Живой организм и его свойства. Тест Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения. Уровни организации живой природы

Современная наука делит всю природу на живую и неживую. На первый взгляд, это деление может показаться простым, но иногда довольно трудно решить, является ли определенный действительно живым или нет. Всем известно, что основные свойства, признаки живого - это рост и размножение. Большинство ученых используют семь жизненных процессов или признаков живых организмов, которые отличают их от неживой природы.

Что характерно для всех живых существ

Все живые существа:

  • Состоят из клеток.
  • Имеют разные уровни клеточной организации. Ткань - группа клеток, выполняющих общую функцию. Орган - группа тканей, выполняющих общую функцию. Система органов - группа органов, выполняющих общую функцию. Организм - любое живое существо в комплексе.
  • Используют энергию Земли и Солнца, которая им необходима для жизни и роста.
  • Реагируют на окружающую среду. Поведение - это сложный комплекс реакций.
  • Растут. Деление клеток - это упорядоченное образование новых клеток, которые растут до определенного размера, а затем делятся.
  • Размножаются. Размножение не играет существенной роли для выживания отдельных организмов, но оно важно для выживания всего вида. Все живые существа размножаются одним из следующих способов: бесполое (производство потомства без использования гамет), половое (производство потомства путем соединения половых клеток).
  • Адаптируются и приспосабливаются к условиям окружающей среды.

Основные признаки живых организмов

  • Движение. Все живое может двигаться и менять свое положение. Это более очевидно на примере животных, которые умеют ходить и бегать, и менее очевидно у растений, части которых могут двигаться, чтобы отследить движение солнца. Иногда движение может быть настолько медленным, что его очень трудно увидеть.

  • Дыхание - это химическая реакция, которая происходит внутри клетки. Это процесс высвобождения энергии из пищевых веществ во всех живых клетках.
  • Чувствительность - способность обнаруживать изменения в окружающей среде. Все живые существа способны реагировать на такие раздражители, как свет, температура, вода, гравитация и так далее.

  • Рост. Все живые существа растут. Постоянное увеличение количества клеток и размеров тела называется ростом.
  • Размножение - способность воспроизводить и передавать генетическую информацию своему потомству.

  • Экскреция - избавление от отходов и токсинов. В результате многих химических реакций, протекающих в клетках, необходимо избавляться от продуктов обмена, которые могут отравить клетки.
  • Питание - потребление и использование питательных веществ (белки, углеводы и жиры), необходимых для роста, восстановления тканей и получения энергии. У разных видов живых существ это происходит по-разному.

Все живые существа состоят из клеток

Каковы основные признаки Первым из того, что делает живые организмы уникальными, является то, что все они состоят из клеток, которые считаются строительными блоками жизни. Клетки удивительны, несмотря на свой небольшой размер, они могут работать вместе, формируя такие большие структуры тела, как ткани и органы. Клетки также являются специализированными - например, клетки печени находятся в одноименном органе, а клетки мозга функционируют только в голове.

Некоторые организмы сделаны из всего лишь одной клетки, например, многие бактерии, в то время как другие состоят из триллионов клеток, например, человек. являются очень сложными существами, имеющими невероятную клеточную организацию. Эта организация начинает свой путь с ДНК и простирается на весь организм.

Размножение

Основные признаки живого (биология описывает это даже в школьном курсе) включают в себя также такое понятие, как размножение. Каким образом все живые организмы попадают на Землю? Они появляются не из воздуха, а путем размножения. Существует два основных способа производства потомства. Первое - это известное всем половое размножение. Это когда организмы производят потомство путем объединения своих гамет. Люди и многие животные попадают в эту категорию.

Другим типом размножения является бесполое: организмы производят потомство без гаметы. В отличие от полового размножения, где потомство имеет разный генетический состав, не такой, как у любого из родителей, бесполый способ дает потомство, генетически идентичное своему родителю.

Рост и развитие

Основные признаки живого предполагают также рост и развитие. Когда потомство появляется на свет, оно не остается таким навсегда. Отличным примером может стать сам человек. В процессе роста люди меняются, и чем больше времени проходит, тем сильнее эти отличия заметны. Если сравнить взрослого человека и малыша, которым он когда-то пришел в этот мир, то различия просто колоссальные. Организмы растут и развиваются на протяжении всей жизни, но эти два термина (рост и развитие) не означают одно и тоже.

