Богатырь илья муромец имел реальный прототип. Илья Муромец: монах-богатырь Сообщение о прототипе ильи муромца былинного богатыря

КАК ОДИН БЫЛИННЫЙ ГЕРОЙ ЗАЩИЩАЛ РУССКУЮ ЗЕМЛЮ НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ ПОДРЯД

1 января Православная церковь отмечает день памяти преподобного Ильи Печерского, ставшего прообразом былинного героя Ильи Муромца. Как искали и где нашли следы силача-монаха, которого почитают как защитника русской земли - публикация Елены Горбачевой на портале «Русская планета».

ПО СЛЕДАМ ЛЕГЕНДАРНОГО БОГАТЫРЯ

Историки пытались отыскать следы легендарного богатыря в летописях, географических названиях, сказках других народов и сказаниях заморских путешественников. Память об Илье Муромце как о реальном историческом персонаже переросла его время и прошла через несколько веков, собрав воедино представления народа об идеальном защитнике русской земли.

В прототипы былинного героя исследователи записывали самых разных персонажей: начиная от летописного богатыря Рогдая, воина Олега Моравского и заканчивая самозванцем Ильей (Илейкой) Коровиным, который объявил себя Петром I и был впоследствии казнен. Долгое время было принято считать, что Илья из города Мурома - обобщенный образ, в основе которого нет конкретного исторического персонажа.

Первым местом поиска его следов стали летописи. Богатырь Илья Муромец в самых ранних исторических документах - Никоновской и Лаврентьевской летописях - не упоминается. При этом собратья Ильи Муромца по ратным подвигам - Алеша Попович и Добрыня Никитич - в летописных текстах есть. Возможно, это связано с тем, что оба богатыря были к тому моменту более известными, чем Илья Муромец. Добрыня сделал неплохую карьеру в княжеской дружине, а Алеша Попович, помимо прочего, был из семьи священника. Да и в самих былинах Добрыня Никитич и Алеша Попович поначалу называют Илью Муромца «мужиком» и «никому не известной деревенщиной».

Считается, что впервые Илья Муромец был упомянут в 1574 году в письме старосты городка Орши Филона Чернобыльского. Он писал о былинном богатыре «Илье Муравленине» как о защитнике русских земель и о других богатырях, которых так не хватает в это нелегкое время.

Истории об Илье Муромце встречаются не только на Руси, но и у европейских народов. В древнегерманском эпосе он фигурирует как Илья Русский, могучий и непобедимый воин. В скандинавских сагах Илья превратился в Илиаса. Заморские этнографы, приезжавшие на Русь, также собирали истории, известные каждому русскому мальчишке. Польский купец родом из Львова Мартин Грюневег после возвращения из Киева в 1584 году писал о том, что видел могилу легендарного богатыря. Эрих Лассота фон Штеблау, австрийский путешественник и дипломат, также упоминал в 1594 году об исполине Илье Моровлине и его могиле. Эти свидетельства указали историкам наиболее вероятное место захоронения богатыря.

МОНАХ

Один из монахов лавры, Афанасий Кальнофойский, издал в 1638 году жития святых угодников обители. В их числе есть и Илья Муромец, или Илья Печерский, который, по свидетельству монаха, жил за 450 лет до того времени. Именно с этим реальным историческим персонажем, как считают многие исследователи, и связан образ легендарного богатыря. Не случайно во всех былинах Илья Муромец предстает защитником народа русского и православной веры. Например, деньги, отнятые у разбойников, он отдавал на строительство храмов.

Илия Печерский (Илья Муромец). Фото: vladimirobl.ru

Считается, что Илья принял монашество ближе к концу жизни, после воинских подвигов в дружине князя Владимира Красное Солнышко (также былинного персонажа, имевшего, правда, более определенный исторический прототип - Владимира Крестителя). Однако церковные предания переносят время жизни Ильи Муромца с XI века на XII.

Житие Ильи никто из последующих церковных историков не составил - возможно, это произошло потому, что за время монашества Илья не успел совершить особенных подвигов веры, так как принял постриг незадолго до кончины. Впрочем, былины о народном герое, бережно передававшиеся из уст в уста, сумели сохранить куда больше подробностей о его жизни, чем многие письменные источники. В советские годы Илью Муромца всеми силами старались «дехристианизировать». Так, например, в дореволюционных изданиях былин Илья встал на ноги после встречи с Христом и апостолами, позже превратившихся в безымянных старцев - калик. Однако именно в советское время была поставлена окончательная точка в поисках исторического прототипа Ильи Муромца.

Исследования, проведенные в 1988 году специальной комиссией, подтверждают: монах из Киево-Печерской лавры и былинный персонаж - по всей видимости, один и тот же человек.

Ученые установили, что монах, чьи мощи находятся в Киево-Печерской лавре, жил в XI–XII веке, его возраст - 40–55 лет - вполне соответствует былинному описанию. Самый большой сюрприз ожидал ученых при исследовании скелетно-мышечной системы. Были обнаружены костные деформации, которые образуются в результате перенесенного в юности паралича конечностей.

«Илья Муромец в немощи», художник Андрей Клименко

Тело монаха также несло на себе следы многочисленных битв, а умер он от обширной раны в сердце. Возможно, это произошло во время набега половцев на Киево-Печерскую лавру.

