминаются гораздо лучше чем текст. Поэтому в параграфах все ключевые моменты иллюстрируются.

В конце каждого параграфа приводится обобщающее изображение - оно состоит из уменьшенных рисунков, содержащихся в нем, заключенных в форму, которая ассоциируется с названием этого параграфа, - например, клетка, семя, лист, стебель и т. д.

Если иметь перед собой только эти изображения то, форма рисунка подскажет о какой теме идет речь, а изображения внутри этой формы - о том, какие иллюстрации она содержит. В свою очередь иллюстрации подскажут какие термины являются ключевыми в этом параграфе; остается только вспомнить их определение. Стоит заметить, что каждое из этих обобщающих изображений - ни что иное как графический конспект или, как мы еще его называем, «блок».

Надеемся, что эти параграфы помогут вам упорядочить ваши знания о

М.: 2002 - Т.1 - 862с., Т.2- 544с., Т.3 - 544с.

Представлены подробные современные данные о строении и жизнедеятельности клеток и тканей, описаны все клеточные компоненты. Рассмотрены основные функции клеток: обмен веществ, включая дыхание, синтетические процессы, клеточное деление (митоз, мейоз). Дано сравнительное описание эукариотической (животной и растительной) и прокариотической клетки, а также вирусов. Подробно рассмотрен фотосинтез. Особое внимание уделено классической и современной генетике. Описано строение тканей. Значительная часть книги посвящена функциональной анатомии человека.

В учебнике представлены подробные и последние данные о строении, жизнедеятельности и систематике растений, грибов, лишайников и слизевиков. Особое внимание уделено растительным тканям и органам, структурным особенностям организмов в сравнительном аспекте, а также размножению. С учётом последних достижений изложен процесс фотосинтеза.

Представлены подробные современные данные о строении и жизнедеятельности животных. Рассмотрены наиболее распространенные группы беспозвоночных и позвоночных животных на всех иерархических уровнях - от ультраструктурного до макроскопического. Особое внимание уделено сравнително-анатомическим аспектам различных систематических групп животных. Значительная часть книги посвящена млекопитающим.
Книга предназначена для учащихся школ с углубленным изучением биологии, абитуриентов и студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям в области медицины, биологии, экологии, ветеринарии, а также для школьных учителей, аспирантов и преподавателей вузов.

Том 1. Анатомия

Формат: pdf

Размер: 23 ,3 Мб

Скачать: drive.google

Формат: djvu

Размер: 12 ,6 Мб

Скачать: yandex.disk

Том 2. Ботаника

Формат: pdf

Размер: 24,7 Мб

Скачать: drive.google

Формат: djvu

Размер: 11,6 Мб

Скачать: yandex.disk

Том 3. Зоология

Формат: pdf

Размер: 24,5 Мб

Скачать: drive.google

Формат: djvu

Размер: 9,6 Мб

Скачать: yandex.disk

ТОМ 1.
Клетка
Вирусы
Ткани
Органы, системы и аппараты органов
Особенности развития, роста и строения человека
Работоспособность, работа, утомление и отдых
Внутренние органы
Дыхательная система
Мочеполовой аппарат
Опорно-двигательный аппарат
Сердечно-сосудистая система
Органы кроветворения и иммунной системы
Неспецифическая сопротивляемость организма
Нервная система
Органы чувств
Эндокринный аппарат
Генетика

ТОМ 2.
Растения
Ткани растений
Органы растений, их строение и функции
Фотосинтез
Классификация растений
Грибы
Лишайники
Слизевики или Миксомицеты.

ТОМ 3.
ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (MONOCYTOZOA), ИЛИ ПРОСТЕЙШИЕ (PROTOZOA)
Тип Саркомастигофоры (Sarcomastigophora)
Тип Споровики (Sporozoa)
Тип Книдоспоридии (Cnidosporidia)
Тип Микроспоридии (Mircrosporidia)
Тип Инфузории (Infuzoria), или Ресничные (Ciliophora)
ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (METAZOA)
Теории происхождения многоклеточных организмов
Тип Кишечнополостные (Coelenterata)
Тип Плоские черви (Plathelminthes)
Тип Круглые черви (Nemathelmentes)
Тип Кольчатые черви (Annedelia)
Тип Членистоногие (Arthropoda)
Тип Моллюски (Mollusca)
Тип Хордовые (Chordata)

