Формирование педагогического мастерства на примере преподавателей экономических дисциплин. Пути и способы повышения педагогического мастерства

Развитие педагогического мастерства педагога

А ннотация. В статье рассмотрены понятие «педагогического мастерства» и возможности развития педагогического мастерства учителя музыки в условиях внедрения образовательного стандарта.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, умение педагога, профессионализм, внедрение нового образовательного стандарта.

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастер-педагог, а насколько он овладеет мастерством – зависит от собственного напора и целеустремленности…

А.С. Макаренко

Быстрота происходящих в обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах, в том числе и в образовании. Введение Государственного образовательного стандарта основного общего образования предъявляет новые требования к личности учителя и уровню его мастерства. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень, мастерство, т.к. от его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.

Феномен педагогического мастерства является одним из тех феноменов, без исследования которых невозможно говорить о таких важнейших категориях педагогики как педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая компетентность. В разное время понятие педагогическое мастерство рассматривали в своих работах Ю. П. Азаров, Р. А. Валеева, И. А. Зимняя, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Я. Корчак, Л. И. Маленкова, А. С. Макаренко, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Е. Н. Шиянов и др. Исследуя понятие «педагогическое мастерство», каждый из учёных акцентирует внимание на той или иной грани этого сложного феномена. С. И. Ожегов в словаре русского языка определяет «мастерство» как «высокое искусство в какой-либо области, а мастер - это специалист, достигший высокого искусства в своём деле».

Цель статьи - предложить варианты развития педагогического мастерства учителя музыки в условиях внедрения образовательного стандарта.

Исследования отечественных ученых показали, что не только опытом и стажем работы определяется уровень педагогического мастерства учителя. Важно сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность.

Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки и воспитательные мероприятия, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методического объединения учителей, творческие вечера, участия в экспертных комиссиях, и апробации учебников рождают уверенность в собственных силах и ведут вперёд. Участия в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, огромного психологического напряжения. На мой взгляд, все перечисленное выше представляется как праздник общения, плодотворная почва для профессионального и личностного роста, формирования творческого потенциала.

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности, а этому способствуют курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, массовых открытых онлайн-курсах и т.д. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Кроме того в палитру педагогического мастерства входят несколько компонентов по формированию предметных компетенций, в частности, на уроках музыки. Изучение образовательной отрасли «Искусство» должно обеспечить развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

Д. Аллен и К. Раин выделяли несколько приёмов в работе со школьниками. Одним из них является варьирование стимуляции учащегося, которое может выражаться в отказе от монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении учителя в классе. Кроме того можно использовать захватывающее начало, малоизвестные факты, оригинальные или парадоксальные формулировки проблемы и многое другое для привлечения интереса школьника. Не менее важным в формировании предметных компетенций на уроках музыки является подведение итогов занятия или его отдельной части. Значительную роль играют физкультминутки, невербальные средства коммуникации (взгляд, мимика, жест).

В комплексе со всеми приёмами формирования компетенций активно помогает искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений. Отрицательное подкрепление - негативное отношение к ответу ребёнка (но не к нему самому) может заключаться в недовольной интонации или нахмуренных бровях. Положительный метод подкрепления (улыбка, доброе слово, похвала) достаточно эффективен и ведёт к закреплению у ребёнка последовательности действий, хороший, правильный ответ всегда ведёт к поощрению.

Не менее важна в процессе формирования компетенций на уроках музыки и система постановки наводящих вопросов, вопросов проверочного характера, а также вопросов, подводящих учащегося к обобщению изученного учебного материала.

Огромное влияние на формирование предметных компетенций оказывает стимулирование творческой активности посредством использования задач дивергентного типа. Специфика дивергентных задач заключается в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько и даже множество верных ответов. Этот вид задач обычно квалифицируется как творческий и тесно связан с воображением. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества как оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования, сверхувствительность и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности на уроках музыки.

Для выработки предметных компетенций весьма существенное значение имеет определение сосредоточенности внимания, степени включённости ученика в умственную работу по внешним признакам его поведения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания, появление чувства усталости.

