Примеры псевдонаук: алхимия и астрология. Алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука Алхимия и астрология

Основная проблема этой темы, вопрос о соотношении христианства, как официальной религии и алхимии. Алхимия становится своеобразным предшественником современной науки и рассматривается как сфера накопления знаний, по отношению к химическим наукам. Историки предприняли попытки расшифровать химические формулы и обнаружили, что замысловатые рецепты связаны чаще всего с солями свинца, и что они довольно просты. Отсюда можно вывести поверхностную цель алхимии, получение благородных металлов из неблагородных. Они хотели на основе свинца получить золото и серебро, эту цель они так и не смогли воплотить в реальность.

Алхимия зародилась ещё в античности, и пережила эпоху возрождения, то есть её время существования оказалось очень длительным, около 2000 лет. Если исходить из того, что они хотели получить лишь драгоценные металлы, то получается, что две тысячи лет они попросту "страдали фигней". Их постигали частые неудачи, случайные открытия, которые оказывались востребованы только наукой нового времени, и это было слабым утешением. Почему же алхимия тогда просуществовала так долго, и почему её на протяжении двух тысяч лет постигали неудачи? Их деятельность носила нематериальный характер, результат же всегда оценивается с реальной, материальной стороны, всё указывает на то, что она просто не имела права так долго существовать. Но факт есть факт, следовательно, было ещё что-то, что позволило преодолевать все неудачи, значит у алхимии несколько иной смысл, несколько иная цель. Попробуем найти этот смысл, и эту цель.

Там где алхимия работала с природными материалами, там она сильно напоминала магию. Но магия была неприемлема с точки зрения христианства, она рассматривалась как серьёзный противник. Так каким же образом христианская церковь терпела это явление столько времени, даже при этом позволяла своим деятелем увлекаться алхимией, когда могла с лёгкостью с нею разделаться, в виду её полной бесполезности. Следовательно, отношения между церковью и алхимией были куда сложнее. Чтобы понять алхимию надо отказаться от понимания её как стремления получить золото и серебро, это понимание алхимии - современный предрассудок. Основной целью алхимии, истинной целью, было получение философского камня. Само это словосочетание противоречиво, совмещение материального и нематериального, попытка соединить не соединимое. Желание получить такого рода продукт, который выступил бы универсальным инструментом, для осуществления любых химических превращений. Эта цель позволяет отнести алхимию к своего рода герметическому знанию, которое берёт свои начала ещё от эпохи античности, это такого рода науки как: алхимия, магия, мистика, астрономия. Герметическое знание оказывается тайным знанием, и главная тайна заключается в том, что всё в мире взаимосвязано, "всё может быть всем". Возможно, превращение любой вещи, в любую другую, но для этого необходимо понять процесс, и философский камень, является тем предметом, который и позволит понять этот процесс, это главная цель античности. Получение золота и серебра было необходимо лишь как яркое доказательство, того, что алхимики постигли тайну создания философского камня, то есть эти металлы выполняли лишь роль свидетельства.

Алхимики использовали множество материалов, создавали яды, лекарства, красители, множество инструментов. Происхождение слово алхимия до сих пор не известно. Ал - влияние арабского языка, здесь мнение практически не расходятся. Химия - некоторые утверждают, что это греческое слово "хьюмос" - почва, другие, что китайское слово "ким" - золото, и множество других совершенно противоположных взглядов, ясности в этом вопросе нет. После попытки расшифровать рецепты алхимиков выяснилось, что они работали с обычными материалами. Как только рецепты были преобразованы в привычные химические формулы, все таинственность улетучилась. Здесь будет уместно привести пример с дамасской сталью, на последней стадии, раскалённый до красна клинок, для охлаждения, должен пронзить тело молодого чёрного раба. Когда наши современники решили, что для этого просто необходима температура 36,6, и воспроизвели её в лабораторных условиях, то ничего не получилось, то есть момент таинственности устранить не удалось. Также и с алхимией, вроде когда формулы расшифровываются всё довольно просто, но на самом деле всё куда серьёзнее.