КРАТКИЙ КУРС БИОЛОГИИ ЗА 6-11 КЛАСС

Живые организмы

Неклеточные Клеточные

Вирусы Прокариоты Эукариоты

(доядерные) (ядерные)

Бактерии Грибы Растения Животные
Признаки живой природы:


  1. Обмен веществ и энергии (дыхание, питание, выделение)

  2. Наследственность и изменчивость

  3. Самовоспроизведение (размножение)

  4. Индивидуальное развитие (онтогенез), историческое развитие (филогенез)

  5. Движение

  6. Состав – органические (белки, жиры, углеводы, НК) и неорганические вещества (вода и минеральные соли).

БОТАНИКА И ЗООЛОГИЯ
Характеристика царств живой природы

1. Вирусы (открыл ученый Ивановский в 1892 году на вирусе табачной мозаики)

2. Не имеют клеточного строения, вне клетки – в виде кристалла.

3. Строение – ДНК или РНК – снаружи белковая оболочка – капсид, реже имеется углеводно-липидная оболочка (у вируса герпеса и гриппа).

4. Сходство с живыми организмами – размножаются (удвоение ДНК), характерна наследственность и изменчивость.

5
. Сходство вирусов с неживыми системами - не делятся, не растут, не характерен обмен веществ, нет собственного механизма синтеза белка.

2. Бактерии (Левенгук в 1683 – бактерии зубного налета)

1. одноклеточные или колониальные организмы, не имеющие оформленного ядра

2. не имеют сложных органоидов – ЭПС, митохондрий, аппарата Гольджи, пластид.

3. по форме разнообразные – кокки (круглые), спириллы, бациллы (палочковидные), вирионы (в виде дуги).

4. имеют клеточную стенку из белка муреина и слизистую капсулу из полисахаридов, в цитоплазме расположен нуклеоид с кольцевой молекулой ДНК, имеются рибосомы.

5. размножаются делением пополам каждые 20-30 минут, при неблагоприятных условиях образуют споры (толстая оболочка)

6. питание – автотрофы (синтезируют органические вещества из неорганических): а)фототрофы (в процессе фотосинтеза) – цианеи, б)хемотрофы (в процессе химических реакций) – железобактерии;

гетеротрофы (используют готовые органические вещества): а)сапрофиты (питаются мертвыми органическими остатками) – бактерии гниения и брожения,

б)симбионты (органические вещества получают в результате симбиоза с другими организмами) – клубеньковые бактерии бобовых (они усваивают азот из воздуха и передают его бобовым растениям, те взамен обеспечивают их орг.веществами),

7. Значение бактерий – положительное – клубеньковые бактерии обогащают почву нитратами и нитритами, усваивая азот из воздуха; бактерии гниения утилизируют погибшие организмы; молочнокислые бактерии используют в промышленности для получения кефира, йогурта, силоса, кормовых белков, в обработке кожи.

Отрицательное – вызывают порчу продуктов (гнилостные бактерии), возбудители опасных заболеваний - пневмония, чума, холера.
3. Грибы

1. Особенности строения – тело состоит из гиф, образующих мицелий (грибницу), размножаются почкованием (дрожжи), спорами, вегетативно (частями мицелия), половым путем.

2. Сходство с растениями – неподвижны, всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, неограниченный рост, имеется клеточная стенка (состоит их хитина), размножаются спорами.

3. Сходство с животными – нет хлорофилла, гетеротрофы (питаются органическими веществами), запасное питательное вещество – гликоген.

5. Виды грибов – см. пункт 6- «питание».

4. Растения

1.Неподвижны – имеют прочную клеточную стенку из целлюлозы, мало митохондрий.

2. Неограниченный рост – растут всю жизнь

3. Запасное питательное вещество – крахмал

4. Питание – автотрофы (питаются неорганическими веществами за счет фотосинтеза). Питание с помощью всасывания всей поверхностью тела.