Не менее важны в практике формирования предметных компетенций использование иллюстраций и примеров, а также использование приёмов повторения.

Музыкальное обучение невозможно свести к спонтанному знакомству с произведениями, ответами на вопросы и комментариям учителя. Современный урок музыки - это всегда сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыке, восхищения вокальными и инструментальными произведениями. Учитель стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающих смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроках музыки. Нет ничего скучнее, чем однообразие постоянное повторяющихся традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.

На уроках музыки использую разные методы и приёмы активизации творческих проявлений, способствующих формированию предметных компетенций. Формы заданий, формирующих эти компетенции, весьма разнообразны: написание мини – сочинений, размышления о музыке, эссе. Интересны в работе описания музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения. Развивает творческую фантазию школьников приём «Рисуем музыку». Очень удобен в работе приём написания тестов, кроссвордов и ребусов по творчеству композиторов, на знание нотной грамоты, музыкального произведения и т.д. Хорошо воспринимаются школьниками различные вариации игровых форм работы (проведение музыкальных викторин, составление и проведение музыкально – дидактических игр). Использование смежных видов искусств активизирует процесс формирования предметных компетенций через инсценирование песни, её театрализацию, через использование ритмопластики.

Из всего изложенного выше можно сделать вывод, что с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, знаниями информационных технологий и личностной культурой. Именно такой специалист может обеспечить внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гвалдин А. Ю. Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского// Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 29-33.

2. Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Емельянова Л. Н. Педагогическое мастерство в современных условиях развития образования// Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 171-173.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Шведовой Н. Ю. - М.: Советская энциклопедия, 1973. – 928 с.

4. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М., 2001. – С.218.

5. Стекленева С. Ю. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии// Молодой ученый. - 2011. - №8. Т.2. - С. 136-138.

А.С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Как ускорить процесс достижения педагогического мастерства, как его формировать у будущих преподавателей, начавших педагогическую деятельность в вузе?

Предпосылками этого является профориентация, правильный выбор будущим преподавателем своей профессии, научно обоснованный отбор претендентов на педагогическую работу, а также, и это надо подчеркнуть, овладение системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и готовности к труду в вузе.

З.Ф. Есарева приводит интересные данные, связанные с педагогическим мастерством преподавателей. У профессоров и доцентов на самом высоком уровне находятся умения планировать свой курс с учетом специальности студентов и устанавливать связи между ним и смежными науками. Оба умения являются результатом глубокого и всестороннего знания своего предмета и смежных научных дисциплин. У профессоров на более высоком уровне, чем у доцентов и ассистентов, находится умение соотнести преподаваемый материал с развитием личности студентов, менее всего оно сформировано у ассистентов, и это свидетельствует о том, что они менее успешно реализуют государственную цель воспитания будущих специалистов. С низким уровнем этого умения соотносится и низкий уровень умения ассистентов определять наиболее рациональные виды деятельности студентов и руководить их самостоятельной работой.

Сравнительный анализ степени сформированности различных проектировочных умений у преподавателей разного уровня опытности показал, что труднее других формируются умения постоянно соотносить свою педагогическую деятельность с конечной целью обучения и воспитания в вузе. В восприятии реакции студентов на свое преподавание профессора уступают доцентам и ассистентам. Возможно, сказывается некоторый стереотип в педагогической деятельности, все труднее преодолеваемый с ростом стажа и увеличением возраста преподавателя.

Собственно конструктивная деятельность вузовского преподавателя связана с предварительным обдумыванием будущего педагогического процесса, а также с осуществлением конкретной задачи на каждом занятии.

Данные исследований показывают, что профессора больше внимания уделяют отбору и композиции теоретического материала, выделяют в нем узловые понятия и закономерности и меньше внимания -- методике преподнесения материала, не всегда предвидят наступление утомления у студентов.