Что же такое философский камень? Сознание средневекового человека носило символический характер, все вещи и события воспринимались как знак чего-то большего. Философский камень, это тоже определённый знак, рассматривать философский камень как простую вещь нельзя, это символ божественного могущества. Значит его получение, это определённый религиозный процесс, восхождение к богу, постижение высшей мудрости. Получение философского камня, есть свидетельство божественного покровительства, получается, что преобразование металла в золото и серебро, было выполнимо лишь с помощью бога. Алхимия вследствие этого приобретает религиозный характер. Также как и иконопись, она не может подвергаться критике, поскольку это была изначально невыполнимая задача, отсутствие результата лишь подчёркивало важность цели.

Религиозное мировоззрение придерживалось позиций на получение высшего знания. Это позволяет выделить алхимию, как особый компонент античной культуры. Алхимия, это попытка соединить то, что постигается лишь умозрительно, и то, что можно пощупать. Секрет философского камня в соединении философии и камня. Этот факт попытки соединить материальное и нематериальное, очень важен для возникновения современной науки. Соединение экспериментальной деятельности с одной стороны и отвлечённой мыслительной деятельности с другой. На протяжении длительного времени эти явления существовали полностью обособленно, даже на протяжении средневековья. И только алхимия была исключением, современная наука есть продолжение алхимии.

Алхимическая мудрость была не для всех, это было закрытое сообщество, это значит, что приобщение к алхимии определялось особым ритуалом, контактом учителя и ученика, личностным контактом, особой атмосферой. Учебника по алхимии не было, слово не могло выразить это явление.

Действие в алхимических рецептах было сформулировано в повелительном наклонении, своя инициатива не допускалась. Алхимическая процедура это процедура, которая предполагала буквальное повторение действий учителя. Вопросы типа: "А почему так? А нельзя ли по-другому?", не допускались, правила должны были безукоризненно исполняться. Это было связано с тем, что после нашествия варваров осталось мало искусных ремесленников, и когда у них учились, не было времени на вопросы.

Слова в рамках рецепта можно разделить на 2-е группы, первая группа, это термины, которыми оперирует современная химия, вторая группа, это слова непонятные современному человеку, которые характеризируют продукты деятельности. Это продукты, это не просто химические вещества, это нечто большее, текст рецепта благодаря второй группе слов приобретает художественный характер. Это не чистое ремесло, и не чистое искусство, это сложный конгломерат разных составов, находящихся к друг другу в режиме своеобразного диалога, возможного лишь при объединительном начале, им выступает мировоззренческий фактор. Своего расцвета алхимия достигла в эпоху возрождения, это означает, что алхимия содержала в себе мощный культурный потенциал, который мог реализоваться в одну из эпох. И средневековую культуру, при всей её жёсткости, нельзя сводить лишь к религиозной составляющей. Это значит что достижение средневековой культуры, не замкнуты лишь на ней самой, они могут быть использованы, и используются другими культурами, современной культурой.

Символ золота имел цифровой аналог, это цифра 7. Она разлагает самым своеобразными способами, один из них это 4+3. Четвёрка это: 4-ре стороны света, каноническое евангелие, наследие античности. Три это: божественно тройственность, иногда оно может переходить в чётверку, либо благодаря деве Марии, либо фигуре дьявола. Три базовые цифры - 7, 4, 3. Происходит встреча античного наследия и христианского религиозного фактора. Алхимия - это место встречи логики и откровения/озарения. Это позволяет говорить о том, что средневековая культура не отрицает античность, а адаптирует её для своих нужд.

