Характер кубанских казачек. Чем казачка отличается от «русской бабы». Казаки - великороссы


В стародавние времена на землях, где зарождалось казачество, никогда не было крепостного права, «барщины». И казаки , как заклятые враги крепостного рабства, не женились на подневольных крепостных женщинах. Они боялись этим передать своему поколению психологию рабов. Вольный казак хотел, чтобы его избранница и подруга жизни была также вольной. Кто и каким образом становился женами удалых воинов далее - в обзоре.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416605.jpg" alt="«Похищение».

И тут встал вопрос: где брать девушек? Своих вольных казачек было совсем мало, тогда и начали невест выбирать себе казаки с «ясырок» - вольных чужестранок, взятых в плен во время походов на Кавказ, Персию, Крым.


В то время Россия ни с одной страной не воевала так часто, как с Турцией, и длились эти войны на протяжении 16-18 столетий. А казаки, будучи одной из главных ударных сил в пограничной армии, всегда возвращались с богатой добычей: "тканями, шалями, украшениями, чеканной посудой из серебра, оружием восточной работы". И приводили турецких полонянок, которых и называли «ясырками». Воистину это были прекрасные трофеи.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219410249.jpg" alt="«Восточная девушка».

Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки обращали в православную веру своих жен, и мусульманки: Надира, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219419239.jpg" alt="«Восточная красавица».

Однако уже в 19 веке браки с ясырками стали редкостью. В казачьих общинах закрепилась тенденция жениться только на своих. Известно, что среди донских, запорожских, терских, уральских и иных казаков было зазорно жениться на не казачке. Да и нужды особой в этом уже не было, так как потомки турчанок, татарок, черкешенок обильно заселили вольные земли, дав миру народ на диво сильный, красивый и самобытный.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-kazak-0033.jpg" alt="«Поцелуй».

Более того среди казаков бытовал обычай, благодаря которому женщина могла спасти осужденного на смерть казака за какие-либо провины, соглашаясь взять с ним брак. Так согласно исторической заметке, записанной Г.П. Надхиным в 19 столетии, узнаем: "Молодого казака, приговоренного к смерти, подвели к плахе и начали зачитывать обвинительную печь. И когда палач уже готов был привести приговор в исполнение, из толпы вышла девушка и накрыла платком голову казака, тем самым давая знак, что она берет его себе в мужья и освобождает от казни."

Казачка - хозяйка на все руки мастерица

К чести женщины-казачки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени.

Казачка всегда была главная в курене, все хозяйство держалось на ней. Весь день и круглый год казачка работе – по дому, по огороду, в хлеву, на винограднике. Там, где нужно – вовремя прополоть, вычистить, полить, подвязать. Казачка успевала и сена накосить, и стены побелить, и кизяка заготовить. Да еще всю семью хорошо накормить-напоить. А потом придет время – нужно урожай собрать да сохранить: капусту заквасить, огурцы засолить, тёрн замочить, вишню высушить...

А еще казачки всегда были веселы, если соберутся вместе, то сейчас же заведут песню.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00000000000000000000.jpg" alt="«Портрет атамана Нугко с женой».

Провожая мужей в походы, женщины-казачки брали на себя все обязанности и по хозяйству, и в воспитании детей, и в обеспечении пропитанием семьи. Жизнь в степи или же маленьких казацких станицах была полна тревог, опасностей и набегов воинственных соседей. Она закаляла казачек, делая их бесстрашными и храбрыми, им нередко приходилось браться за оружие, отражая набеги врагов.

А владели оружием эти удивительные женщины мастерски. История помнит множество подвигов, совершенных казачками. Так в 1642 году 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове. А в 1609 году София Ружинская, лично командуя 6000 казаков, взяла штурмом замок князей Корецких в Черемошни.


Удалой казачкой была и последняя жена Богдана Хмельницкого Анна Золотаренко. А жена фастовского полковника Семена Палия - Феодосия могла не только дипломатически принять послов и управлять хозяйством казацкого полка, а и повести в бой казаков.

Сестра полковника Ивана Доща принимала участие как конник в сражениях с поляками на Волыни, где и погибла. А еще нередко после кровопролитных схваток на полях боев находили тела убитых казачек, переодетых в мужскую одежду и бритых под казаков.