Развитие педагогического мастерства, его рост зависит от особенностей личности и характеризуется переходом от простого приложения знаний в ходе решения педагогических задач (начальный уровень) к активному и инициативному их воплощению на основе глубокого изучения конкретных условий преподавания своего предмета, состояний, опыта и качеств студентов (второй уровень). И далее обычно наступает педагогическое творчество, самостоятельность, оригинальность, наиболее оптимальное использование своих возможностей и возможностей студентов (третий уровень).

Формирование педагогического мастерства вузовского педагога связано с постоянным совершенствованием научного содержания и методики лекций, накоплением опыта проведения семинаров, практических занятий и т. д. Немалую роль играет глубокое понимание потребностей студентов, умение вызвать к себе доверие и расположение.

Мастерство преподавателя вуза формируется успешнее, если овладение теоретическим арсеналом советского педагога, необходимыми навыками, умениями, педагогической техникой, тактом сопровождается созданием в сознании из наглядных и понятийных элементов целостного образа мастера педагогического труда. «Я часто спрашиваю себя, оставаясь наедине со своей совестью,-- пишет А.А. Космодемьянский,-- имею ли я право называться педагогом высшей школы в великом научно-нравственном смысле, именуемом кратко Учитель? И я воскрешаю в своем воображении моих лучших наставников, отбирая и синтезируя их педагогические находки и открытия, рисую мысленно облик настоящего Учителя.

Я уверен, что для Учителя обязательно новаторство. Эта новь может возникать и вырастать из глубины понимания данной науки, из творческого вклада и большого интеллектуального содержания личности ученого-педагога, из умения увлечь к вершинам науки и показать те «белые пятна», исследование которых Учитель доверяет и поручает своим ученикам. Я думаю, что, поднимаясь на кафедру и общаясь с молодой студенческой аудиторией, Учитель должен искренне верить, что среди его слушателей есть высокоодаренные личности, более способные к данной науке, чем он сам. Учитель должен внести в аудиторию страстность и взволнованность подлинного творческого вдохновения, теплоту и любовь своего сердца. Нужно уметь увидеть задатки и способности учеников, подаренные им природой, и пробудить их желание к самостоятельным действиям (т. е. конкретному научному размышлению), вызывающим быстрый рост и совершенствование талантливой человеческой личности. Учитель должен знать, что среди студенческой молодежи всегда есть и «Платоны» и «быстрые разумом Ньютоны», рожденные на земле российской, и его наиважнейшая задача состоит в том, чтобы разбудить их интеллект, убедить поверить в свои таланты и призвание, а также постараться сделать для них ежедневный, систематический труд высшим наслаждением. Учитель -- человек развитого, тренированного размышлениями ума, большой любви к человечеству, и в частности к своему студенту -- одному (но со своими специфическими чертами) из миллионов нашей учащейся молодежи».

Сравнение себя и своих реальных действий с таким образцом, установление сходства и различия, внесение поправок в свою деятельность -- одна из предпосылок самосовершенствования и формирования педагогического мастерства. Таким образцом может быть пример авторитетных преподавателей -- мастеров педагогического труда, выдающихся педагогов -- А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.

Для развития речи преподавателя требуется анализ образцов речи выдающихся ораторов и записей на магнитофоне своих выступлений, увеличение активного запаса слов, совершенствование произношения, внимание к языку своего предмета. Особо важным фактором формирования педагогического мастерства является активная деятельность как будущего преподавателя, так и самого преподавателя, изучение ими психологической, педагогической, методической литературы, знакомство с трудами К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева и др.

Сравнение работы опытных преподавателей с работой молодых показывает, что становление личности вузовского педагога и повышение эффективности его деятельности теснейшим образом связано с ростом его знаний в области педагогики и психологии, психолого-педагогическим осмыслением личного опыта преподавания и опыта других преподавателей.

Вполне обоснованно в приказе министра высшего и среднего специального образования СССР «Об улучшении подготовки кадров с университетским образованием и о повышении роли университетов в системе высшей школы» в целях повышения теоретического уровня преподавания общественных, гуманитарных, естественных и других наук в вузах, независимо от их ведомственной подчиненности, комплектование кафедр предлагается производить, как правило, из числа лиц, имеющих университетское образование или ученую степень по соответствующей специальности. Это значит, что следует обратить самое серьезное внимание на теоретическую подготовку будущих преподавателей, которые должны хорошо знать психологию, педагогику, владеть методикой преподавания соответствующих дисциплин в вузе.