"... о сущности алхимии спорят не только химики. Это удивительное явление занимает философов, историков, психологов. При этом для одних алхимия представляется необходимым этапом в формировании научных оснований нынешней картины мира, для других - лжеучением. Атеисты видят в ней одну из платформ еретических учений, а современные теософы - источник оккультных знаний. Психологи интересуются ею как объектом, в котором представлено исключительное своеобразие творческой активности человека. А ученик Фрейда, известный швейцарский психолог К.Г. Юнг квалифицирует алхимическое символотворчество как иллюстрацию «коллективного бессознательного», укорененного в извечных культурно-биологических детерминантах. Кто же из них прав? Где критерии достоверности этих оценок? Нелегко ответить на эти вопросы. Результаты многочисленных исследований не дают однозначных ответов на основные вопросы об алхимии - о её сущности и её месте в истории культуры и общества. И причины этого заключаются не только в сложности самого объекта исследования, но и в односторонне аналитическом их характере. Даже такие фундаментальные по количеству и достоверности изученных источников, по объему затраченного труда работы - Марселена Бертло, например,- отличаются не столько системой различных сторон алхимии - этого многогранного общественного явления, сколько подходом к ней как прародительнице нынешней химии. Между тем особая многогранность объекта требует и особой многоаспектности исследования - комплексного подхода в постановке исследовательских задач. Предлагаемую вниманию читателя книгу можно считать первой попыткой осуществить это. Задача, которую поставил перед собой ее автор, заключается в том, чтобы рассмотреть алхимию как некую целостность, включающую в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты - научные обобщения и фантазию, рациональную логику и мифологию, грани прогресса и консерватизма. Оборотной стороной этой задачи является стремление увидеть в алхимии как существенном фрагменте средневековой жизни отражение самой этой жизни - материальную и духовную культуру средневековья, что, собственно, и определяет все особенности алхимии. Автор исходит при этом из методологически правильной мысли о том, что средневековое целое - это, говоря словами Маркса, органическая нерасторжимость производства идей и производства вещей.

Автор априори полагает, что из этого целого невозможно вычленить и рафинировать отдельно непорочную практику ремесел, которая будто бы только и способна послужить эмбрионом научной химии, и совершенно отдельно философские учения или искусство, которые почему-то должны быть смиренно подчинены церкви, схоластике, нервическим стремлениям к золоту и потому должны стать источником лишь лженауки".


Средневековье хронологически охватывает период со II в. н.э. до ХIV в. н.э. В сфере духовной культуры для Средневековья характерно господство религиозной картины мира - теоцентризм. Центром мироздания объявляется высшая сверхъестественная сила - Бог. В Европе официальной религиозной доктриной считалось христианство в форме католицизма. Все учения, которые противоречили христианству, жестоко карались, уничтожались труды античных ученых, философов-материалистов, например демокрита. В рамках Средневековья наука, а также философия, выступали как служанки богословия, т.е. наука и философия допускались в той мере, в какой они могли подтверждать истины христианства. В науке этой эпохи господствует схоластический метод. Суть метода - цитирование авторитетов, ссылка на авторитет Библии, а также на авторитет Священного предания, т.е. на работы видных христианских теологов - отцов церкви. В развитии науки и философии Средневековья можно выделить два концептуальных подхода: патристику и схоластику. Патристика - учение отцов христианской церкви, характерное для раннего Средневековья (II-’! вв.). Классиком патристики является Тертуллиан. Он выдвинул знаменитый лозунг: (<‘Верую - потому что абсур дно.).). По его мнению, чистый разум не может объяснить полностью божественные истины, которые описаны в Библии. Эти истины постигаются верой. другой видный представитель патристики А.Августин разработал учение о теодицее - это оправдание Бога за зло, которое существует в мире. По Августину, источником зла в мире является не Бог, а сам человек. Бог наделил человека свободой воли, и человек волен выбирать между добром и злом. Схоластика, характерная для позднего Средневековья (ХII - Х’! вв.), стремилась к обновлению религиозных догматов. Схоласты приспосабливают античные научные и философские тексты, прежде всего труды Аристотеля, к потребностям христианской теологии. Схоласты развивают навыки интеллектуального мышления, считая, что постижение Бога возможно с помощью логики и логических рассуждений. Вершиной схоластики является учение Фомы Аквинского. Аквинский считал, что вера не должна противоречить разуму. Однако некоторые религиозные догматы не могут быть рационально доказаны, например, догмат о непорочном зачатии девы Марии. Он полагал, что эти догматы не противоразумны, а сверхразумны. Они доступны лишь сверхразуму, то есть божественному разуму. Именно Аквинский сформулировал положение Философия - служанка Богословпя. Философия должна разумными способами доказывать существование Бога. Ф.Аквинский обосновал пять доказательств бытия Бога: 1. Все в мире движется. Существует первый двигатель - это Бог.