Качества воительниц казачкам прививались с детства. Так, до 13 лет девочки даже играли в одни игры с мальчиками. В них они постигали некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Юные казачки могли не просто скакать верхом, но и управляться с каюком, ловко владеть арканом, луком и самопалом.

Знатные казачки из высшего общества

Время не стояло на месте, а вместе с ним и культура, и просвещение. И в высшем свете уже стали появляться прекрасные женщины - потомки бывших ясырок - смуглолицые красавицы, пленившие не только своей внешностью, а острым умом и особенным характером. Это первые графини из казачьего рода Дарья Денисова, А.П. Орлова-Денисова - дочери графа Платова, а также фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и многие другие. Все они окончили высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы.

Однако какая бы горячая кровь не текла в жилах образованных казачек, их взляды оставались весьма консервативными и верными заветам старины. Всем им были чужды модные учения «народников» и революционные идеи. Высшим нравственным идеалом для потомков казачек был Господь, а из земных ценностей - семья и домашний уют. К слову, среди казачек-курсисток не было ни революционерок, а тем более террористок.

Образы женщин казачек в искусстве

Образ красавицы чужестранки, покорившей вольного казака, прочно вошел в нашу культуру посредством преданий и легенд, литературы и живописи. Это и «персидская княжна», которую Стенька Разин вынужден был выбросить за борт, повинуясь воле лихих сотоварищей, и турецкая бабка героя «Тихого Дона» Григория Мелехова, и многие другие.

Кубанские казачки отличались от других женщин России гордостью, смелостью, решительностью. Распространяемые советской пропагандой «сплетни» что женщины у казаков были униженными и оскорбленными совершенно не имеют под собой почвы. Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены - по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Казачки в большинстве своем - тип красавиц, веками сложившийся как естественный отбор из черкешенок, турчанок и персиянок, поражал и поражает своей миловидностью и привлекательностью.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения: «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа». Но женщина всегда имела право голоса и к ее мнению прислушивались. Притом, что у каждого были свои обязанности: мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина - в мужские. Обязанности были отлажены самой жизнью, поэтому кто и что в семье должен делать - четко разделено. Однако не считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами, если того требовали обстоятельства. Да и женщине частенько приходилось взваливать на себя мужские дела, когда муж был на службе. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Ведение домашнего хозяйства часто лежало на матери-казачке. Казак часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака - мать его детей. Но в обществе придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в чужие семейные дела.

Вне дома к женщине относились учтиво, кто бы ни была встретившаяся женщина, к ней все от мала до велика относиться уважительно и защищали ее - ибо женщина - будущее народа. Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях между мужем и женой соблюдалась сдержанность.
Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.
Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). К жене - индивидуально каждый усвоенному с молодых лет - по имени, к пожилым годам - нередко «мать», а то и по имени-отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.
Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.
Несмотря на то, что в казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина, детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.
Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов строго блюлась, за ней следила вся казачья община.

Донские казаки, населявшие территорию современных Ростовской и Волгоградской областей, представляли собой военизированное сословие, охранявшее рубежи родины. До сих пор учёные не пришли к единому мнению относительно этнического состава донцов, усматривая у них кровь самых разных народностей.

Миграционная теория

Согласно миграционной теории Соловьёва донские казаки являются потомками вольных русских людей, в XIV−XV веках нанимавшихся на работы в разных уголках Руси. Несвязанные обязательствами они свободно перемещались с места на место, ища лучшую долю.

В рамках этой версии историки расходятся во мнениях, кем по роду занятия были выходцы из русских княжеств, заложившие основу казачества. Варианты разнятся от разбойников, бежавших от правосудия, до первопроходцев и старообрядцев.

Тюркское происхождение

Поскольку слово «казак» имеет тюркские корни, и обозначает независимого человека-кочевника, ведущего отшельнический образ жизни, существуют версии, о татарском происхождении донских казаков.

Так профессор Вельяминов-Зернов прямо ассоциирует казака с «простым татарином», практически то же самое говорит и немецкий учёный Штекль, с одной лишь разницей, что, по его мнению, донские казаки, были татарами выкрестами.

Историк Татищев предполагал, что донские казаки являются потомками касимовских татар, живших в Мещере, до тех пор, пока Иван Грозный не наводнил город ногайцами. Не желая делить вотчину с посторонними, мещерские казаки начали переселяться на вольные берега Дона.