ОДИН ИЗ ГЕРОЕВ

Крупный специалист по фольклору Владимир Пропп писал:

«Былины об Илье Муромце являются отражением всех пройденных русским народом эпох: вытеснения язычества христианством, борьбы с татарами, несправедливости и жадности со стороны бояр и великого князя (царя) возникшего централизованного государства, Смутного времени и народных восстаний… Мы не сможем угадать всех исторических героев и антигероев, чьи деяния подтолкнули народ к созданию былин, всех, кто стал прототипом персонажей произведений об „эпическом времени“ русского народа».

Первый «Илья Муромец». Прототип

Большой объём опытно-конструкторских работ, проведённых в ходе создания «Русского Витязя», и накопленный опыт позволили Игорю Сикорскому и его соратникам очень быстро приступить к разработке нового самолёта-гиганта. Как уже было ранее, Сикорский пошёл методом последовательных приближений. От «Русского Витязя» были взяты все хорошо показавшие себя узлы и решения - коробка крыльев, схема шасси, силовая установка. Основательной переделке подвергся фюзеляж. Конструктор решил не делить его на собственно фюзеляж и кабину, а «спрятать» кабину внутри фюзеляжа. Так родился первый в мире самолёт с полностью закрытой кабиной, не выступавшей за контуры фюзеляжа.

Полного комплекта чертежей на самолёт (в нынешнем понимании этого слова) не делали. Были проработаны только наиболее ответственные узлы, требовавшие прочностных и других расчётов. Уже в августе 1913 года на авиационном отделении РБВЗ началась постройка нового самолёта. Продолжая традицию «Русского Витязя» самолёту ещё до начала постройки дали имя «Илья Муромец». По принятой на заводе сплошной нумерации выпускаемых самолётов новый аппарат получил номер 107.

Увеличение высоты и ширины фермы фюзеляжа (высота до 2 м. ширина 1,6 м) позволило, во-первых, отказаться от конструктивного и технологического деления фюзеляжа на две части (как на «Витязе»), а во-вторых - убрать большинство внешних стоек-шпренгелей и крепившихся к ним расчалок, создававших большое аэродинамическое сопротивление. Шестистоечная коробка крыльев осталась практически без изменений, но конструктор заметно сместил её вперёд. Возможной причиной такого решения было обеспечение выхода из кабины пилотов в полёте на нижнее крыло для доступа к моторам, надёжность работы которых продолжала желать лучшего. Для выхода в бортах фюзеляжа предусматривались специальные люки треугольной формы.

Фюзеляж прототипа аэроплана «Илья Муромец» № 107

«Илья Муромец» с № 107. Прототип с средним крылом

Смещение коробки крыльев вперёд привело к появлению проблем, связанных с центровкой. Для обеспечения приемлемой центровки Сикорский был вынужден увеличить размах и площадь горизонтального оперения, доведя его площадь до 18 % от площади бипланной коробки, переходя к уже известной тогда аэродинамической схеме «тандем». Теоретических проработок этой схемы ещё не существовало и на всякий случай конструктор установил приблизительно в середине длины фюзеляжа ещё одно крыло размахом 16 метров. Для придания ему необходимой жёсткости над и под фюзеляжем были установлены шпренгельные рамы-кабаны, к которым крепились расчалки среднего крыла. Верхняя шпренгельная рама была приспособлена для возможной установки дополнительного пятого двигателя (Сикорский учитывал мнение скептиков, что мощности четырёх «Аргусов» будет недостаточно для «столь громадного аппарата») и ограждена поручнями, которые образовывали площадку. Была предусмотрена возможность выхода на эту площадку в полёте. Под нижней шпренгельной рамой были установлены дополнительные полозья, которые должны были предохранять фюзеляж от возможных излишних прогибов вниз.

В передней части фюзеляжа располагалась кабина (каюта) экипажа. На новом самолёте Сикорский отказался от сдвоенного управления и установил вместо двух отдельных колонок со штурвалами одну общую гнутую ^-образную раму из трубы круглого сечения. От штурвала, установленного посредине, поверх трубы шли тросы управления элеронами. Вращая штурвал, пилот отклонял элероны, наклоняя раму от себя или к себе - руль высоты. Для управления рулями направления использовались педали. Сикорский справедливо полагал, что в полёте при достаточной ширине кабины пилоты смогут сменять друг друга. (Практика боевого применения показала, однако, что это получается не всегда, особенно в случае ранения сидящего за штурвалом).

«Илья Муромец» № 107 со средним крылом. Корпусной аэродром. Декабрь 1913 года

Пассажирская каюта. Люк в полу. Столик и плетёные кресла

Остекление кабины пилотов состояло из семи прямоугольных стёкол, переднее из которых могло открываться поворотом вокруг верхней части и фиксировалось в приоткрытом положении. Боковые стекла были неподвижными. Кабина пилотов отделялась от пассажирской перегородкой с дверью. Кабина пассажиров (её по-прежнему именовали «каютой») имела по четыре окна с каждого борта. За последним окном в левом борту фюзеляжа располагался вход в самолёт, закрываемый сдвижной дверью. В сравнении с «Русским Витязем», в который приходилось забираться по высоченной приставной лестнице, это был большой шаг вперёд. По правому борту пассажирской кабины был установлен столик, два плетёных кресла и несколько стульев. Хорошо зарекомендовавшее себя на «Русском Витязе» электрическое освещение было сохранено.

В задней части «каюты» размещался отгороженный туалет, наличие которого при многочасовых полётах было обязательным. За туалетом в районе третьего крыла располагалась т. н. «капитанская каюта», которую можно было использовать как комнату отдыха экипажа, так и как фотолабораторию. За «каютой» имелся небольшой отсек для инструментов и различного имущества, называемый «кладовой». В этой части фюзеляжа имелось по три круглых окна с каждого борта.