2. Все в мире имеет свою причину. Существует причина всех причин - это Бог.

3. Все в мире происходит по необходимости. Главной необходимостью является Бог.

4. Все существа в мире различаются по степени совершенства. Источником совершенства, самым совершенным началом является Бог.

5. Мир устроен целесообразно, а конечным источником целесообразности является Бог.

В средние века философские дисциплины и наука рассматриваются как вспомогательные средства для подтверждения истин богословия. Оформляется специфическое понимание критерия истины, под которым понимается ссылка на авторитет Бога и священных текстов. В период Средневековья формируются специфические формы знания: 1. Натуральная магия

2. Алхимия

3. Астрология

Натуральная магия понимается как знание скрытых сил и законов природы. Магия предполагает, что повлиять на естественные явления, на вещественное состояние природы можно с помощью слова в виде молитв и заклинаний. Поэтому операции над природными телами, эксперименты над природными веществами сопровождались словесными заклинаниями. Тем самым, полагали маги, можно призвать на помощь для исследования природы сверхъестественные силы. Магия как форма средневекового знания получает наибольшее развитие в арабском мире. Крупнейшим представителем натуральной магии на арабском Востоке считается Ибн Рушд (в латинской транскрипции Аверроэс) - ХII в. н.э., который являлся крупным ученым, философом и врачом. Впоследствии его идеи перекочевали в западноевропейскую науку.

Алхимия. Алхимию нередко определяют как предхимию. Образ алхимика - это человек, который работает в лабораториях, проводит многообразные эксперименты, опыты. Задачей таких опытов является трансформация, то есть превращение металлов с помощью философского камня в золото. Сверхзадачей алхимика является создание эликсира жизни с целью обеспечить бессмертие человека. Основой эликсира жизни считалось искусственное золото. Это золото и стремились получить алхимики. Алхимики полагали, что любое вещество - это неосуществленное золото. Поэтому они проводят многочисленные эксперименты над веществами, прежде всего над свинцом и ртутью (подвергают их дроблению, смешиванию, нагреванию, охлаждению и т.д.). В то же время опыты алхимиков могли нанести вред здоровью людей (в препараты, которые они рекомендовали, входят ядовитые вещества - мышьяк, ртуть). Положительные результаты алхимических экспериментов способствовали развитию фармакологии и медицины.

Астрология - учение о звездах, это предсказание судьбы человека на основе положения звезд, по знакам зодиака. Таким образом, средневековые формы знания сочетали в себе, с одной стороны, религиозные идеи, так как они уповали на помощь сверхъестественных сил, а с другой стороны, эти формы знания содержали в себе рациональные научные идеи.

Средневековье хронологически охватывает период со II в. н.э. до XIV в. н.э. В сфере духовной культуры для Средневековья характерно господство религиозной картины мира – теоцентризм. Центром мироздания объявляется высшая сверхъестественная сила – Бог.

В Европе официальной религиозной доктриной считалось христианство в форме католицизма. Все учения, которые противоречили христианству, жестоко карались, уничтожались труды античных ученых, философов-материалистов, например Демокрита.

В рамках Средневековья наука, а также философия, выступали как служанки богословия, т.е. наука и философия допускались в той мере, в какой они могли подтверждать истины христианства.