5. Особенности растительной клетки – 1.наличие пластид (хлоропластов – функция фотосинтеза, лейкопластов – накопление веществ, хромопластов – обеспечивают окраску плодов, цветов); 2. крупных вакуолей (запасающая функция); 3. мало митохондрий; 4. имеется клеточная стенка из целлюлозы; 5. нет микротрубочек.

5. Животные

1. Подвижные в большей своей части – много митохондрий, тонкая оболочка.

2. Ограниченный рост – до половой зрелости

3. Запасное вещество – гликоген (в мышцах и печени)

5. Особенности животной клетки – нет пластид, вакуоли мелкие – выполняют выделительную функцию у водных животных, тонкая оболочка, микротрубочки – для построения веретена деления при митозе и мейозе.

6. характерна раздражимость, рефлекс.
Классификация растений и животных. Систематика.

Классификация – распределение организмов по группам.

Систематика – наука, занимающаяся классификацией


Систем.категория

животные

растения

надцарство

Ядерные (доядерные)

ядерные

царство

Животные (растения, грибы)

растения

подцарство

Многоклеточные (одноклеточн)

многоклеточные

Тип (отдел)

Хордовые (простейшие, плоские черви, круглые, кольчатые черви,членистоногие, моллюски)

Цветковые (водоросли, мохообразые, папоротникообразые, голосеменные)

класс

Млекопитающие (рыбы, земноводные, рептилии, птицы)

Однодольные (двудольные)

отряд

Хищные (грызуны, рукокрылые, приматы, (не)парнокопытные, ластоногие, китообразные)

-

семейство

лисьи

Лилейные (злаковые, розоцветные, пасленовые, бобовые)

род

лиса

ландыш

вид

Лиса обыкновенная

Ландыш майский

Усложнение растений в ходе эволюции на Земле:

Водоросли→ мхи→ плауны→ хвощи→ папоротники→ голосеменные → покрытосеменные

Направления эволюции растений - ароморфозы


    1. Появление многоклеточности (водоросли→цветковые)

    2. Выход на сушу (мхи→цветковые)

    3. Появление тканей (покровной, проводящей, механической, фотосинтезирующей) и органов (корней, стеблей, листьев): мхи→цветковые.

    4. Сокращение зависимости оплодотворения от наличия воды (голосеменные, цветковые)

    5. Появление цветка и плода (цветковые)

Характеристика отделов растений (500 000 видов)

1.Водоросли. Низшие споровые растения.

1. Одноклеточные (хлорелла, хламидомонада) и многоклеточные организмы (спирогира, ламинария, улотрикс), некоторые образуют колонии (вольвокс).

2. Тело – слоевище (нет деления на органы и ткани)

3. Имеется хроматофоры с хлорофиллом – обеспечивают фотосинтез.

4. Бурые и красные водоросли имеют вместо корней ризоиды – функция закрепления в почве.

5. Размножаются бесполым путем – спорами и половым путем – гаметами.

6. Значение: из красных водорослей получают вещество агар-агар; бурые водоросли – ламинария-морская капуста – в пищевой промышленности, корм скоту, хламидомонада вызывает цветение водоемов.

2. Лишайники.

1. низшие растения, состоят из симбиоза гриба и водоросли. Тело – слоевище.

2. питание – автогетеротрофы: водоросль – автотрофна, дает грибу в процессе фотосинтеза органические вещества, гриб – гетеротрофен, дает водоросли воду и минеральные вещества, защищает ее от высыхания.

3. Размножение – бесполым путем – вегетативно – участками слоевища, половым путем.

4. Лишайники – индикаторы чистоты (растут только в экологически чистых районах).

5. Лишайники – «пионеры жизни» - заселяют самые трудно доступные места, обогащают почву минеральными солями и органикой – удобряют, после лишайников могут произрастать и другие растения.

6. Виды – олений мох, ксантория, цетрария. (кустистые, накипные, листоватые).

Высшие споровые растения.

3.Моховидные.

1. Листостебельные споровые растения, не имеющие корней (или имеют ризоиды)

2. Ткани и органы мало дифференцированы – нет проводящей системы и плохо развита механическая ткань.

3. Характерна смена поколений: полового – гаметофита (гаплоидное) и бесполого – спорофита (диплоидное). Гаметофит преобладает – это само листостебельное растение, спорофит живет за счет гаметофита и представлен коробочкой на ножке (на женском растении).