При правлении Петра I строительство оборонительных укреплений вдоль рек и границ государства стало основой государственной политики, а поэтому были предприняты действия по расселению татар-мишарей на Дону, где к ним, по мнению Р. Г. Скрынникова, присоединялись русские.

Смешение народов

Этнолог Гумилёв предполагал, что донское казачество возникло после монголо-татарского вторжения на основе смешения русскоязычной тюрко-славянской народности бродников и касогов, которые бежали с Кубани на Дон.

Устрялов усматривал у донских казаков русско-азиатские корни, а другие считали их потомками связи русских с черкесами.

Аборигены верховьев Дона

Определённая группа исследователь сходится во мнении, что донские казаки являются автохтонным населением, так называемого Дикого Поля, предками которых были праславянские племена.

В одном направлении развивали идеи Забелин и Савельев, считавшие донских казаков потомками смешанного этноса, с древнейших времён до начала второго тысячелетия н. э. заселявшего берега современных казачьих рек.

Согласно их версии в крови донских казаков течет кровь гетов и скифов, сарматов и хазар, массагетов и готов, бастарнов и прочих племён, осуществлявших миротворческую функцию между оседлым и кочевым населением этих мест. Впоследствии, когда в силу исторических обстоятельств им пришлось покинуть эти места и поселиться в разных уголках Руси, они поддерживали свою внутреннюю организацию, сохраняя воинские традиции праотцов. И когда в XV веке, волею судьбы им опять открылся путь на историческую родину, они вернулись и основали донское казачество.

В работе «История Руси и русского Слова» Кожинов констатирует, что на оговорённой территории русские племена впервые упоминаются в VIII−IX веках, когда они были вытеснены отсюда хазарами, но спустя два века возвратились вновь.

ДНК-тест

Для того чтобы определить этническое родство донских казаков современные учёные обратились к генетическому анализу. Взяв для тестирования биологические материалы казаков и народностей, в родственной связи с которыми они подозреваются, генетики выяснили их сходство с населением Белгородской, Воронежской, Курской и Орловской областей России.

Вместе с тем обнаружилось, что генофонд казаков имеет точки соприкосновения с ногайцами и почти полностью отличается от ДНК кавказских народов.

Это обстоятельство подтвердило миграционную гипотезу этногенеза донских казаков от восточных славян, к которым в определённый исторический период присоединились тюркоязычные популяции.

Антропометрия казаков

Специалист по донскому казачеству Савельев в начале XX века заключал, что население Дона по своим внешним параметрам отличается как от великороссов (русских), так и от малороссов (украинцев), составляя отдельную группу с ярко выраженными характеристиками. По его мнению, особенности их внешности и строения тела столь индивидуальны, что даже если казак переоденется в национальную одежду другого этноса, его всё равно без труда можно будет идентифицировать.

Однако советский исследователь антропометрических параметров донского казачества Бунак пришёл к выводу, что их общий типаж при масштабном сравнении сопоставим с тем, что превалирует на территории русской равнины.

Но вместе с тем у донских казаков есть особенности, позволяющие подразделять их по антропометрии на три группы: великороссы, малороссы, смешанные.

Казаки - великороссы

Доминирующее число донских казаков можно смело причислить к типу великороссов, поскольку в своём внешнем облике они воплощают черты, свойственные общерусскому типажу. Светлые волосы и окладистая борода, прямой нос и большой рот, широкое лицо и разрез глаз, глаз, также как строение черепа и высокий рост сближает донских казаков с населением самых разных районов России, в особенности средней Волги.

Казаки-малороссы

Донские казаки, относящиеся к типу малороссов, являются потомками переселившихся на Дон в далёком прошлом днепровских черкас. Основными чертами их облика является средний рост, более смуглая пигментация кожи, темные волосы, круглая голова, короткий или толстый нос с горбинкой, жгучие глаза, нависший лоб, длинные ноги, короткий стан.

Смешанный тип

Разнообразные комбинации из характерных антропометрических признаков двух вышеописанных типажей составляют смешанный тип донских казаков.

В их внешности перемежевались как великорусские, так и малорусские признаки, поэтому среди них легко встретить блондинов со специфическим южным профилем. Они умеренно высокорослы, имеют высокий лоб и круглую голову, темно-русые волосы и маленький подбородок.

Второстепенные антропометрические типы донцов

Менее распространёнными являются три второстепенных антропометрических типа донцов – татарский, калмыцкий и еврейский.