Много дает для роста преподавателей работа кафедрального коллектива по совершенствованию педагогического мастерства. А.С. Макаренко отмечал, что настоящим мастером своего дела воспитатель, как правило, становится только в хорошем педагогическом коллективе.

В коллективе происходит взаимное обогащение педагогическим опытом, уточнение способов решения педагогических задач. Этому способствуют заседания кафедры, методических комиссий, посещение и разбор лекций, методические конференции, семинары и т. д.

В некоторых вузах функционирует семинар психолого-педагогических знаний, рассчитанный на 72 часа в год. В настоящее время возросла роль курсов переподготовки преподавателей вузов. В передовой статье «Вестника высшей школы» (1974, № 4) подчеркивается, что в условиях бурного научно-технического прогресса непрерывно возрастает значение периодической переподготовки научно-педагогических кадров. Государственная система повышения их квалификации стала сегодня непременным элементом жизни высшей школы. Новым звеном в этой системе стали семинары руководящего состава вузов -- ректоров и проректоров, а также заведующих кафедрами.

В заключение надо подчеркнуть значение индивидуального подхода, учета индивидуальных особенностей будущего преподавателя (самим преподавателем) для повышения его педагогического мастерства, ускоренного формирования положительных черт, от которых зависит компенсация недостатков в педагогическом труде.

Таким образом, для формирования педагогического мастерства необходимо овладение суммой знаний, навыков, умений, развитие профессионально важных качеств личности, что достигается в процессе активной деятельности, самостоятельной работы, накопления преподавательского опыта, проведения специальных мероприятий в масштабе кафедры, вуза и т. д.

Человек становится способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества благодаря образованию. Образование обеспечивает не только познание мира, но и разви­тие личности в ее неповторимом своеобразии.

Говоря о формировании и реализации педагогического мастер­ства, прежде всего важно разобраться в следующем: во-первых, что мы понимаем под содержанием образования и, во-вторых, как понимается постановка образования. Сначала мы должны определить «что давать» и «зачем давать», а затем -- «как давать». Очевидно, что, не зная ответов на первые два вопроса, на третий отвечать нет смысла, а потому начнем с содержания образования.

По проблеме содержания образования у классиков педагогики существует полное единство взглядов. Они утверждают, что зна­ние, которое дается в школе (в университете, гимназии, т.е. вооб­ще в сфере официальной системы образования), никуда не годит­ся. Почему? Приводятся два главных аргумента: 1) это знание схо­ластическое, не нужное для жизни, 2) это знание нецелостное.

Дело в том, что на самом деле человеческое знание (все чело­веческое знание) представляет собой единую систему, единый организм, где все связано со всем, где все зависит от всего, где есть что-то главное, без чего умирает весь организм, и что-то вто­ростепенное, без чего он может существовать.

М.Монтень утверждал, что подлинно разумное обучение из­меняет и наш ум, и наши нравы.

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, по утверж­дению В. А. Сластенина, необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит мыслить и действовать, самостоятельно анализировать педагогические яв­ления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каж­дую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспи-


тания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматрива­емого явления; правильно диагностировать его - определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения".

Средние и высшие профессиональные учреждения нацелива­ют учащегося (студента) прежде всего на достижение высокого уровня подготовки в процессе обучения. Важно понять, что на­копление знания и овладение им - это первый шаг к формирова­нию личностного мастерства, субъективно значимого для каждо­го. Развитие педагогического мастерства начинается с изучения психолого-педагогических дисциплин.

Профессиональное мастерство, по словам В. А. Сластенина, при­ходит к тому, кто опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом человек встречается с трудно-VQ стями. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокуп­ит, ность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель ^Х нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - V- это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по фи-V» лософии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как зна­ния учителя зачастую как бы разложены по полочкам, т.е. не до­ведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управ­ления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учи­теля часто овладевают педагогическими умениями не под влия­нием теории, а независимо от нее, на основе житейских обыден­ных представлений о педагогической деятельности 2 .