Рост - это когда меняется размер, от маленького к большому. Например, с возрастом растут все органы живого организма: пальцы, глаза, сердце и так далее. Развитие подразумевает возможность изменения или трансформации. Этот процесс начинается еще до рождения, когда появляетсясь первая клетка.

Энергия

Рост, развитие, клеточные процессы и даже размножение могут происходить только в том случае, если живые организмы принимают и могут использовать энергию, что также входит в основные признаки живого существа. Все жизненные энергии, в конечном счете, идут от солнца, и эта сила дает энергию всему на Земле. Многие живые организмы, такие как растения и некоторые водоросли, используют солнце, чтобы произвести свои собственные продукты питания.

Процесс преобразования солнечного света в химическую энергию называется фотосинтезом, а организмы, которые могут его производить, называются автотрофами. Тем не менее, многие организмы не могут создавать себе пищу самостоятельно, и поэтому им приходится питаться другими живыми организмами для получения энергии и питательных веществ. Организмы, которые питаются другими организмами, называются гетеротрофами.

Ответная реакция

Перечисляя основные признаки живой природы, важно отметить тот факт, что всем живым организмам присуща способность реагировать определенным образом на различные стимулы окружающей среды. Это означает, что любые изменения в окружающей среде запускают определенные реакции в организме. Например, такое как венерина мухоловка, захлопнет свои кровожадные лепестки довольно быстро, если туда приземлится ничего не подозревающая муха. Если есть такая возможность, черепаха выйдет погреться на солнышке, а не останется в тени. Когда человек слышит урчание у себя в животе, то он пойдет к холодильнику, чтобы сделать бутерброд, и так далее.

Раздражители могут быть внешними (вне организма человека) или внутренними (внутри тела), и они помогают живым организмам сохранять равновесие. Они представлены в виде различных органов чувств в организме, таких как: зрение, вкус, обоняние и осязание. Скорость реагирования может варьироваться в зависимости от организма.

Гомеостаз

Основные признаки живых организмов включают в себя регуляцию которая называется гомеостазом. Например, регуляция температуры очень важна для всех живых существ, потому что температура тела влияет на такой важный процесс, как метаболизм. Когда телу становится слишком холодно, эти процессы замедляются, и организм может погибнуть. Противоположное происходит, если организм перегревается, процессы ускоряются, и все это приводит к тем же губительным последствиям.

Что общего имеют живые существа? Они должны иметь все основные признаки живого организма. Например, облако может увеличиваться в размерах и перемещаться из одного места в другое, но это не живой организм, так как оно не обладает всеми приведенными выше характеристиками.

Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.

Пример:

в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более \(90\) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).

2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем) . Все живые организмы представляют собой «открытые системы».

Открытость системы - свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).

Обмен веществ - совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.

Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии - света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) - способность живых систем воспроизводить себе подобных. Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) - поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост . Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).

  • В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
  • Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле. Под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.

7. Раздражимость - способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.

  • Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
  • Наследственность - способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.

9. Способность к адаптациям - в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность) . Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.

Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц - клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.

Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.

Пример:

для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.

Пример:

для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.

Вариант 1.

1) организменном 2) молекулярно-генетическом

1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биосферном

1) клеточный 2)биогеоценотический 3)биосферный 4) популяционно-видовой

1)популяционно-видовом 2)биосферном 3) биогеоценотическом 4) организменном

1)молекулярно-генетическом 2)биосферном 3) тканевом 4) организменном

1)раздражимостью 2)саморегуляцией 3) дифференцировкой 4) онтогенезом

1)клеточное строение 2)способность к фотосинтезу

1)наследственность 2)самовоспроизведение 3) изменчивость 4) саморегуляция

9.

1) микроскопирования 2) центрифугирования 3) окрашивания 4) сканирования

10.