4. Размножаются спорами и половым путем. Для оплодотворения необходима вода, как и у всех споровых растений.

5. Виды – кукушкин лен, сфагнум
4. Папоротникообразные (Хвощи, плауны, папоротники)

1. Тело дифференцировано на стебель, листья и корень или корневище.

2. Хорошо развита механическая и проводящая ткани – папоротники выше и кустистее, чем мхи.

3. Характерна смена поколений с преобладанием спорофита (само растение), гаметофит маленький - представлен заростком (самостоятельное растение сердцевидной формы, на нем созревают гаметы). Для оплодотворения необходима вода.

4. Размножение – половое и бесполое – спорами, корневищем – вегетативное.

Высшие семенные растения

1. Вечнозеленые (реже листопадные) деревья или кустарники с прямостоячими многолетними стеблями и стержневыми корневыми системами.

2. В древесине вместо сосудов расположены трахеиды, много смоляных ходов

3. Листья игольчатой формы

4. Редукция гаметофита, преобладает спорофит (диплоидный). Вода для оплодотворения не нужна.

5. Размножение – семенами (половое). Семена лежат голо на чешуйках шишек. Семя имеет кожуру, зародыш и питательную ткань – эндосперм (гаплоидный). На 1 ветке созревают шишки 2 видов: женские и мужские.

6. Виды – можжевельник, сосна, туя, ель, пихта, лиственница.
6. Цветковые. (Покрытосеменные)

Покрытосеменные растения – эволюционно самая молодая и самая многочисленная группа растений – 250 тыс видов, которые произрастают во всех климатических зонах. Широкое распространение и разнообразие строения цветковых связано с приобретением ими ряда прогрессивных черт:

1.Формирование цветка, совмещающего функции полового и бесполого размножения.

2.Образование в составе цветка завязи, заключающий в себя семяпочки и предохраняющий их от действия неблагоприятных условий.

3.Двойное оплодотворение, в результате которого образуется питательный триплоидный эндосперм.

4.Запасающая питательная ткань в составе плода.

5.Усложнение и высокая степень дифференциации вегетативных органов и тканей.
Семейства цветковых (покрытосеменных). Классы.

Класс двудольные


Признак

Розоцветные

пасленовые

бобовые

цветок

Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1

(чашелистиков-5, лепестков-5, тычинок – много, пестик -1 или мпного)


Ч(5) Л(5) Т(5) П 1

(5 сросшихся лепестков и 5сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся тычинок,

1 пестик).


Ч 5 Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1

(5 сросшихся чашелистиков; 5 лепестков: два нижних срастаются, образуя «лодочку», верхний -самый большой - парус, боковые 2 – весла; тычинок -10, 9 из них срастаются, пестик-1)


плод

Костянки, орешек

Ягода, коробочка

боб

Соцветие

Кисть, простой зонтик, щиток

Завиток, кисть, метелка

Кисть, головка

примеры

Яблоня, шиповник, роза, земляника

Картофель, табак, паслен черный, томат

Горох, соя, клевер, чина, бобы, люпин, вика

Признак

Крестоцветные

сложноцветные

Злаковые - однодольные

цветок

Ч 2+2 Л 2+2 Т 4+2 П 1

(чашелистиков 2+2,

лепестков 4 тычинок 6 , пестик -1)


Цветки 4 типов: трубчатые, язычковые, ложно-язычковые, воронковидные.

Л(5) Т (5) П 1

Вместо чашечки – пленки или хохолки.


О 2+(2) Т 3 П 1
Околоцветник – 2+2

плод

Стручок, стручочек

семянка

зерновка

соцветие

кисть

корзинка

Сложный колос, метелка, початок

примеры

Капуста, редька, репа, горчица, сурепка, ярутка

Подсолнух, ромашка, василек, пижма, георгин, астра, одуванчик, полынь

Рожь, просо, ячмень, мятлик, костер, кукуруза, сорго

Курс "Ботаника" для студентов агрофака - бакалавриат читается в первом и во втором семестре. Недельная нагрузка - 1 час лекций в неделю и 1 час лабораторных занятий. В конце второго семестра - экзамен.