Деревянная ферма фюзеляжа прямоугольного сечения состояла из четырёх сосновых лонжеронов, подкреплённых еловыми стойками и поперечинами. Соединения выполнялись с помощью металлических кронштейнов. Жёсткость конструкции обеспечивалась многочисленными внутренними проволочными расчалками. Обшивка фюзеляжа полотняная с последующей пропиткой лаком. Носовая часть фюзеляжа, имевшая двойную кривизну, выклеивалась из шпона. Пилотская и пассажирская кабины изнутри были обшиты фанерой. Толщина фанерного настила на полу достигала 10 мм. В нём делались вырезы под обзорный иллюминатор и люк для выхода (слева сзади от кресла лётчика). Обзорный иллюминатор был закрыт стеклом. Через люк можно было выбраться на площадку под фюзеляжем. Эта площадка крепилась на подфюзеляжных полозьях и поддерживалась с помощью длинных раскосов, закреплённых к переднему лонжерону центроплана верхнего крыла и была сделана для возможной установки вооружения (пушечного или пулемётного). Площадка размерами 1,5x1,5 метра имела ограждение из металлических труб.

Конструкция крыльев, одинаковых по ширине, состояла из двух коробчатых лонжеронов, установленных приблизительно на 12 % и 60 % хорды, и нервюр. Лонжероны имели прогрессивную коробчатую конструкцию с поясами первоначально из импортного дерева гикори, позднее - из отечественного ясеня и стенками из берёзовой или ольховой фанеры. Коробчатая конструкция обеспечивала потребную прочность и жёсткость при минимальной массе. Нервюры были двух типов - нормальные и усиленные. Нормальные нервюры имели двутавровую конструкцию и состояли из фанерной стенки и сосновых рейчатых полок. Усиленные нервюры имели коробчатую конструкцию. Шаг нервюр как на верхнем, так и на нижнем крыле составлял 0,3 м. Носок крыла изготавливался из фрезерованного деревянного бруса. Задняя кромка - из сосновых реек.

№ 107. Перед кабиной видна орудийнопулемётная площадка. Носовая фигура ещё не установлена

Для удобства транспортировки крылья были сделаны разъёмными. Верхнее крыло состояло из семи секций, нижнее - из четырёх. Центроплан верхнего крыла неподвижно крепился к фюзеляжу на деревянных стойках каплевидного сечения. Внутренние секции коробки крыльев включали в себя моторамы двигателей, внешние секции верхнего крыла опирались на наклонные подкосы и поддерживались на полуразмахе дополнительными стойками, опирающимися на эти подкосы. Вдоль задней кромки внешних секций навешивались элероны, не выходящие за контур прямоугольного в плане крыла.

Среднее крыло имело аналогичную двух-лонжеронную конструкцию с полотняной обшивкой. Каждая консоль была расчалена тремя парами расчалок.

Горизонтальное оперение состояло из неподвижного стабилизатора и руля высоты. Увеличение размаха горизонтального оперения до половины размаха нижнего крыла привело к установке на хвостовой части фюзеляжа рамы для крепления расчалок. Руль высоты состоял из двух половин и навешивался на задней кромке стабилизатора. На каждой половине руля высоты имелись по две качалки, к которым подходили тросы управления.

№ 107 со средним крылом. Запуск моторов

Хвостовая часть аэроплана № 107

Вертикальное оперение в отличие от «Русского Витязя» состояло из трёх цельноповоротных рулей направления. Центральный руль несколько больших размеров навешивался на задней кромке фюзеляжа, боковые рули - на специальных стойках. Центральный руль не имел профиля, боковые рули имели вогнуто-выпуклый профиль и устанавливались выпуклой частью к центральному рулю. При остановке двигателей по одному из бортов на руле возникал парирующий разворот момент. Качалки рулей направления крепились на центральном руле направления. Троса управления подходили к этим качалкам, а задние кромки боковых рулей были связаны тягами с задней кромкой центрального руля. Такая кинематическая связь обеспечивала совместное отклонение всех трёх рулей.

Силовая установка состояла из четырёх рядных двигателей жидкостного охлаждения «Аргус» As.II по 100 лошадиных сил. Плоские радиаторы прямоугольной формы устанавливались вертикально с правой стороны каждого двигателя по потоку. Такая установка уменьшала сопротивление, но делала условия обдува теплообменника радиатора не оптимальными.

Мотор «Аргус» As.II мощностью 100 л.с.

Мотор «Аргус» As.II и радиатор. Вид сзади

Над каждым двигателем устанавливался индивидуальный паяный топливный бак из латуни с оживальными заострёнными концами. В передней части каждого бака размещался отсек для масла. Топливо и масло поступали в двигатели самотёком.

Шасси самолёта состояло из двух длинных подфюзеляжных и двух коротких подкрыльевых полозьев, установленных на N-образных стойках. Подфюзеляжные стойки были одинарными, подкрыльевые - парными V-образными (при виде спереди). На подкрыльевых полозьях устанавливались тележки с парой сдвоенных колёс. Амортизация - резиновая шнуровая. В сравнении с «Русским Витязем» конструкция хвостовой опоры была изменена. Вместо «санок» был установлен ясеневый костыль классической конфигурации.

Снизу на носовой части был закреплена фигура распластавшего крылья двуглавого орла. Подобное носовое украшение было предписано для установки на всех воздушных судах Российской империи, но именно на «Муромце» смотрелось особенно органично.