1) культуры клеток 2) микроскопирования 3) центрифугирования 4) генной инженерии

2) клеточное строение 5) неклеточное строение

3) размножение 6) саморегуляция

1) пшеничное поле 4) караси в озере

3)бактерии в кишечнике одного человека

1)с участием молекул ДНК

2)в результате фотосинтеза 5)с участием молекул углекислого газа

1) генеалогический 4) метод меченых атомов

3)цитогенетический анализ 6) гибридологический

Установите соответствие

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

Е) дробление зиготы

1) организменный

2) молекулярно-генетический

3) органоидно-клеточный

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

Е) заболачивание пруда

1) организменный

2) популяционно-видовой

Характеристика живого

Свойства живого

2) обмен веществ и энергии.

ПРОЦЕСС

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

А) движение пластид

Б) матричный синтез РНК

В) фотосинтез

Г) деление клетки

Д) плазмолиз и деплазмолиз

1) световая микроскопия

2) метод меченых атомов

А) молекулярно-генетический

Б) клеточный

В) биогеоценотический

Г) видовой

Д) популяционный

Е) организменный

Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.

Вариант 2.

Выберите один ответ из четырех

1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биоценотическом

1)биосфера 2)биогеоценоз 3) популяция 4) клетка

1) организменном 2) популяционно-видовом 3) клеточном 4) молекулярном

1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном

1)движение 2)саморегуляция 3) наследственность 4) филогенез

1)наследственность 2)раздражимость 3) размножение 4) развитие

1)изменчивость 2)размножение 3) развитие 4) наследственность

9.

1) окрашивание 2) центрифугирование 3) микроскопия 4) химический анализ

10.

1) микробиологического синтеза 2) генной инженерии 3) клеточной инженерии 4) биохимии

Выберите три правильных ответа.

11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются

1)обмен веществ и энергии 4)рост и развитие

2)наследственность и изменчивость 5)неклеточное строение

12. Биосистемы надорганизменного уровня это

1) еловый лес 4) сорняки на одной грядке

3) бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне

1)элементарный 4)организменный

2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой

3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)

14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят

1)с участием молекул ДНК 4) в митохондриях

2) в результате дыхания 5) с образованием молекул углекислого газа

3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки

1)генная инженерия 4) метод меченых атомов

2)микроскопирование 5) центрифугирование

Установите соответствие

.

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

1) органоидно-клеточный

2) организменный

3) биогеоценотический (экосистемный)

Характеристика

Уровень организации

1) молекулярный;

2) организменный.

18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством.

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения.

ПРОЦЕСС

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

А) движение пластид

Б) матричный синтез РНК

В) фотосинтез

Г) деление клетки

Д) плазмолиз и деплазмолиз

1) световая микроскопия

2) метод меченых атомов

20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого

А) популяционный

Б) клеточный

В) биогеоценотический

Г) видовой

Д) молекулярно-генетический

Е) организменный

Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.

Вариант 1.

Выберите один ответ из четырех

1. Процесс трансляции изучают на уровне организации живого

1) организменном 2) молекулярно-генетическом 3) популяционно-видовом 4) биосферном

2. Реализация наследственной информации происходит на уровне

1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биосферном

3. Первым надорганизменным уровнем жизни считается

1) клеточный 2)биогеоценотический 3)биосферный 4) популяционно-видовой

4. Исторически сложившееся устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящееся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы, литосферы, изучают на уровне организации живого

1)популяционно-видовом 2)биосферном 3) биогеоценотическом 4) организменном

5. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне организации живого

1)молекулярно-генетическом 2)биосферном 3) тканевом 4) организменном

6. Способность живых организмов избирательно реагировать на внешнее воздействия специфическими реакциями называют

1)раздражимостью 2)саморегуляцией 3) дифференцировкой 4) онтогенезом

7. Все живые организмы объединяет

1)клеточное строение 2)способность к фотосинтезу

3) наличие ядра в клетке 4) способность к движению

8.Способность живых организмов образовывать себе подобные организмы называется

1)наследственность 2)самовоспроизведение 3) изменчивость 4) саморегуляция

9. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода

1) микроскопирования 2) центрифугирования 3) окрашивания 4) сканирования

10. Выращивание тканей вне организма - пример метода

1) культуры клеток 2) микроскопирования 3) центрифугирования 4) генной инженерии

Выберите три правильных ответа.