На занятия понадобится альбом для рисования. Рисунки все мы будем делать простым карандашом, никаких цветных карандашей, фломастров и пр. не допускается. На лекции, соответсвенно, нужна будет тетрадь, потолще, потому что материала очень много.

На лабораторных занятиях мы будем писать контрольные работы. Вопросы для подготовки будут выложены здесь предварительно. За контрольную ставится оценка. По окончании семестра по результатам контрольных студент может быть освобожден от сдачи экзамена, если оценки выше тройки, или не допущен до сдачи экзамена, если оценки ниже тройки!

Лекции читает к.б.н., доцент Крутова Елена Константиновна
Лекция №1. Ботаника как наука. Основные разделы ботаники. Объекты, изучаемые ботаникой.
1. Ботаника как наука. Определение ботаники. Значение.
2. Основные разделы ботаники:

* Цитология растений

* Гистология растений
* Морфология растений
* Анатомия растений
* Систематика растений
* Физиология растений
* Эмбриология растений
* Фитоценология
* Экология растений
* География растений
* Палеоботаника
3. Объекты ботаники. Система живого Тахтаджяна (1973). Место растений среди живых организмов. Космическая роль растений - превращают энергию солнечного света в энергию химических связей, т.е. в органические вещества. Благодаря фотосинтезу люди имеют газ, нефть и уголь, а поэтому бензин и т.п.. Растения осуществляют первичный синтез углеводов. Это означает, что они синтезируют глюкозу из неорганических веществ - углекислого газа и воды. Растения находятся в основании всех экологических пирамид. Короче говоря, вся энергия, которую мы имеем - солнечная, но мы можем ею пользоваться благодаря растениям.
4. Отличие растений от животных и грибов.
* Тип питания (автотрофный/гетеротрофный/миксотрофный)
* Отличие на клеточном уровне
* Пластиды
* Вакуоли с клеточным соком
* Особенности строения клеточной стенки
* Клеточный центр
* Понятие протопласта (Келликер, 1862)
* Паренхимная и прозенхимная формы клеток (Линк, 1807)
* Основные органеллы растительной клетки
* Способ поглощения веществ
* Особенности роста
* Площадь поверхности тела
* Основное запасное питательное вещество
* В какой форме поглощают азот
* Мейоз в жизненном цикле

Лекция №2. Строение растительной клетки.

1. Клеточная стенка

Первичная

Вторичная

2. Строение пор клеточной стенки

3. Рост клеточной стенки

4. Основные органоиды растительной клетки

Мембранные

Митохондрии

Пластиды

ЭПР

АГ

Лизосомы

Немембранные

5. Строение пластид и их функция

6. Вакуоль, состав клеточного сока

7. Включения

Лекция №3. Растительные ткани(гистология)

1. Что такое ткань? Особенности растительных тканей. Сложные и простые ткани. Живые и мертвые.
2. Классификация растительных тканей
* Образовательные ткани
Строение клеток и тотипотентность
Функции и понятие дифференцировки клеток
Классификация по происхождению
Первичные

Вторичные

Классификация по местоположению
Верхушечные или апикальные

Боковые или латеральные

Вставочные или интеркалярные

Раневые меристемы. Каллус.
* Покровные ткани
Первичные покровные ткани
Эпидерма

Эпиблема

Вторичные покровные ткани

Перидерма или пробка

Корка

* Основные ткани или паренхимы
Ассимиляционная паренхима или хлоренхима
Запасающая паренхима
Поглощающая паренхима
Водоносная паренхима
Воздухоносная паренхима
* Механические ткани
Склеренхима
Лубяные волокна

Древесинные волокна

Склереиды

Колленхима
Пластинчатая

Уголковая

* Проводящие ткани
Флоэма
Ксилема
Проводящие пучки
* Выделительные ткани
Внутренней секреции
Внешней секреции

Лекция №4. Вегетативные органы растений, корень.

1) Вегетативные и генеративные органы.

1.1. Вегетативные – корень, стебель, лист

1.2. Генеративные – цветок, плод, соцветие и др.

2) Черты, присущие органам растений – полярность, симметрия, тропизм, особенности роста.

3) Корень. Признаки корня. Функции корня.