В таком виде самолёт был собран в заводском ангаре на Корпусном аэродроме, и в ноябре его выкатили на поле. Начались пробежки, которые показали, что самолёт обладает вполне достаточной подъёмной силой, устойчивостью и управляемостью. Сикорский решился снять установленное «на всякий случай» среднее крыло. Одновременно была демонтирована нижняя шпренгельная рама, поскольку жёсткость фюзеляжа оказалась выше ожидаемой.

Подкрыльевой полоз с резиновыми шнуровыми амортизаторами тележки колёс шасси

«Илья Муромец» № 107 с носовой фигурой двуглавого орла. Корпусной аэродром, 14 января 1914 года

Демонтаж среднего крыла привёл к снижению обшей площади несущих поверхностей и, как результат, к увеличению нагрузки на крыло. Стремясь удержать этот параметр на прежнем уровне, Сикорский пошёл на увеличение плошали стабилизатора. Хорда была увеличена на целый метр и площадь горизонтального оперения составила уже 26,5 % от площади бипланной коробки. Для взлёта и посадки на заснеженный аэродром колёсное шасси заменили лыжным. 10 декабря 1913 года «Илья Муромец» совершил свой первый подлёт. Начался период интенсивных испытаний.

Уже 12 декабря, после нескольких пробных полётов, в ходе которых была уточнена центровка самолёта и внесены необходимые изменения в размещении оборудования, Сикорский выполнил полёте 10 пассажирами на борту. Общая масса полезной нагрузки составила запредельную по тем временам величину - 1100 кг!

Пора было переходить к определению поведения самолёта при маневрировании в воздухе. 26 января 1914 года Сикорский сделал несколько кругов над Корпусным аэродромом, имея на борту четырёх пассажиров. Самолёт вёл себя в воздухе удовлетворительно, с брошенным штурвалом продолжал невозмутимо следовать в заданном направлении, усилия в управлении были вполне приемлемыми.

За И. И. Сикорским хорошо виден двуглавый орёл на носу первого «Муромца» (№ 107)

«Илья Муромец» с № 107

В январе-марте 1914 года было выполнено большое количество полётов, установлено несколько мировых рекордов по поднятию груза и количеству пассажиров на борту (16 человек плюс собака). В ходе этих полётов величавый гигант стал привычным явлением в столичном небе. Публика самого высшего сорта посещала Комендантский аэродром, наблюдая за взлётом и посадкой, а наиболее смелые решались и на полёт, благо конструктор и руководство аэродрома не отказывали им в этом.

В ходе полётов конструктор продолжал вносить изменения. В феврале внешние двигатели были несколько приподняты относительно внутренних и установлены на новых моторамах из деревянных брусьев. Им сменили и радиаторы, которые установили горизонтально, увеличив площадь поверхности теплообмена. Это решение позволило улучшить работу двигателей, сделав её безотказной на более продолжительный срок. В таком виде самолёт продолжил испытания.

К марту Сикорский вполне освоил пилотирование «Муромца» на различных режимах и решился на определение полных возможностей своего детища. В ходе полётов были последовательно остановлены один, два и даже три двигателя. Полёг продолжался, лишь усилия на педалях несколько возрастали ввиду необходимости парировать разворачивающий момент. Техники и члены экипажа выходили на крыло, перемещались от двигателя к двигателю. В одном из полётов к крайнему мотору прошли даже два человека. Все эти перемещения никоим образом не сказались на устойчивости самолёта - расчёт конструктора на высокую инертность тяжёлого самолёта, как определяющий фактор устойчивости в воздухе, оправдался полностью!

В конце февраля из Франции прибыли заказанные там самые мощные на тот момент авиационные двигатели - 14-цилиндровые двойные звёзды водяного охлаждения «Сальмсон» 2М7 в 200 л.с. Было решено установить их вместо внутренних «Аргусов», внешние «Аргусы» в 100 л.с. заменили на новые в 115 л.с. Более мощные «Сальмсоны» потребовали очередного увеличения площади радиаторов и их сделали двухсекционными, установив секции с двух сторон за двигателем. 14 марта «Муромец» с обновлённой силовой установкой выполнил первый полёт. После операции по пересадке «пламенного сердца» воздушный богатырь будто напился живой воды. Разбег сократился наполовину, набор высоты принял весьма интенсивный характер, скорость ощутимо возросла. В таком виде самолёт стал ещё более «лакомым кусочком» для военных. Но первыми свои права на гиганта заявили моряки…

«Илья Муромец» идёт на посадку. Корпусной аэродром

Из книги Ла-5 автора Иванов С. В.

Прототип Ла-5 Советские летчики, летавшие на оснащенных двигателями водяного охлаждения истребителях ЛаГГ-3, не любили эти машины. ЛаГГ даже открыто называли «подручный смерти». Не отрицая всеобщего осуждения ЛаГГа, в оправдание самолета можно лишь заметить, что

Из книги ЛаГГ-3 автора Иванов С. В.

Прототип И-22 Предложения, сформулированные в ОКБ-301, получили горячую поддержку. Столь горячий энтузиазм объяснялся не высокими тактико-техническими характеристиками самолета и не превосходным отношением лобового сопротивления к массе машины, а тем, что в конструкции

Из книги Бомбардировщики Первой Мировой войны автора Иванов С. В.

Прототип И-301 Недостаточная дальность полета была единственным недостатком машины. Чтобы устранить его, самолет вернули в ОКБ-301. Там машину оснастили двумя дополнительными топливными баками, расположенными в крыльях, что позволило увеличить запас топлива до 452 литров. С

Из книги Су-25 «Грач» автора Иванов С. В.