11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются

1) участие в круговороте веществ 4) изменение свойств под воздействием среды

2) клеточное строение 5) неклеточное строение

3) размножение 6) саморегуляция

12. Биосистемы надорганизменного уровня это

1) пшеничное поле 4) караси в озере

2) митохондрия 5)световые и теневые листья на одном кусте сирени

3)бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне

13. Плесневый гриб мукор имеет уровни организации

1)элементарный 4)организменный

2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой

3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)

14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят

1)с участием молекул ДНК 4)в хлоропластах зелёных растений

2)в результате фотосинтеза 5)с участием молекул углекислого газа

3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки

15. Какие методы используют для изучения наследственности и изменчивости

1) генеалогический 4) метод меченых атомов

2)микроскопирование 5) центрифугирование

3)цитогенетический анализ 6) гибридологический

Установите соответствие

16. Установите соответствие между примерами самовоспроизведения и уровнями биосистем 121313

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) размножение смородины отводками

Б) редупликация (самоудвоение) ДНК

В) почкование пресноводной гидры

Г) самосборка митохондрий и хлоропластов

Д) образование спор у гриба мукора

Е) дробление зиготы

1) организменный

2) молекулярно-генетический

3) органоидно-клеточный

17. Установите соответствие между примерами саморазвития и уровнями биосистем 121323

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) развитие наружных жабр у головастика

Б) появление подвидов у белки обыкновенной

В) превращение гусеницы в бабочку

Г) появление лишайников на голых скалах

Д) гибель самцов уток во время зимовки

Е) заболачивание пруда

1) организменный

2) популяционно-видовой

3) биогеоценотический (экосистемный)

18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством. 211221

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения. 12211

ПРОЦЕСС

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

А) движение пластид

Б) матричный синтез РНК

В) фотосинтез

Г) деление клетки

Д) плазмолиз и деплазмолиз

1) световая микроскопия

2) метод меченых атомов

20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого АБЕДГВ

А) молекулярно-генетический

Б) клеточный

В) биогеоценотический

Г) видовой

Д) популяционный

Е) организменный

Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.

Вариант 2.

Выберите один ответ из четырех

1. Процесс транскрипции изучают на уровне организации живого

1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биоценотическом

2. Внутривидовые отношения изучают на уровне организации живого

1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном

3. Элементарной системой, в которой возможно проявление всех закономерностей, характеризующих жизнь, является

1)биосфера 2)биогеоценоз 3) популяция 4) клетка

4. Генные мутации происходят на уровне организации живого

1) организменном 2) популяционно-видовом 3) клеточном 4) молекулярном

5. Межвидовые отношения изучают на уровне организации живого

1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном

6. Сохранение постоянства внутренней среды организма при изменении внешних условий среды называется

1)движение 2)саморегуляция 3) наследственность 4) филогенез

7. Необратимое направленное закономерное изменение объектов живой природы называется

1)наследственность 2)раздражимость 3) размножение 4) развитие

8. Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям называется

1)изменчивость 2)размножение 3) развитие 4) наследственность

9. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки

1) окрашивание 2) центрифугирование 3) микроскопия 4) химический анализ

10. Исследования, связанные с пересадкой гена бактерий, способствующего усвоению азота из атмосферного воздуха, в генотип злаков, проводятся в области

1) микробиологического синтеза 2) генной инженерии 3) клеточной инженерии 4) биохимии

Выберите три правильных ответа.

11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются

1)обмен веществ и энергии 4)рост и развитие

2)наследственность и изменчивость 5)неклеточное строение

3)изменение размеров под воздействием среды 6)участие в круговороте веществ

12. Биосистемы надорганизменного уровня это

1) еловый лес 4) сорняки на одной грядке

2) хлоропласт 5)световые и теневые листья на одной березе

3) бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне

13. Эвглена зеленая имеет уровни организации

1)элементарный 4)организменный

2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой

3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)

14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят

1)с участием молекул ДНК 4) в митохондриях

2) в результате дыхания 5) с образованием молекул углекислого газа

3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки

15. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки

1)генная инженерия 4) метод меченых атомов

2)микроскопирование 5) центрифугирование

3)цитогенетический анализ 6) гибридизация

Установите соответствие

16. Установите соответствие между примерами саморегуляции и уровнями биосистем . 321123