В науке этой эпохи господствует схоластический метод. Суть метода – цитирование авторитетов, ссылка на авторитет Библии, а также на авторитет Священного предания, т.е. на работы видных христианских теологов – отцов церкви.

В развитии науки и философии Средневековья можно выделить два концептуальных подхода: патристику и схоластику.

Патристика – учение отцов христианской церкви, характерное для раннего Средневековья (II–V вв.). Классиком патристики является Тертуллиан. Он выдвинул знаменитый лозунг: «Верую – потому что абсурдно» . По его мнению, чистый разум не может объяснить полностью божественные истины, которые описаны в Библии. Эти истины постигаются верой.

Другой видный представитель патристики А.Августин разработал учение о теодицее – это оправдание Бога за зло, которое существует в мире. По Августину, источником зла в мире является не Бог, а сам человек. Бог наделил человека свободой воли, и человек волен выбирать между добром и злом.

Схоластика, характерная для позднего Средневековья (XII – XV вв.), стремилась к обновлению религиозных догматов. Схоласты приспосабливают античные научные и философские тексты, прежде всего труды Аристотеля, к потребностям христианской теологии. Схоласты развивают навыки интеллектуального мышления, считая, что постижение Бога возможно с помощью логики и логических рассуждений.

Вершиной схоластики является учение Фомы Аквинского. Аквинский считал, что вера не должна противоречить разуму. Однако некоторые религиозные догматы не могут быть рационально доказаны, например, догмат о непорочном зачатии девы Марии. Он полагал, что эти догматы не противоразумны, а сверхразумны. Они доступны лишь сверхразуму, то есть божественному разуму. Именно Аквинский сформулировал положение «Философия – служанка Богословия» . Философия должна разумными способами доказывать существование Бога.

Ф.Аквинский обосновал пять доказательств бытия Бога:

1. Все в мире движется. Существует первый двигатель – это Бог.



2. Все в мире имеет свою причину. Существует причина всех причин – это Бог.

3. Все в мире происходит по необходимости. Главной необходимостью является Бог.

4. Все существа в мире различаются по степени совершенства. Источником совершенства, самым совершенным началом является Бог.

5. Мир устроен целесообразно, а конечным источником целесообразности является Бог.

В средние века философские дисциплины и наука рассматриваются как вспомогательные средства для подтверждения истин богословия. Оформляется специфическое понимание критерия истины, под которым понимается ссылка на авторитет Бога и священных текстов.

В период Средневековья формируются специфические формы знания: 1. натуральная магия; 2. алхимия; 3. астрология.

Натуральная магия понимается как знание скрытых сил и законов природы. Магия предполагает, что повлиять на естественные явления, на вещественное состояние природы можно с помощью слова в виде молитв и заклинаний. Поэтому операции над природными телами, эксперименты над природными веществами сопровождались словесными заклинаниями. Тем самым, полагали маги, можно призвать на помощь для исследования природы сверхъестественные силы. Магия как форма средневекового знания получает наибольшее развитие в арабском мире. Крупнейшим представителем натуральной магии на арабском Востоке считается Ибн Рушд (в латинской транскрипции Аверроэс) – XII в. н.э., который являлся крупным ученым, философом и врачом. Впоследствии его идеи перекочевали в западноевропейскую науку.

Алхимия. Алхимию нередко определяют как предхимию. Образ алхимика – это человек, который работает в лабораториях, проводит многообразные эксперименты, опыты. Задачей таких опытов является трансформация, то есть превращение металлов с помощью философского камня в золото. Сверхзадачей алхимика является создание эликсира жизни с целью обеспечить бессмертие человека. Основой эликсира жизни считалось искусственное золото. Это золото и стремились получить алхимики.



Алхимики полагали, что любое вещество – это неосуществленное золото. Поэтому они проводят многочисленные эксперименты над веществами, прежде всего над свинцом и ртутью (подвергают их дроблению, смешиванию, нагреванию, охлаждению и т.д.). В то же время опыты алхимиков могли нанести вред здоровью людей (в препараты, которые они рекомендовали, входят ядовитые вещества – мышьяк, ртуть). Положительные результаты алхимических экспериментов способствовали развитию фармакологии и медицины.