4) Классификация корней по форме

5) Классификация по отношению к субстрату

6) Классификация по происхождению – главный, боковые, придаточные

7) Корневая система

8) Классификация корневых систем по происхождению и по форме

9) Зоны кончика корня – корневой чехлик, зона деления, зона растяжения (зона роста), зоны всасывания, зона проведения.

10) Строение корня в зоне деления – конус нарастания корня (дерматоген, плерома, периблема).

11) Строение корня в зоне всасывания (первичное строение корня)

11.1. Эпиблема и механизм поглощения корнем воды и минеральных веществ

11.2. Первичная кора – экзодерма (утолщенные стенки, защитная функция), мезодерма (поглощающая паренхима), эндодерма (мертвая в один ряд, пояски Каспари, пропускные клетки).

11.3. Центральный цилиндр – перицикл (первичная боковая меристема), радиальный проводящий пучок (диархный, тетрархный и т.д.)

12) Переход ко вторичному строению корня

12.1. Где начинает закладываться камбий

12.2. Сплошное кольцо камбия, камбий неоднородный по происхождению (из клеток тонкостенной паренхимы и из перицикла)

12.3. Камбий делится неравномерно (паренхимного происхождения – проводящие ткани, перициклического – паренхиму сердцевинных, или радиальных, лучей)

12.4. Образование феллогена и слущивание первичной коры

Лекция №5. Метаморфозы корня.

1. Понятие метаморфоз
2. Метаморфозы корня

2.1. Запасающие корни – корнеплоды и корнеклубни в чем отличие одних от других

2.2. Микориза

2.3. Клубеньки

2.4. Контрактильные корни

2.5. Досковидные корни

2.6. Столбовидные

2.7. Ходульные и дыхательные

Лекция №6. Стебель.

1 Стебель как ось побега

2.Признаки стебля и функции. Побег.

3.Морфологическое строение побега – узел, междоузлие, пазуха, метамера

4.Классификации побегов – по направлению роста, по длине междоузлий, по расположению побегов в пространстве

5.Морфологическая классификация жизненных форм растений по И.Г. Серебрякову (древесные, полудревесные, травы, лианы)

6.Почка- зачаточный побег. Строение и классификация почек по составу, местоположению на стебле, по наличию защитных чешуй, со состоянию.

7.Листорасположение

8.Нарастание и ветвление

9 Анатомия стебля

Конус нарастания – туника и корпус, расположение меристем в стебле

Прокамбий и камбий

Первичное строение стебля - пучковое, сплошное

10.Стебель кукурузы и ржи – пучковое первичное строение стебля

11.Вторичное строение стебля двудольных - сплошное(непучковое), пучковое, переходное

12.Стебель льна, кирказона, подсолнечника, древесный стебель липы.

Лекция № 7. Лист.

1. Определение и признаки листа

2.Функции листа.

3. Части листа - листовая пластинка, черешок, прилистники, влагалище, язычок, ушки, раструб.

4. Классификация листьев.

Простые и сложные

По форме листовой пластинки

По форме края листовой пластинки

По форме основания листвой пластинки

5. Формации листьев

6. Гетерофиллия

7. Жилкование листьев

8. Анатомическое строение дорзо-вентрального листа

9. Анатомия изолатерального листа

10. Анатомические особенности хвои сосны

Лекция №8. Метаморфозы листа и побега.

1. Что такое метаморфозы и видоизменения органов растения

2. Аналогичные и гомологичные органы

3. Метаморфозы листа

Мясистые листья (алоэ, очитки, агавы)

Усики (горошек заборный, чина безлистная, ломонос джунгарский)

Колючки (кактус, робиния, молочаи, акация-флейта)

Филлодии (акации Австралии)

Ловчие аппараты (росянка, ловчий кувшинчик, пузырчатка)

4. Метаморфозы побега

Мясистые стебли(кактус)

Усики (арбуз, виноград, пассифлора)

Колючки (терн, слива, груша, боярышник)

Кладодии и филлокладии (мюленбекия, зигокактус, иглица)

Корневище

Длиннокорневищные(пырей, свинорой, мать-и-мачеха)

Короткокорневищные растения (ирис, купена, бадан)

Столон

Клубень

Надземные клубни (кольраби,орхидеи)

Корневищные клубни (колоказия=таро)

Клубни на столонах (картофель, паслен клубненосный, топинамбур, чистец японский)

Луковица

Имбрикатная(лилия)

Туникатная (лук, гиацинт)

Полутуникатная (пролеска)

Клубнелуковица (гладиолус)

Кочан (капуста белокочанная)

Лекция №9. Размножение растений.