Считается, что основная часть казаков с татарскими чертами, такими как выпуклый лоб, смуглое широкое скуластое лицо и короткие кривые ноги, произошла от тюрков, перешедших в православную веру.

Калмыцкий тип возник от смешения генотипов калмыков и казаков, и характеризуется красивыми, но широкими лицами, главным образом у представительниц слабого пола.

Донские казаки, принадлежащие к еврейскому антропологическому типу не отличимые от горских евреев северо-восточного Кавказа.

Во внешних данных этой категории казаков прослеживаются такие признаки как долговязость, семитический нос, покатый лоб, большой затылок, тёмные волосы, рыжая борода и веснушки.

27 января 2017, 16:30

Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные – девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало». А. Ригельман, первый историк казачества, описывал женщин Дона, живших в XVIII веке: «Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы». В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками. Мужчины постоянно были в походах, на кордонах. Дома оставались старики, дети и женщины-казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они выращивали пышные сады, в которых утопали станицы. Женщины собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобу вылечить, и хату подправить. Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед. Но он мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому и чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое в хозяйстве. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали: у них-то муж всегда был рядом. При нападении врагов казачка снимала со стены мужнину саблю и ружьё и дралась насмерть, защищая детей, свой курень и станицу. В обороне Азова в 1641 году участвовали 800 казачек. А сколько в XVII–XVIII веках встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки. Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, шли помогать мужьям. Они заряжали ружья, ремонтировали укрепления, тушили огонь, перевязывали раненых. А когда убивали мужа, его место в бою занимала казачка. Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца. Мужей ждать эти женщины умели, как никто другой. В походы казаки уходили на годы, часто с одной войны на другую. Возвращались не все. Но казачки ждали. На Дону, когда муж из похода возвращался, казачка, встречая его, первым делом кланялась в ноги коню. Благодарила, что не подвёл в боях её супруга, целым и невредимым доставил домой.

Известны случаи, когда казачки прославились в качестве воинов. В 1770–71 годах на Кавказ были переведены 517 семей из Волжского войска. Они основали 5 станиц, по 100 семей на каждую. Начав военные действия с Россией, турки подбили горцев к массированным нападениям. В июне 1774 года девятитысячное войско татар и чеченцев обрушилось на станицу Наурскую. Станица ещё не была отстроена, из оборонительных сооружений был только земляной вал с несколькими пушками. На тот момент все строевые казаки ушли в поход. Разведка у горцев работала хорошо, и они рассчитывали на лёгкую добычу. Но за оружие взялись казачки. Это были не гребенские казачки, привычные к здешнему военному быту, а женщины, приехавшие с относительно мирных волжских мест. Полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили полчища врагов. Били из ружей, кололи штыками и рубили шашками лезущих на валы горцев, перетаскивали с места на место тяжёлые пушки, встречая атаки картечью. Осада длилась два дня. Противник, потеряв сотни солдат убитыми, отступил. В память об этой победе ежегодно 10–11 июня в станице Наурской отмечается «бабий праздник». Установлен также памятный камень. А с конца 18 века, 4 декабря (21 ноября по старому стилю) православное казачество отмечало День матери-казачки, который праздновался совместно с большим церковным праздником «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Сейчас традиция празднования возрождается.

Быт и труды казачки определяло осознание ею самой своего особого долга. Точно так же, как казак считал своим долгом службу, так и казачка видела высший долг в том, чтобы обеспечить службу мужа, братьев, сыновей. Образно говоря, деятельность армейских органов тыла и снабжения всегда считалась воинской службой, пусть и не боевой. Поэтому и труды казачек являлись своеобразной формой несения казачьей службы. На Тереке казачки и в ХХ веке были отличными наездницами, умели стрелять.

Особую роль в казачьем доме играла самая старшая женщина – бабушка. Она была хранительницей семейных традиций. Она воспитывала несовершеннолетних внуков, которые называли её бабинькой. Девочек шить и вязать обучали лет с шести. С семи обучали готовить, передавали свои премудрости. Известно, что казачки гордились своим происхождением – «не боли болячка – я казачка». Очень любили красиво одеваться, щеголять в красочных платках, украшениях на восточный манер.

Праздничный костюм донской казачки. Низовья р. Дон. 2-ая половина XIX в.

Костюм донской казачки. Начало XXв.

Праздничный костюм уральской казачки. 1-ая половина XIX в.