Илья Муромец Игорь Сикорский, набив руку на легких самолетах и построив в 1912 году гидроплан С-5а, получил предложение своего начальника директора РБВЗ М.В. Шидловского построить тяжелый самолет с несколькими двигателями. Мысль по тем временам была фантастическая, никто

Из книги Мы сгорали заживо [Смертники Великой Отечественной: Танкисты. Истребители. Штурмовики] автора Драбкин Артем Владимирович

Первый прототип После победы в конкурсе работы по Т-8 развернулись широким фронтом. Т-8 представлял собой двухдвигательный высокоплан с максимально упрощенными обводами, крылом большого размаха и умеренной стреловидности по передней кромке. Особое внимание при

Из книги «Илья Муромец». Гордость русской авиации автора Хайрулин Марат

Карасик Илья Исакович Во время взятия Каменец-Подольского мой экипаж шел первым в батальоне. Навстречу нам появились четыре немецкие легковые машины, но когда они увидели танк на дороге прямо перед ними, то машины остановились, из них с поднятыми руками вышли немцы.

Из книги Ил-4 автора Иванов С. В.

«Илья Муромец», 1914–1917 годы Заводской и дополнительный номер Номер воздушного корабля Моторы, мощность Примечание 107 А-1 - 2х «Аргус» 115 л.с., 2х «Сальмсон» 200 л.с. К маю 1914 года гидроаэроплан был доставлен в Либаву. Сожжен экипажем 21 июля 1914 года в бухте Карал на острове

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

«Илья Муромец» на службе в Красном Военно-воздушной флоте 1918–1923 гг. Заводской номер Номер корабля Моторы, мощность Примечание 239 I. Ill 2х «Рено» 225 л.с., 2х РБ3.6 150 л.с. 30 мая 1918 года аппарат испытан А. В. Панкратьевым в Петрограде. В октябре 1918 года собран в Липецке как I

Из книги МиГ-29 автора Иванов С. В.

Технические данные самолётов «Илья Муромец» Тип год постройки двигатели, мощность длина самолёта, м размах крыльев (верхнего/нижнего), м площадь крыльев, м масса пустого, кг взлётная масса, кг скорость, км/ч, максимальная потолок, м Тип А № 107 1913 4х «Аргус» по 100

Из книги Истребители Поликарпова. Часть 1 автора Иванов С. В.

Прототип ЦКБ-26 В начале 30-х годов ВВС РККА потребовалась замена четырехмоторным бомбардировщикам ТБ-3. Новый самолет должен был нести большую бомбовую нагрузку и иметь более высокую скорость полета. Особо оговаривалась технологичность конструкции с целью налаживания

Из книги автора

Прототип ЦК В-30 Параллельно с испытаниями ЦКБ-26 шли работы по более совершенному ЦКБ-30. ЦКБ-30 рассматривался как полноценный прототип серийного бомбардировщика. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию, на нем было установлено оборонительное вооружение из трех

Из книги автора

ДБ-3Ф прототип Нарком обороны К.Е Ворошилов отдал приказ в 1938 г. резко увеличить выпуск самолетов ДБ-3. Заводу № 39 план на год подняли с 600 самолетов до 1000. Двум другим заводам предстояло построить еще 2500 дальних бомбардировщиков.В том же 1938 г. в ОКБ Ильюшина начались работы

Из книги автора

§ 5.2. «Илья Муромец» Первым настоящим ледоколом, работавшим на Белом море, стал «Илья Муромец». Случилось это в зимнюю навигацию 1915–1916 г. Появление его не было случайным, можно даже сказать, что он запоздал на год, так как еще по портостроительной программе 1912 г.,

Из книги автора

Первый прототип МиГ-29 («изделие 9-12») Прототип «изделия 9-12» был построен на опытно-экспериментальном заводе ОКБ, в Жуковский самолет перевезен автотранспортом под охраной КГБ и ГАИ. Первый полет на самолете 6 октября 1977 г. выполнил старший летчик-испытатель ОКБ А.В.

Из книги автора

ВТ-11 (Прототип И-5) В 1928 году Сталин стал политическим преемником Ленина, умершего 21 января 1924 года. Он выдвинул свою программу развития и индустриализации СССР и установил тоталитарный контроль над страной, под лозунгом ведущей роли Коммунистической Партии.В 1927 году

Из книги автора

Прототип ЦКБ-3 В ходе первой пятилетки, тяжелая промышленность в Советском Союзе была модернизирована, а вернее сказать создана заново и продолжала удивлять мир своим бурным ростом. За счет промышленного скачка в 1931 году уровень производства достиг показателей 1913 года.

Несмотря на то что по представлениям большинства людей Илья муромец является исключительно сказочно былинным персонажем — на самом деле это может быть совсем не так. Людям, заинтересовавшимся его историей известно, что у этого персонажа возможно есть вполне реальный прототип, известный не только на просторах старой Руси.

Немного цифр

После некоторых расследований выяснилось что самого Илью Муромца впервые упоминают приблизительно в 1570 годах. Староста одного из старинных городов в своем письме писал о нем, как о человеке, защитнике земель Руси. По мнению старца, очень не хватало таких богатырей старой России в то сложное и тяжелое время.

Следы в европейском эпосе

У европейских народов также то тут, то там мелькают сведения и рассказы, в которых задействованы похожие персонажи из России. Историки часто приходят к выводу что эти рассказы сложены на реальных фактах, что означает что человек прототип Ильи Муромца был реален. О его личности было упомянуто польскими людьми, путешественником из Австралии и в эпосе древних германцев.