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) зависимость высоты травостоя от осадков

Б) рефлекторная секреция желудочного сока

В) поддержание постоянства состава цитоплазмы

Г) избирательная проницаемость плазмалеммы

Д) увеличение жизненной емкости легких

Е) снижение численности травоядных насекомых

1) органоидно-клеточный

2) организменный

3) биогеоценотический (экосистемный)

17. Установите соответствие между характеристикой и уровнем организации, к которому она относится. 122112

Характеристика

Уровень организации

А) состоит из биологических макромолекул.

Б) элементарной единицей уровня служит особь.

В) возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.

Г) с этого уровня начинаются процессы передачи наследственной информации.

Д) с этого уровня начинаются процессы обмена веществ и энергии.

Е) особь рассматривается от момента зарождения до момента прекращения существования.

1) молекулярный;

2) организменный.

18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством. 211221

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения. 12211

ПРОЦЕСС

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

А) движение пластид

Б) матричный синтез РНК

В) фотосинтез

Г) деление клетки

Д) плазмолиз и деплазмолиз

1) световая микроскопия

2) метод меченых атомов

20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого ДБЕАГВ

А) популяционный

Б) клеточный

В) биогеоценотический

Г) видовой

Д) молекулярно-генетический

Е) организменный

Понятие биосистемы. По современным представлениям, живая материя существует в форме живых систем — биосистем . Вспомним, что системой называют целостное образование, созданное множеством закономерно связанных друг с другом элементов, выполняющих особые функции.

Живыми системами, или биосистемами, являются клетки и организмы, виды и популяции, биогеоценозы и биосфера (всеобщая, глобальная биосистема). В этих разных по сложности биосистемах жизнь проявляется целым рядом общих свойств живой материи.

Свойства жизни. В биологии с давних пор свойства живого традиционно рассматриваются на примере таких биосистем, как организм.

Все живые существа (как одноклеточные, так и многоклеточные) обладают следующими отличительными свойствами: обменом веществ, раздражимостью, подвижностью, способностью к росту и развитию, размножением (самовоспроизведением), передачей свойств от поколения к поколению, упорядоченностью в структуре и функциях, целостностью и дискретностью (обособленностью), энергозависимостью от внешней среды. Живым существам также свойственна специфичность взаимоотношений между собой и со средой, что обеспечивает им подвижное равновесие (динамическую устойчивость) существования в природе. Эти свойства считаются универсальными, так как характерны для всех организмов. Некоторые из названных свойств также могут быть и в неживой природе, однако все вместе они характерны только для живого. Охарактеризуем кратко эти свойства.

Единство химического состава. Живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и тела неживой природы, однако соотношение этих элементов характерно только для живого. В живых системах около 98 % химического состава приходится на четыре химических элемента (углерод, кислород, азот и водород ), входящие в состав органических веществ, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70—85 %).

Единство структурной организации. Единицей строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития является клетка . Вне клетки жизнь не обнаружена.

Обмен веществ и энергии — это совокупность химических реакций, обеспечивающих поступление в организм из внешней среды энергии и химических соединений, их превращения в организме и удаление из организма в окружающую среду в виде преобразованной энергии и продуктов жизнедеятельности. Обмен веществ и поток энергии реализует связь организма с внешней средой, что является условием его жизни.

Размножение (самовоспроизведение) — это важнейшее свойство жизни, суть которого образно выразил еще Луи Пастер: «Все живое происходит только от живого». Жизнь, однажды возникнув путем самозарождения, с тех пор дает начало только живому. В основе этого свойства лежит уникальная способность к самовоспроизведению основных управляющих систем организма: хромосом, ДНК, генов. В этой связи наследственность как механизм самовоспроизведения является уникальным свойством только живых существ. Иногда воспроизведение живых организмов происходит с внесением изменений, возникших путем мутаций. Такие изменения, обусловливающие появление изменчивости , могут дать некоторые отклонения от исходного состояния и разнообразие при размножении.