Костюм терской казачки. Середина XIX в.

Внешне отношение казака к женщине могло показаться грубоватым, с демонстрацией собственного превосходства. Но Атаман Платов в 1816 году в приказе по войску Донскому писал о казачках: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских». По обычаям казачка пользовалась таким уважением и почтением, что в наделении её дополнительно ещё и мужскими правами не нуждалась. Наоборот, казак и даже станичный атаман не имел права вмешиваться в женские дела. Но казачка не участвовала в кругах, не имела голоса на сходах, её интересы представляли отец, муж, брат. Одинокая женщина могла выбрать себе любого ходатая из числа станичников. А вдова или сирота находилась под личной защитой атамана и совета стариков, а если этого было недостаточно, могла и сама обратиться к сходу. Разговаривая с женщиной на кругу или сходе, казак обязан был встать, а если она преклонных лет, снять шапку. Казачка могла получить медаль «За усердие» за домовитость, благопристойное поведение и если снаряжала на службу не менее трёх сынов. Такие женщины пользовались почётом и уважением, сам Атаман склонял пред ними голову.

Гребенский казак с казачкой.

На станичных праздниках казачка, пусть и замужняя, могла плясать с любым казаком. С любым могла чесать язык на улице, невинно пококетничать. Чтобы опровергнуть мифы о «закрепощении», достаточно открыть повесть Л. Н. Толстого «Казаки». Описывается черкесская станица, старообрядческая. Поведение казачек очень даже свободное, по сравнению с Центральной Россией. Ведут себя «на грани», но никогда не переходят эту грань. Тут уже вступало в силу понятие чести. А свою честь казачки ставили очень высоко.

Степень дозволенного казачке зависела от её семейного положения. Вольность в общении с мужчинами, откровенность разговоров, шуток, допустимый флирт для девиц, замужних и вдов были разными. Но и для казака было позором преступить дозволенное. И чтобы не ошибиться, существовала система «опознания» по женским кольцам: серебряное на левой руке – девушка на выданье, на правой – уже просватана; кольцо с бирюзой – жених служит; золотое на правой руке – замужняя; на левой – разведённая или вдова. Впрочем, при общей высокой нравственности казачек допускались и некоторые отклонения. Так, если вдова строго соблюдала себя, это ценилось. Но когда она, особенно если бездетная, привечала мужчин, это общественной моралью не осуждалось. На поведение одной-двух «весёлых вдовушек» в станице смотрели сквозь пальцы. Развод у казаков уже существовал, когда в России его юридически ещё не было. Для этого старообрядцы переходили в официальное православие или наоборот, и тогда брак, заключённый в другой вере, считался недействительным. Тем не менее, к разводу казачья мораль относилась весьма отрицательно. Казачками становились не только по рождению. Когда казак женился на крестьянке, отбитой полонянке, захваченной черкеске или турчанке, она автоматически приобретала статус полноправной казачки. Станичницы, как правило, относились к такой женщине доброжелательно, если она сама не вела себя вызывающе. Ей прощали незнание обычаев. Женская община негласно брала её под свое покровительство и учила, «вживала» в свою среду. Среди казачек были сложившие устои оказания взаимопомощи и содействия своего хутора, станицы, родственника, соседа. На добровольной основе казачки ходили на уборку церкви, на оказания помощи, при постройке хат, на изготовление самана и кизяка – и во всех случаях, когда кому-то требовалась посторонняя помощь. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут. Все казачки хутора и станицы знали друг друга с малых лет, знали и в чем у них «нужда», и без всякой какой-либо подсказки, исходя из своих возможностей и достатка помогали. Казачки избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Строго чтили традиции, православную веру, были домовитыми, экономными, чистоплотными хозяйками. По свидетельству историка Н. Миненко, в некоторых казачьих станицах обязательным требованием к невесте было умение ездить верхом. В Уральском войске плохой считалась невеста, которая не знала Псалтири и Часослова и не умела читать по-церковнославянски.

Свадебный костюм уральской казачки. XIX в.