Астрология – учение о звездах, это предсказание судьбы человека на основе положения звезд, по знакам зодиака.

Таким образом, средневековые формы знания сочетали в себе, с одной стороны, религиозные идеи, так как они уповали на помощь сверхъестественных сил, а с другой стороны, эти формы знания содержали в себе рациональные научные идеи.

Кто и когда впервые изобрёл компас?

Кто первым из европейцев добрался до Америки?

Где и как создавали средневековые рукописные книги? Как их украшали? 1.

Развитие практических знаний. В Средние века процветали астрология и алхимия.

Астрологи утверждали, что по звёздам можно определять будущее. С ними советовались короли, полководцы и путешественники. Алхимики были заняты поисками «философского камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото. Но наблюдения и опыты астрологов и алхимиков позволили накопить знания по астрономии и химии. Алхимики, например, усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали многие химические приборы. Астрологи изучали расположение звёзд и светил, их движение и законы физики.

юдневековый іач по цвету мо- I определяет стояние боль- ІГО. Миниатюра / в.

Накапливала полезные знания медицина. Больницы (госпитали) сначала создавали епископы и монастыри, а затем и городские советы. В больницах не только лечили, но и давали приют паломникам и нищим. А господа и богатые горожане могли пригласить к себе платного врача. Раны и переломы чаще лечили не врачи, а цирюльники (парикмахеры), они же вырывали зубы. Чтобы поставить диагноз, врачи измеряли пульс больного, рассматривали цвет его языка и мочи. Уже стало ясно, что надо соблюдать правила личной гигиены, и медики советовали по утрам умываться и чистить зубы, не злоупотреблять горячими ваннами, не предаваться обжорству, делать физические упражнения и совершать прогулки на природе.

В математике появилась цифра 0; вместе с распространением арабских цифровых обозначений (вместо римских) это позволило решать сложные задачи. 2.

Первые механизмы. С XIV века в горном деле и ремесле стали всё шире применять водяные мельницы. Простое водяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озёрах для помола зерна. Но в Средние века изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падающей на него воды. Реку перегоражйвали плотиной и отводили от неё узкие каналы - желоба. Вода устремлялась в жёлоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. При обработке металла таким колесом приводили в движение молот весом до одной тонны. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки (обогащения) и плавки металлических руд, поднятия тяжестей и так далее. Мельница и механические часы - первые механизмы, ими мы обязаны Средневековью.

Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия.

Большая водоподъёмная машина. Гравюра XVI в.

Раньше металл плавили в маленьких горнах, нагнетая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны - плавильные печи до 3-4 м в высоту. Водяное колесо было соединено с большими мехами, с помощью которых вдували в печь воздух.

Благодаря этому в домне достигалась очень высокая температура: железная руда плавилась, образовывался жидкий чугун. Из чугуна отливали различные изделия, а путём его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде.

Для плавки металла в домнах стали применять не только древесный, но и каменный уголь, если вблизи имелись его залежи. Металл, дерево или стекло обрабатывали на специальных станках: токарных, шлифовальных, винторезных. Использовались многие токарные и слесарные инструменты, позволявшие достигать большой точности при изготовлении изделия (например, шара или линз).

Много чугуна и железа нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжёлых пушек для осады крепостей и лёгких орудий для полевых сражений.

Кузница с водяным двигателем.

Распространение пушек стало началом переворота в военном деле. Рыцарские доспехи перестали быть надёжной защитой, стены замков теряли неприступность. 4.

Развитие мореплавания и кораблестроения. Долгое время европейцы не решались пускаться в далёкие плавания в открытом море. Без правильных карт и морских приборов корабли ходили «каботажно» (вдоль берега) по морям, омывающим Европу, вдоль Северной и Западной Африки.