Изучение дисциплины «Основы педагогического мастерства» готовит студентов к практике, развивает позицию, позволяющую успешно решать профессиональные задачи уже на первых этапах деятельности.

Постижение данной дисциплины будет успешным, если опи­раться на следующие принципы.

Принцип целостного подхода к обучению заключается в том, что знания усваиваются как практически переживаемый опыт. Заня­тия строятся таким образом, чтобы теоретические положения темы осмысливались в процессе дискуссии, составления схем, конспек­тов или в другой систематизирующей форме; затем полученные знания проигрываются в упражнениях, развивающих педагоги­ческие способности; наконец значимость проблемы осознается в тренинге, выступающем обязательной частью каждого занятия,

1 Педагогика: учеб. пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,
Е.Н.Шиянов. - М., 1998. _


Где моделируются ситуации, позволяющие переводить знания в умения.

Принцип активной коммуникации состоит в разработке системы заданий, направленных на стимулирование активности учащихся (студентов) в группе: проведение ролевых игр, соревнований, об­суждений демонстрируемых фрагментов деятельности, подклю­чение студентов к организации хода занятия.

Принцип расчлененности педагогических действий означает по­следовательное овладение отдельными приемами в процессе пси­хофизического и педагогического тренинга. Важно, чтобы каж­дый студент знал объем понятий, умений, которыми он должен овладеть на том или ином году обучения. Так, первокурсник дол­жен управлять своей речью, владеть элементами культуры педаго­гического общения и организаторской техники.

Принцип сопряженности упражнений и задач, направленных на развитие педагогической техники и творческое использование умений.

Принцип аспектного подхода, т.е. учет специализации на заня­тиях по педагогическому мастерству.

Принцип связи знаний и умений с практическими занятиями в базовых учреждениях (на предприятиях) на практике, где студен­ты под руководством преподавателей поэтапно включаются в орга­низацию деятельности учащихся: от наблюдения через участие во фрагментах занятия к самостоятельной разработке и проведению учебной и воспитательной работы.

Становление профессионального мастерства идет успешно при условии максимальной педагогизации всей жизни колледжа. Осо­бенно полезна работа студентов в кружках, клубах, студиях. Толь­ко на уровне взаимодействия коллективов преподавателей и сту­дентов может состояться значительное продвижение будущего специалиста к высотам педагогического мастерства, ибо обучение - процесс двуединый, требующий встречной активности 1 .

пути его становления.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и профессиональной деятельности”.

К таким важным свойствам относятся

1)гуманистическая направленность деятельности личности учителя;

2) профессиональные знания;

3) педагогические способности;

4) педагогическая техника”.

Итак, мастерство зависит от свойств личности педагога, но проявляется оно в практической деятельности.

Педагогическое мастерство – это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках.

Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов.

Главное в педагогическом мастерстве – эффективное применение психолого-педагогической теории, использование передового опыта, искусное использование различных методик, которые способствуют достижению высоких результатов в обучении и воспитании.

Педагогическое мастерство немыслимо без выработки речевой культуры, мимики, жестов. Приятный, хорошо поставленный тембр голоса, строгая логика и аргументированность суждений, включение в объяснение ярких примеров и фактов, выделение с помощью интонации главных положений все это слагаемые педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство во многом связано с педагогической интуицией учителя и с проявлением им определенного такта в разрешении внезапно возникающих конфликтных ситуаций.

Если педагогическая умелость должна охватывать все стороны деятельности учителя, то мастерство вначале проявляется в отдельных видах: одни мастерски проводят уроки, но слабы во внекласной воспитательной работе, другие интересно ведут воспитательную работу, но с меньшим успехом учебные занятия.

Процесс выработки педагогического мастерства длителен, сопряжен с многогранной работой учителя и требует большого упорства и настойчивости.

Педагогическое мастерство- следующая ступень профессионального роста и совершенствования учителя.

Педагогическое творчество – всегда поиск и нахождение нового.