О монашестве

Также упоминания об Илье муромце встречаются среди изданий одного из живущих в давнее время монахов. В его книгах Илья муромец описан как святой. Именно благодаря своему желанию безвозмездно и от всей души помогать Российской земле его и причислили к этому образу.

Илья муромец своей жизни также прибегал к монашескому существованию. Известно что Илья подался в монахи уже на заре своей жизни. Его монашеская жизнь началась после завершения им его образа жизни как богатыря спасителя. Но у церковных историков в работах Илья муромец никому не встречался кроме одного монаха упомянувшего его в своих изданиях.

Причина почему у церковных историков позже Илья муромец не встречался

Среди церковных историков почти никто не упоминает Илью муромца по той причине, что все свои подвиги он совершил, еще будучи в миру. Монашеская же его жизнь прошла тихо спокойно и незаметно. В советское время, когда религия не приветствовалась. Подвиги Ильи Муромца подавались без всякой связи с церковью и религией и корни его личности в этой сфере искать даже не пытались.

Новые исследования

Однако в 1988 году были проведены тщательные исследования, которые смогли подтвердить, что скорее всего, Илья Муромец был в Киево-Печерской лавре. А также были найдены доказательства что монах из этого монастыря является одной и той же личностью что и Илья Муромец.

Мощи, находящиеся в этом монастыре, принадлежат примерно тому же времени, когда предположительно жил Иль Муромец. Они очень подходят этому персонажу по возрасту и есть немало совпадений которые говорят о том, что это останки именно этого героя.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод что герой прототип Ильи муромца, скорее всего, был реальным человеком которых жил в определенный период истории. Тот факт что многие люди, изучающие фольклор, приходят к мнению что образ Ильи муромца это фигура собирательная на сегодняшний день подвергается большим сомнениям.

Илья Муромец

Мифология:

Славянская

Происхождение:

Крестьянского происхождения, село Карачарово под Муромом

Упоминания:

«Обретение силы Ильёй Муромцем»; «Илья Муромец и Святогор»; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Илья Муромец и Идолище»; «»; «Илья Муромец и Жидовин» и др.

Иван Тимофеевич

Ефросинья Яковлевна

Златыгорка (баба Горынинка)

Сын - Сокольник (или дочь поляница в другом варианте)

Связанные персонажи:

Племянник Ермак, Святогор, Добрыня Никитич

Исторический прототип

Илия Печерский

Илейко Муромец

Сенсационные исследования

Муром или Моровск

Подвиги русского Геракла

Словесность

Изобразительное искусство

Компьютерные игры

Илья Муромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана ) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец. Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце.

По предположению некоторых историков Российской Империи его малой родиной могло быть не село Карачарово под Муромом, а селение Карачев, возле города Моровийска на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого района, Черниговской области Украины), что ведёт из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илиёй Печёрским. Особую популярность эта версия получила в трудах современных украинских историков.

Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец

По данным С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15 из них (№ 1-15 по составленному Азбелевым указателю).

  • Обретение силы Ильёй Муромцем(Исцеление Ильи Муромца)
  • Илья Муромец и Святогор
  • Илья Муромец и Соловей-разбойник
  • Илья Муромец и Идолище
  • Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром
  • Илья Муромец и голи кабацкие (редко существует в виде отдельного сюжета, обычно прикрепляется к сюжетам о ссоре с Владимиром)
  • Я иду служить за веру христианскую,

    И за землю русскую,

    Да и за стольный Киев град,

    За вдов, за сирот, за бедных людей

    И за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксию,

    А для собаки-то князя Владимира

    Да не вышел бы я вон из погреба.

  • Илья Муромец на Соколе-корабле
  • Илья Муромец и разбойники
  • Три поездки Ильи Муромца
  • Илья Муромец и Батый-царь
  • Илья Муромец и Жидовин
  • Илья Муромец и Тугарин (о жене Ильи Муромца)
  • Илья Муромец и Сокольник
  • Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  • Камское побоище
  • Илья Муромец и Калин-царь
  • Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
  • Илья Муромец и Алеша Попович

По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.

Былинная биография Ильи Муромца

Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).

Согласно былине Исцеление Илья Муромца этот богатырь до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они - во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что «калики» - это Христос с двумя апостолами. Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

Фольклор за пределами Русского Севера

Лишь немногие былинные сюжеты с именем Ильи Муромца известны за пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты:

  • Илья Муромец и Соловей-разбойник;
  • Илья Муромец и разбойники;
  • Илья Муромец на Соколе-корабле
  • Илья Муромец и сын.

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества.

Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются. Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.

Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским.

Исторический прототип

Илия Печерский

Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря (1) января.

Теория тождества былинного богатыря с иноком - Чобитько, Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.

Русские летописи не упоминают его имени. После чудесного исцеления, переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина. Часть мощей Ильи - Средний палец левой руки, находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

Илейко Муромец

В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) - самозванец Лжепётр времён Смутного времени, казнённый в 1607 году. По мнению учёных, в частности русского историка Иловайского, выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина. Б. М. Соколов писал, что существенным фактом крестьянской переработки былин явилось превращение Ильи Муравленина из Муровийска и города Карачева на Черниговщине в крестьянского сына Илью Муромца и село Карачарово под Муромом.

Сенсационные исследования

В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощейПреподобного Ильи Муромца . Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста - 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.Более того, на костях Ильи ученые обнаружили следы многих битв - множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.

Но больше всего ученых поразило другое: они утверждают, что, в полном согласии с народными преданиями, Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание - туберкулез костей или полиомиелит. Это и стало причиной паралича ног.