1. Что такое размножение

2. Виды размножения

3.Вегетативное размножение растений

Естественное

Искуственное (черенкование, прививка,отводки, клональное микроразмножение)

4. Собственно бесполое размножение

Что такое спора

Место мейоза в жизненном цикле растений

Спорофит

Спорангии

Спорогенез

Равноспоровость

Разноспоровость

5. Половое размножение

Суть полового процесса

Гаметы, оплодотворение, зигота

Типы полового процесса

Изогамия,

Гетерогамия

Оогамия

Хологамия

Конъюгация

Половые органы растений

6. Чередование поколений и смена ядерных фаз

Лекция №10. Систематика растений.

1. История систематики

2. Таксоны

3. Номенклатура

4. Филогенетические ситемы

5. Надцарство Прокариоты

Общая характеристика

6. Царство Дробянки

Отд. Архебактерии

Отд. Эубактерии

Отд. Цианобактерии

7. Особенности представителей отдела Цианобактерии

8. Распространение и значение цианобактерий

9. Надцарство Эукариоты

Общая характеристика

10. Царство Растения

Общая характеристика

11. Подцарство Низшие растения

Отличие низших от высших

Зерна кукурузы в одном початке могут различаться по генотипу из-за опыления пыльцой различных по генотипу растений. Часто темных зерен в початке в 3 раза больше, чем светлых, что соответствует менделевскому расщеплению при моногибридном скрещивании 3:1.

ТИПЫ ТКАНЕЙ РАСТЕНИЙ.
1. Система клеток, структурно и функционально взаимосвязанных друг с другом, а также обычно сходных по происхождению, называется растительными тканями.
Растительные ткани могут состоять из клеток одного типа или из разных клеток.

2. У высших растений обычно выделяют 6 видов тканей: а) Меристематическая (образовательная) ткань.
Состоит из плотно сомкнутых живых клеток без вакуолей.
Клетки имеют тонкую клеточную стенку.
Клетки делятся и превращаются в клетки других тканей.
Виды меристем:
верхушечная меристема (верхушка стебля и корня);
боковая меристема лежит вдоль осевых органов (камбий);
вставочная меристема лежит, например, в основании междоузлий; необходима для вставочного роста;
раневая меристема (каллус) возникает во всех частях растений при ранении.

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
Растения
Особенности строения растительной клетки
Движение цитоплазмы
Осмотическое движение воды
Соединения растительных клеток
Типы тканей растений
Органы растений
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ РАЗМНОЖЕНИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ
Плод
Семя
Цветок
Жизненный цикл растений
Вегетативное размножение
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ВЕГЕТАТИВНЫХ ОРГАНОВ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ
Корень
Лист
Стебель
МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
Надцарство Доядерные (Прокариоты)
Царство Грибы
Царство Растения
ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ
Признаки высших растений
Отдел Моховидные
Отдел Плауновидные
Отдел Хвощевидные
Отдел Папоротниковидные
Отдел Голосеменные
ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ
Общая характеристика
Класс Двудольные
Класс Однодольные
Типы растительных сообществ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ
Архейская эра
Протерозойская эра
Палеозойская эра
Мезозойская эра
Кайнозойская эра
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗМОВ
Формы жизни
ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНАТОРА
Строение и функции растительной клетки
Строение и функции органов размножения высших растений
Строение и функции вегетативных органов высших растений
Многообразие растительного мира
Отдел Покрытосеменные
Семейство Крестоцветные
Семейство Розоцветные
Семейство Мотыльковые (Бобовые)
Семейство Пасленовые
Семейство Сложноцветные
Класс Однодольные
История развития растительного мира на Земле
ВОПРОСЫ РЕДАКТОРА
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ РЕДАКТОРА.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Ботаника для поступающих в вузы, Сидоров Е.П., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.