Уровни творчества:

1.Творчество в широком понимании – открытие нового для себя, т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения пед. задач (они уже известны и описаны, но учитель их открывает для себя).

Учитель переходит от алгоритмов, стереотипов к новому.

Примеры этого уровня творчества:

Выбор оптимального решения из веера возможных;

Использование нового приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке;

Объяснение причин неудач школьника в себе самом и др. Этот уровень доступен каждому.

2.Творчество в узком понимании – открытие нового для себя и для других – новаторство.

Педагогическое новаторство - высший уровень профессиональной деятельности учителя.

Новаторство – новое в созидательной деятельности людей”.

Педагогическое новаторство включает в себя выдвижение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения, которые меняют существующий взгляд на имеющийся педагогический опыт.

В отличие от мастерства и творчества, которые могут охватывать довольно широкую сферу деятельности, новаторство чаще относится к решению отдельных узловых проблем. Но решение этих проблем оказывает влияние на всю систему обучения и воспитания.

Компоненты педагогического мастерства:

1. Гуманистическая направленность личности учителя.

Что составляет направленность личности? (Идеалы, интересы, ценностные ориентиры).

Личность учителя, ее ценностные ориентиры, смыслы, идеалы определяют сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Личность является центральным фактором в труде учителя.

Свойства личности: педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности, педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность.

Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, создает устойчивость личности, является основой профессионализма и нравственности.

Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, ориентация на развитие личности ученика.

Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной деятельности и в отдельных педагогических ситуациях.

Гуманистическая направленность личности проявляется в потребности учителя заниматься педагогической деятельностью, видеть ее результаты, адекватно их оценивать, в преданности педагогической профессии, в уважении к личности ученика.

Профессионально-педагогическая направленность личности будущего учителя формируется всем укладом жизни педагогического учебного заведения, морально-психологическим климатом в преподавательской и студенческой среде.

2.Профессиональные знания. В основе направленности учителя – мастера две страсти – увлеченность предметом и потребность в общении с детьми. Фундаментальная основа мастерства – профессиональные знания.

Важной особенностью профессионализма является умение синтезировать эти науки: стержень синтеза - решение пед.задач; анализ пед. ситуаций.

Решение каждой отдельной пед. ситуации – активизирует всю систему знаний учителя, которые проявляются как единое целое.

Профессиональные знания учителя должны формироваться сразу на нескольких уровнях:

1. Методологическом (знание закономерностей развития)

2. Теоретическом (законы, принципы пед. и психологической формы деятельности)

3. Методическом (конструирование учебно–воспитательного процесса)

4. Технологическом (решение пед. задач в конкретных условиях)

Но пед. мастерство не всегда приобретается с ростом профессиональных знаний. (Студент – отличник не всегда хороший учитель). Важны способности к педагогической деятельности.

К свойствам личности учителя относят педагогические способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воля, интеллект, речь и др.). Способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности. Они обеспечивают скорость совершенствования учителя.

Выделяют 2 группы педагогических способностей :

1.Перцептивно – рефлексивные (перцепция – восприятие) способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя. (профессиональная зоркость, пед. интуиция, эмпатия, рефлексия).

2.Проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.

Ведущие способности без которых учитель как мастер не состоится.

1.Коммуникативность (общительность, доброжелательность).

2.Перцептивные способности (профессиональная зоркость, пед. интуиция, эмпатия, рефлексия).

3.Динамизм личности (волевое воздействие, логическое убеждение, стабильность, способность к убеждению, внушению).

4.Эмоциональная устойчивость (способность владеть собой).

5.Оптимистическое прогнозирование.

6.Креативность (способность к творчеству)

Проверку своих способностей следует начать с коммуникативности. Такой способностью владеет каждый человек, но выражена она по-разному. Для учителя низкий уровень коммуникативности создает преграды, препятствует взаимодействию с учащимися, их родителями, коллективом.

Педагогическая техника

Форма организации поведения учителя.

2 группы умений.

а) техника управления собой: самоконтроль, саморегуляция, самокоррекция (владение телом, речью, эмоциями)

б) умение взаимодействовать в процессе решения пед. задач (дидактические, организаторские) техника контактности. Умение находить оптимальные решения в стандартных и нестандартных пед. ситуациях.

Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие.

Когда можно говорить о мастерстве?

Принято выделять следующие этапы профессионального становления учителя

1.педагогическая умелость.

2.Педагогическое мастерство.

3.Педагогическое творчество.

уровни: а) творчество

Б) новаторство

Выделим самую простую из характеристик, которая по отношению к другим выступает как базовая.

Педагогическая умелость.

Один учитель умеет вести педагогическую работу. Другой же испытывает большие затруднения. Допускает ошибки во взаимоотношениях с учащимися. Ведет обучение на низком профессиональном уровне, т.е. у него недостает необходимой умелости.

Педагогическая умелость – достаточно хорошее владение учителем системой важнейших обучающих и воспитывающих и развивающих умений и навыков, которые в единстве позволяют осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе.

Она базируется на достойной теоретической и практической подготовке, которая закладывается в учебном заведении и продолжает совершенствоваться в школе.

Учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, уметь сознавать проблемные ситуации, поддерживать внимание и дисциплину учащихся, сочетать различные приемы проверки оценки знаний.

Воспитание ученического коллектива начинается не с призывов и нравоучений, и с организации ярких и увлекательных практических дел. Поэтому важно владеть приемами организации трудовой деятельности, культурно-массовых мероприятий, индивидуальной работы, работы с родителями.

Система этих знаний, умений и навыков определяется курсами психологии, педагогики и частных методик.

Владение этой системой знаний, умений и навыков дает возможность говорить о педагогической умелости.

Доклад по теме «Пути формирования педагогического мастерства»

За последние несколько лет система российского образования претерпела кардинальные изменения. В жизнь всего образовательного процесса прочно вошёлФедеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Он четко определил, каким государство хочет видеть выпускника общеобразовательного учреждения, и какова роль педагога в этом. Стоит отметить, что требования, предъявляемые ФГОС второго поколения к педагогу достаточно высоки. Чтобы соответствовать необходимым качествам, учитель должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Актуальность выбранной темы связана с недостаточной информированностью педагогов, особенно молодых специалистов, о способахформирования педагогического мастерства и заключается в необходимости обобщения опыта специалистов.

Важное место, внынешних реалиях образовательного процесса, занимает вопрос формирования педагогического мастерства. Становление учащегося как всесторонне развитой личности -процесс сложный и требующий от учителя не только глубоких знаний, разнообразных способностей, творческого подхода, но и постоянного самосовершенствования.Педагогическое творчество предполагает наличие у педагога наличие определённых качеств -эрудиции, креативности, способности предвидеть и проектировать,характеризующих его как творческую личность. Педагогическое мастерство предполагает формирование и использование педагогом индивидуально-оригинального стиля деятельности, отличающегося целесообразностью.

Основными характеристиками мастерства педагогов принято считать также умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим предметом увлечь каждого, направить активную деятельность учащихся на творческий поиск знаний. В современных реалиях, образовательному учреждению нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели.

Известный педагог Антон Семёнович Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. 1 Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, а также при овладении системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и, самое главное, готовности к педагогической деятельности.Всё это и есть пути формирования педагогического мастерства.Но,для начала, рассмотрим этапы его становления:

I этап - профессиональное просвещение. Начинается в старших классах, когда учащиеся уже всерьёз задумываются о будущей профессии.На этом этапе благодаря информации, получаемой от учителей, родителей, из средств массовой информации, формируется отношение к той или иной специальности, и учащиесяначинают готовиться к поступлению в соответствующие учебные заведения.

II этап– профессиональный отбор. Начинается с обучением в средних и высших учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.

III этап - профессиональная адаптация.Связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических знаний на практике и укрепляют свои умения и навыки. Можно сказать, происходит своеобразная «примерка» выбранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о правильности или неправильности своего выбора.