Родился Илья Муромец примерно между 1150 и 1165 гг. А погиб он в возрасте около 40–55 лет, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., когда Печерская лавра была разгромлена союзными Рюрику половцами. Причиной смерти послужил, видимо, удар острого орудия (копья или меча) в грудь.

Проклятие и чудесное исцеление

В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род - все мальчики будут рождаться калеками.

Через 10 лет родился Илья , и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой.

Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Настал день, который круто и навсегда изменил его жизнь. В дом вошли вещие старцы - калики перехожие (нищие странники), и попросили мальчика подать воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу, которая прозвучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги…

Что это? Чудесное исцеление? Возможно. Но как странные гости сумели исцелить, казалось бы, безнадежно больного? На этот счет существуют разные предположения. Например, что странники были волхвами и магами и знали секреты древних заговоров.

А другие ученые предпогагают, что это был случай самоисцеления , объяснить который наука пока не в состоянии…

Как бы то ни было, Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась. Более того, по их заключению, после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.

Муром или Моровск

По поводу места рождения Ильи также существуют разные версии. Самая распространенная - что происходит он из деревни Карачарово , близ города Мурома . Эта деревня, расположенная на берегу Оки, существует и сегодня.

Но некоторые исследователи утверждают, что Илья родился недалеко от Киева - в Моровске (Моровийске) под Черниговом , который в древности назывался Муромском. Поскольку в преданиях говорится, что до Киева Илья добрался очень быстро, за один день (что вряд ли возможно в случае города Мурома, который находится примерно в 1500 км от Киева), эта версия очень правдоподобна.Да, но ведь согласно былинам, Илья происходил из села Карачарово? Оказывается, недалеко от Чернигова был древний город Карачев . Более того, недалеко от Карачева протекает река Смородинная , а на берегу её находится древнее село Девятидубье . Местные старожилы указывают на то место, где будто бы было расположено гнездо Соловья-разбойника . И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который по преданию, сохранился от девяти дубов.

Подвиги русского Геракла

После чудесного исцеления Илья Муромец , как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг - победа над Соловьем-разбойником .

Исследователи считают, что Соловей-разбойник - не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению).В дальнейшем Илья Муромец совершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на который Илья Муромец изображен в центре - как самый сильный и могучий.

В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич - часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века - Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович - в 13 веке, а Илья - в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются. Вопреки легендам, Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу , защищая Русь от половцев.

Но если это действительно так, и Илья Муромец - историческая личность, то почему о нем нет ни слова в летописях? Во-первых, от тех времен сохранилось не так много письменных источников, что вполне естественно, если вспомнить, какую бурную историю пережила Русь. Орды завоевателей не раз сжигали и полностью разрушали города. В одном из пожаров однажды сгорели и книги Печерской Лавры.

А во-вторых, существуют упоминания в зарубежных источниках. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на более ранних сказаниях, упоминается великий богатырь Илья Русский .Легенда говорит о том, что в одном в жестоком сражении Илья чуть не погиб, но чудом остался жив и дал обет удалиться в монастырь, посвятить себя Богу и больше никогда не брать в руки меч. Илья пришел к стенам Лавры, снял с себя все воинские доспехи, но не смог бросить меч и взял его с собой. Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах.

Но однажды враги подступили к стенам монастыря, и Илья своими глазами увидел гибель настоятеля Лавры, сраженного смертельным ударом. И тогда Илья, несмотря на обет, снова взял в руки меч. Но почувствовал, что ноги снова отказываются ему служить. Он еще успел заслониться рукой от смертельного удара копьем, но силы уже покидали его…

Так ли это было на самом деле? Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем. Но несомненно одно: ученые установили, что Илья действительно погиб в результате удара копьем в грудь и что он, видимо, пытался остановить копье на лету, и это немного ослабило удар. Но полученная рана так и не зажила и в конце концов стала причиной гибели Муромца.

Илья Муромец в русской культуре

Памятники

  • В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В. М. Клыкова
  • В 2012 году в Адмиральском сквере города Владивостока был установлен памятник святому Илье Муромцу скульптора Зинича. Памятник является подарком группы компаний «Стимэкс» и общественности г. Красноярска городу Владивостоку.

Объекты, названные в честь Ильи Муромца

Географические объекты

  • Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец.
  • В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец - ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.

Организации

  • Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»
  • Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог - Илья Муромец»

Техника

  • Илья Муромец - фрегат Российского императорского флота.
  • В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским.
  • «Илья Муромец» - один из бронетракторов Гулькевича.
  • Илья Муромец - бронеавтомобиль
  • Илья Муромец - русский и советский ледокольный пароход 1915 года постройки
  • Имя «Илья Муромец» носил красный бронепоезд в Гражданскую войну
  • Илья Муромец - лёгкий бронепоезд Донской армии Белого движения в Гражданскую войну.
  • «Илья Муромец» - один из танков КС
  • Илья Муромец - советский бронепоезд в Великую Отечественную войну. Его бронепаровоз в настоящий момент установлен в качестве памятника в городе Муроме.
  • В 1958 году был введён в эксплуатацию круизный теплоход «Илья Муромец»
  • Илья Муромец - советский портовый ледокол 1965 года постройки, головное судно проекта 97К
  • «Илья Муромец» - советский стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 06

Словесность

Художественная литература

  • «Гистория об Илье Муромце» - рукописная народная книга XVIII века
  • Илья Муромец - незавершенная поэма («богатырская сказка») Н. М. Карамзина
  • «Илья Муромец» - баллада А. К. Толстого
  • Ян Райнис написал трагедию «Илья Муромец» (1922)
  • Илья Муромец - персонаж рассказа Василия Шукшина «До третьих петухов».
  • Илья Муромец - главный герой одноименного романа Ивана Кошкина.
  • Илья - центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр», имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах, а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.
  • Илья сын Иванов - один из главных героев исторического романа Девятный Спас Анатолия Брусникина. В произведении угадываются образы других сказочных персонажей: Дмитрий Никитин, Алексей Попов, Василиса.