Способность к росту и развитию. Рост — это увеличение массы и размеров особи за счет приращения массы и числа клеток. Развитие — это необратимый, закономерно направленный процесс качественных изменений организма с момента его рождения до смерти. Различают индивидуальное развитие организмов, или онтогенез (греч. ontos — «сущее»; genesis — «происхождение»), и историческое развитие — эволюцию. Эволюция — это необратимое преобразование живой природы, сопровождающееся появлением новых видов, приспособленных к новым условиям внешней среды.

Наследственность — свойство живых организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями, а также обусловливать специфический характер индивидуального развития в определённых условиях внешней среды.

Это свойство осуществляется в процессе передачи материальных единиц наследственности — генов, ответственных за формирование признаков и свойств организма.

Изменчивость — свойство живых организмов существовать в различных формах. Изменчивость может реализоваться у отдельных организмов или клеток в ходе индивидуального развития или в пределах группы организмов в ряду поколений при половом или бесполом размножении.


Раздражимость — это специфические ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Отвечая на воздействие факторов среды активной реакцией раздражимости, организмы взаимодействуют со средой и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить. Проявления раздражимости могут быть разные: подвижность животных при добывании пищи, при защите от неблагоприятных условий, при опасности; ориентированные ростовые движения (тропизмы) у растений и грибов к свету, в поисках минерального питания и т. д.

Энергозависимость. Все организмы нуждаются в энергии для осуществления процессов жизнедеятельности, для движения, поддержания своей упорядоченности, для размножения. В большинстве случаев организмы для этого используют энергию Солнца: одни непосредственно — это автотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие — опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, это гетеротрофы (животные, грибы, бактерии и вирусы). На этом основании все живые системы считаются открытыми системами , устойчиво существующими в условиях непрерывного притока вещества и энергии из внешней среды и удаления части их после использования биосистемой во внешнюю среду.

Дискретность (лат. discretus — «разделенный», «обособленный») и целостность . Все организмы относительно обособлены друг от друга и представляют хорошо различаемые отдельные особи, популяции, виды и другие биосистемы. Дискретность — это прерывистость строения любой живой системы, то есть возможность её подразделения на отдельные составляющие. Целостность — это структурно-функциональное единство живой системы, отдельные элементы которой функционируют как единое целое.

Ритмичность — это периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений.

В основе ритмичности лежат биологические ритмы, которые могут иметь период, соответствующий солнечным суткам (24 ч), лунным суткам (12,4 или 24,8 ч), лунному месяцу (29,53 сут) и астрономическому году.

Организмы в процессе своего существования производят огромное по значимости средообразующее действие. Например, дождевые черви участвуют в образовании почвы и повышают ее плодородие; растения обогащают атмосферу кислородом, обеспечивают снегозадержание, регулируют уровень грунтовых вод, создают необходимые условия для своего существования и для поселения организмов других видов. Таким образом, живые существа зависят от среды, приспосабливаются к существованию в ней. В то же время сама среда изменяется благодаря жизнедеятельности организмов.

Живое характеризуется также определенными ритмами протекания процессов жизнедеятельности в зависимости от суточной и сезонной динамики изменений погодно-климатических условий на Земле.

Все эти критерии в их совокупности, характерные только для живой природы, позволяют четко отделить живое от неживого мира.

Уникальность жизни заключается в том, что она возникла на самой Земле в результате длительных геохимических превращений (этап химической эволюции в истории нашей планеты). Однажды возникнув, жизнь из примитивных одноклеточных живых существ в ходе длительного исторического развития (этап биологической эволюции) достигла высокой степени сложности и обрела удивительно большое разнообразие своих форм.

Таким образом, жизнь — это особая форма движения материи, выражающаяся в совокупном взаимодействии универсальных свойств организмов.

Как видим, в современное понимание жизни наряду с традиционными ее характеристиками (обмен веществ, рост, развитие, размножение, наследственность, раздражимость и др.) включаются и такие свойства, как упорядоченность, дискретность, динамическая устойчивость. При этом, характеризуя явление жизнь, следует учитывать ее разнообразие и многокачественность, поскольку она представлена на нашей планете биосистемами различной сложности — от молекулярного и клеточного уровней организации до надорганизменных (биогеоценотического и биосферного).