IV этап - профессиональный рост. Начинается вместе с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, навыкии умения, постепенно развивают своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный и его успешность зависит от множества факторов. Молодой специалист должен понять, что его профессиональное развитиеистановление, как учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Для формирования педагогического мастерства ему будет необходимо овладеть суммой знаний, навыков, умений, развить свои личностные качества.

Таким образом, познакомившись с этапами становления педагогического мастерства, можно отметить, что его формирование начинается уже на 1 стадии, когда молодой человек только определяется с выбором профессии и происходит на протяжении всей педагогической деятельности учителя.

На основании проанализированного опыта выдающегося педагога Макаренко, педагогов Азарова, Хозяинова выделим следующие пути формирования педагогического мастерства:

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Стоит отметить, что не самообразование, не самовоспитание невозможно, пока сам педагог не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, пока не поймёт недостаточность своего педагогического мастерства. Перед тем как приступить к работе над собой, педагог должен проанализировать свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Это, ещё раз, доказывает опыт выдающихся педагогов – Сухомлинского, Макаренко, Амонашвилли, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем непрерывной систематической работы над собой, и начинавших работу по самосовершенствованию с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой не сможет приблизиться к педагогическому мастерству. Выявив свои педагогические недочёты и упущения, рекомендуется составить план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю или месяц.

На мой взгляд, в самообразовании и саморазвитии педагогу помогут несколько принципов, которые выделил основоположник научной педагогики в России - Константин Дмитриевич Ушинский: спокойствие, прямота, обдуманность действий, решительность, не говорить о себе без нужды ни одного слова, не проводить время бессознательно, каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках, не хвастаться. 2

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования.Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач. Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации учителей состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования.

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Если учитель занимает активную позицию и стремится к дополнительному образованию, то рост его профессионального мастерства идёт более интенсивно.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах.Одним из важных условий формирования профессионального мастерства учителя является хорошо организованная в школе система методической работы, как части системы непрерывного образования.

4. Аттестация педагогического работника. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога. Учитель сам определяет категорию и форму аттестации: демонстрация внеклассных занятий с учащимися,серии уроков,творческий отчет, «экзамен» по определенной программе, защита опытно-экспериментальной илинаучно-методическойразработки. Аттестация даёт учителю дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве. Ведь известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов.

5. Инновационно-педагогическая деятельность,освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики. 3 Инновационная деятельность помогает педагогу не застаиваться на месте. Искать новые пути и решения старых вопросов и проблем. Знакомство с инновационной деятельностью помогает педагогу сделать проводимые занятия более разнообразными и интересными.

6. Участие в научно-педагогических исследованиях (обучение в магистратуре и аспирантуре, работа в составе экспериментальной группе под руководством ученого-педагога).Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства учителя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества и влияет на развитие устойчивой мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию. Совершенствование педагогического мастерства осуществляется в процессе развития исследовательских умений и навыков: от творческого использования достижений современной психолого-педагогической науки к разработке и внедрению собственных приемов, методик, технологий в педагогическую деятельность.

Участие в профессиональных конкурсах дает учителювозможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне,повысить авторитет в педагогическом коллективе.

8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний это своеобразный момент рефлексии. Учитель систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа. Таким образом, передавая свой педагогический опыт, учитель не только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет имеющиеся знания.

Все эти пути взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно. Не стоит забывать, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства / Ю.П. Азаров. - М.: МПСИ, 2010. - 432 с.

    Беляев, В. И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство / В.И. Беляев. - М.: МИУПУ, 2006. - 516с.

    Котова, И. Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 298с.

    Неудахина, Н.А. Основы педагогического мастерства / Н.А. Неудахина. - Барнаул: АлтГТУ, 2012. - 152 с.

    Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2009. - 510с.

    Хозяинов, Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя / Г.И. Хозяинов.- М.: Высш. шк.,2010. - 201с.

1 Беляев В. И. «Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство». - М.: МИУПУ. 2006. С.312.

2 Неудахина Н.А. «Основы педагогического мастерства». - Барнаул: АлтГТУ. 2012. С. 64.

3 Азаров Ю.П. «Тайны педагогического мастерства». - М.: МПСИ. 2010. С. 211.