Современный фольклор

  • В современном русском фольклоре Илья Муромец является героем небольшого цикла анекдотов (обычно вместе с Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем).

Изобразительное искусство

Живопись

  • Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри», под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье».
  • «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» - картина В. П. Верещагина
  • Илья Муромец - картина Николая Рериха
  • «Илья Муромец освобождает узников», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» - картины Константина Васильева

Иллюстрации

  • К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и жена Святогора».

Гравюры

  • Есть лубочные картины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец».

Пластика

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - композиция из фарфора скульптора С. М. Орлова

Музыка

Оперы

  • Катерино Кавос написал оперу «Илья-богатырь» на либретто Ивана Крылова.
  • В опере-фарсе композитора Александра Бородина «Богатыри» есть роль Ильи Муромца.
  • Композитор Леонид Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри»
  • Илья Муромец - персонаж оперы Михаила Иванова «Забава Путятишна».
  • «Илья Муромец» - опера Валентины Серовой
  • Опера «Илья Муромец» композитора Бориса Феоктистова.

Симфонические произведения

  • В 1909-11 композитор Рейнгольд Глиэр создал 3-ю симфонию под названием «Илья Муромец».

Хоровая музыка

  • В 2011 году композитор Андрей Микита написал «Славословие преподобному Илие Муромскому» для смешанного хора, солистов и трёх детских голосов.

Массовая музыка

  • У группы «Сектор газа» есть песня «Илья Муромец»
  • У группы Сектор Газовой Атаки есть альбом «Рок-былина Илья Муромец»

Театр

  • Спектакль «Илья Муромец, крестьянский сын» Театра кукол им. С. В. Образцова (1951).
  • Илья Муромец - один из персонажей русского райка

Фильмы

  • В 1956 году по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят игровой фильм «Илья Муромец». Режиссёр Александр Птушко, исполнитель главной роли - Борис Андреев.
  • Образ Ильи Муромца был использован в фильме «Этот негодяй Сидоров» (1984).
  • В 1975-1978 была снята дилогия мультфильмов «Илья Муромец (Пролог)» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  • В конце 2007 года вышел мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник», в 2010 - Три богатыря и Шамаханская царица, главным героем которого также является Илья. В первом из них рассказывается о том, как лукавый киевский князь и Илья Муромец отправились выручать коня Ильи и казну, украденную Соловьём, который сбежал в земли византийские, в город Царьград, где правил император Василевс. Во втором мультфильме богатыри во главе с Ильей спасают князя от чар коварной Шамаханской царицы.
  • В 2010 году вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве», где Илью Муромца сыграл Станислав Дужников.
  • В 2011 году в прокат вышел фильм «Реальная сказка», где Илью Муромца сыграл Алексей Дмитриев.

Компьютерные игры

  • В конце 2008 года вышла компьютерная приключенческая игра «Три богатыря. Первая серия», в которой Илья представлен наряду с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем. По сюжету игры богатырям предстоит сразиться с бесчинствующими на Руси разбойниками и в финале одолеть их главу - Соловья-разбойника. Причём финальный бой с Соловьём Илья ведёт один на один.
  • В игре по одноименному мультфильму Илья Муромец отправляется по следам Соловья - Разбойника, в некоторых миссиях с ним в компании будет киевский князь. Им предстоит поговорить с Алешей Поповичем, его помощником Еремеем, Кащеем Бессмертным, Бабой Ягой и другими.
  • В игре Mechwarrior Online, один из варинтов боевого робота Cataphract имеет имя Илья Муромец (Ilya Muromets)

Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.

Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).

Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о помощи и заступничестве.

Образ богатыря - рождение, призвание былинного героя

(В. Васнецов "Богатырский скок" 1914г )

Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.

В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.

Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.

Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.

Славные подвиги русского богатыря

(Кадр из фильма "Илья Муромец" 1956г )

Описанные в былинах подвиги русских богатырей, какими бы фантастическими и удивительными они не были, имеют под собой реальную основу, потому что они все равно перекликаются с реальными событиями, имевшими место в настоящей жизни, немного приукрашенные и с добавлением толики вымысла и фантазии, сочинивших их людей.

Одни из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской земли.

Также известны и другие подвиги знаменитого русского богатыря, которого почитал и прославлял русский народ за всего славные деяния во благо Отчизны, это его победа над Идолищем Поганым (скорее всего это собирательный образ всех кочевников, нападавших на русские земли), борьба с Бабкой-Горынкой, Жидовином, разными разбойниками и лихими людьми.

(Борис Федорович Андреев - народный артист СССР в роли Ильи Муромца )

И хотя Илья Муромец по утверждениям былинных сказителей никогда не терпел поражений и всегда побеждал в бою, он никогда этим не гордился и не выставлял себя напоказ, а побежденных врагов миловал и даже отпускал на все четыре стороны.

Получив в одном из сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Об этой стороне его жизни известно не многое, скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения половцев). Был он похоронен с особыми почестями на территории Софийского собора, в те времена бывшей главной усыпальницей великих русских князей. Позже его останки перезахоронили в одной из пещер Лавры, где его нетленные мощи хранятся и по сей день.