К XIX веку на всех территориях проживания казачьих войск семьи были большие, состоящие, как правило, из трех поколений. Для жениха требования были не меньше – состоятельность семьи, репутация и отсутствие вредных привычек, например курения. Девушка-казачка была свободна в выборе суженного. Родители не посягали на ее волю и почти не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе. Оберегая вдов и сирот от нищеты, общественное Право позаботилось о них, существовал социальный земельный надел «вдовий» и «сиротский». Как же формировалась эта особая женская стать и уклад жизни? Опираясь на исследования современных историков стоит отметить, что до XVII века особо не было данных о казачьем быте и семейственности. Собственно казаки были разрозненными свободными поселенцами. Фактически разбойниками, бежавшими от гнета крепостничества, служилыми людьми имевшими любовь к свободе и самостоятельности. Женщины при них состояли содержанками, рабынями, либо формально считались женами. Бывало, приходилась не одна «жена» на казака, а и две, и три, и четыре. Всем давал содержание, всех одевал и кормил. Но в XVII в. на смену безбрачию и разрозненности приходит оседлость и официальный брак, строго регламентируемый мужскими сообществами.

Пост получился большой, состоит из двух частей.

От редакции «Леди Mail.Ru». Наша страна так велика, что жизнь в разных ее уголках может порой кардинально отличаться. В Петербурге, Дагестане и Калмыкии представления о моде, красоте и женском предназначении неизбежно будут разными. Об этих особенностях — иногда забавных, иногда трогательных мы и хотим вам рассказать в нашей новой серии материалов о женщинах из разных регионов России.

Споры о том, можно ли считать казаков народом, или это древнее сословие, не утихают: у разных исследователей разное мнение на этот счет. Но как бы то ни было, казачество — уникальное явление в российской истории, и вклад казаков в культуру нашей страны огромен. Как выглядит и ведет себя современная казачка, и чем она отличается от других российских девушек, нам рассказала жительница Ростова-на-Дону. Виктории 26 лет, по образованию она филолог.

Виктория - современная казачка, живущая в Ростове-на-Дону

«Когда я говорю, что я казачка, большинство людей начинают улыбаться и представлять меня в совершенно нелепых нарядах и образах. На самом деле современные казачки не являются копиями своих прабабушек. Мы вполне обычные девушки. Пожалуй, можно сказать, что у нас другая начинка.

Скромность украшает

Конечно, мы уже не одеваемся так, как одевались наши прабабушки 50—70 лет назад. Современная казачка выглядит практически так же, как и все девушки на улице. Отличие лишь в том, что с помощью одежды она никогда не будет себя предлагать. Хотя бы потому, что большинство казачек — верующие, и это уже не дает нам демонстрировать свое тело всем вокруг. Моя стандартная длина юбки — до колена или чуть выше колена . Мне комфортно, когда ноги видны, но не оголены. Я думаю, это больше привлекает противоположный пол, чем юбка, которую рискуешь не заметить вовсе.

Современные казачки любят наряжаться, но стараются при этом не выглядеть вызывающе

Но это не значит, что казачки не привыкли себя украшать. Уж кто, если не мы, понимает толк в нарядах и украшениях ! Ведь еще с давних пор наши мужья, приходя из далеких походов, привозили нам ткани, которые в России никто не знал, и украшения, о которых никто даже не слышал. Мы любим наряжаться, но знаем меру.

Платья, вышивка и обувь без каблука

Как и многие казачки, я очень люблю этнический стиль в одежде. Обожаю расписные платки, широкие юбки, вышитые пояса . Вообще, вышивка занимает очень важное место в одежде женщины-казачки. Вышивать еще в детстве меня учила бабушка. Она сама украшала свою одежду красивыми узорами, чаще всего вышивала цветы. Иногда ей удавалось создать настоящие шедевры. Я так, конечно, не умею, но в магазине мимо вещи с вышивкой пройти не смогу!

Главная одежда казачки — платья и юбки. У меня в гардеробе есть всего одни джинсы, которые я надеваю исключительно во время сильных холодов зимой. Я считаю, что женщина должна ходить в юбке, потому что это красиво и правильно. Брюки, джинсы, шаровары мы оставляем нашим мужчинам: они им больше подходят.

Мы практически не носим каблуки . Не помню, чтобы кто-то из моих знакомых казачек ходил на или просто высоком устойчивом каблуке. Мне кажется, это связано с тем, что мы хотим уверенно шагать по земле. Говорят, что женщина на каблуках вызывает желание ее защитить. А нас не стоит защищать, мы сами способны сделать это!

Яркие черты

Мы, казачки, от природы имеем уникальную внешность за счет того, что в нас намешано множество разных кровей. За это спасибо нашим предкам-воякам, которые привозили себе жен из походов. Как правило, у казачек яркие черты лица, русые или темно-русые волосы, темные брови, а вот цвет глаз может быть любым.

Казачки от природы имеют яркие черты лица и мало пользуются косметикой

Я от своей бабушки унаследовала темные волосы и голубые глаза. Думаю, что мне повезло со внешностью. Пока каких-либо специальных средств для того, чтобы поддерживать ее, не требуется. Единственное, чем я иногда пользуюсь — это отвары трав. Для молодой кожи нет ничего лучше отвара ромашки. А еще его можно замораживать и с утра протирать кубиками льда лицо. Волшебное средство для того, чтобы освежиться и проснуться. Кстати, летом эти ромашковые кубики тоже отлично спасают в той жаре, которая опускается на наш Дон.

Косметикой я, как и большинство казачек, стараюсь не злоупотреблять. Честно говоря, не вижу в этом особого смысла. В моей косметичке обычно лежат только тушь, пудра и блеск для губ. Иногда там появляется красная помада, потому что она мне идет. Кстати, я подвожу глаза без специальной подводки, мне больше нравится использовать для этого тушь. Я купила обычную кисточку для рисования и если мне хочется немного подвести глаза, то использую ее. Мне кажется, так удобнее.

Коса до пояса

Мою стрижку предки-казаки, скорее всего, не одобрили бы . Несколько лет назад я состригла косу и не стала отпускать новую. Жизнь в Ростове предполагала быстроту передвижений, с косой было не совсем удобно. Обрезала я ее только поэтому. Хотя мои знакомые казачки под страхом смерти не расстались бы со своими волосами , потому что считают их своей гордостью.

По традиции до замужества девушка заплетала косу, после замужества — поднимала волосы наверх и делала сложную прическу . Разумеется, сейчас эти правила соблюдаются мало где, но по-прежнему в станицах вы не встретите казачку с распущенными волосами. На меня будут косо смотреть, если я приеду домой в таком виде. Это неправильно. В церковь мы тоже ходим с аккуратно прибранными волосами. Туда иначе не войдешь.

Гордость и убеждения

Гордость казачек давно стала предметом песен, разных историй. Мы действительно такие, какими нас представляют. Никогда не опускаемся до ругани с кем-то, стараемся нести себя гораздо выше всего этого. Я бы никогда не стала спорить с кем-то в Интернете и доказывать свою точку зрения . А ведь это так популярно сейчас!

При этом я не могу сказать, что казачки обладают спокойным нравом. Конечно, нет! Внутри нас кипят страсти , просто мы не считаем возможным демонстрировать их другим.

Еще одно отличие казачек — в нашей духовности. Нас с детства воспитывают в православной культуре, она нас окружает и дома, и среди подруг. Знаете, это отлично помогает в жизни. У нас есть духовные ориентиры. Ты уже знаешь, что правильно, а что нет, как тебе следует жить, чтобы тебя считали хорошим человеком .

Наверное, казачки отличаются от других молодых девушек тем, что не гоняются за модой. Мы вообще имеем свое мнение. Пусть оно будет не таким, как у всех. Я могу пострадать за свое убеждение, но оно будет мое, исключительное и не такое, как у всех. Поэтому, например, я никогда не буду бегать по городу в поисках модной парки, и ненавидела то время, когда были популярны

Настоящая казачка никогда будет унижаться перед кем-то. Нас воспитывают таким образом, что мы с детства чувствуем гордость за то, что мы такие, какие есть. Если кто-то не принимает нас, значит этот человек не стоит того, чтобы мы для него меняли себя. Кстати, под унижением я понимаю широкий спектр вещей, начиная от выпрашивания отметки на экзамене и заканчивая унижением в отношениях с мужчиной.

Как и большинство казачек, я никогда не стала бы знакомиться с мужчиной первая. Это тоже имеет прямое отношение к гордости. Я могу зацепить его, заставить почувствовать мой интерес. Но самой с ним знакомиться — никогда! Он должен добиваться меня. Именно так делают настоящие казаки .

Настоящая казачка не потерпит физического насилия . И вот в этом современные казаки принципиально отличаются от тех, кто жил еще 50 лет назад. Тогда в норме были телесные наказания, которые применял муж к жене или старшие к младшим. Но сейчас даже старшие соглашаются с тем, что физическое наказание — не выход.