Плавка руды в доменных печах

Выходить в открытое море стало безопаснее, после того как моряки освоили компас. Была изобретена астролябия - прибор для определения места, где находится корабль.

В XV веке появился быстрый лёгкий парусник - каравелла («лодка с парусом»)- подвижный и вместительный. Он имел три мачты с прямыми и косыми парусами и мог двигаться в нужном направлении не только при попутном, но и при боковом и даже встречном ветре. На каравеллах можно было отправляться в далёкие морские путешествия. В 1492 году генуэзский мореплаватель Христофор Колумб, состоявший на службе у испанских королей, достиг прибрежных островов Америки в районе Карибского моря.

Открытие европейцами Америки имело всемирно историческое значение. Оно положило начало в ближайшие столетия новым Великим географическим открытиям, постижению, освоению и колонизации европейцами всего земного шара и вместе с тем распространению на другие континенты и регионы европейской культуры. Это стало началом всемирной истории и одной из важных вех конца Средневековья. 5.

Изобретение книгопечатания. С развитием государства и городов, науки и мореплавания возрастал объём знаний и одновременно потребность в образованных людях и книгах.

Мореплаватель устанавливает местонахождение корабля. Рисунок из книги XVI в.

Узнайте, как назывался прибор, изображённый на рисунке, и как он действовал.

Первыми перепиской книг занялись монахи. Со временем в городах возникло множество светских мастерских по переписке книг и даже целых библиотек. Библиотеки были теперь не только в соборах и монастырях, но и в университетах (где учебники

Каравелла

Сравните устройство каравеллы с кораблями различных народов Средневековья (с. 42-43, 55, 80, 112, 171).

Типография. Гравюра XVI в. Слева - наборщики из касс набирают текст. Справа - работник намазывает набор краской, покрывает его бумагой, трёт сверху щёткой или прижимает прессом

можно было брать на время на дом), у королей и богатых людей.

В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешёвый писчий материал - бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с дере-

Изменения в экологии

Европа унаследовала от древности природные условия, мало затронутые цивилизацией. В Средние века они заметно изменились. Рост населения привёл к увеличению числа поселений. Деревня и особенно бурно растущие города нуждались в материале для строительства - это было прежде всего дерево. Шахты удерживались от обвала с помощью деревянных балок - вертикальных крепежей. Плавильни потребляли всё больше древесного угля. Всё это нанесло непоправимый ущерб лесам. Если в начале Средневековья Европа была покрыта огромными непроходимыми лесами, то к XVI веку леса нещадно вырубались. В некоторых странах природные леса исчезли полностью.

Развитие сельского хозяйства требовало расширения пашен. С этой целью также сводились леса, но одновременно осушались обширные болота в Европе. Например, уже в XV веке заболоченная малярийная Ломбардия стала цветущей житницей. Конечно, сведение лесов и осушение болот резко уменьшило количество диких зверей и птиц. Глаз путешествующего по Европе теперь то и дело останавливался на живописных полях, городских стенах, хуторах и деревнях.

В позднее Средневековье природный пейзаж Европы уже сочетался с культурным пейзажем, созданным человеком.

вяннои или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда: ведь для каждой страницы нужно было изготавливать новую доску.

Иоганн Гутенберг.

Портрет работы неизвестного художника

В середине XV века немец Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468) изобрёл книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них составлялись строки и страницы набора, с которого делался оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрёл и печатный станок.

В 1456 году Гутенберг выпустил первую печатную книгу - Библию, которая в художественном отношении не уступала лучшим рукописным книгам. С тех пор книгопечатание стало быстро распространяться в Европе. До конца XV века было издано 30 тысяч книг. Книг стало больше, и они уже были не такие дорогие, как рукописные.

Изобретение книгопечатания - одно из величайших открытий в истории человечества. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. 1. Какова роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний? 2. Почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества? 3. Перечислите, что способствовало началу Великих географических открытий. 4. Заполните таблицу «Технические открытия и изобретения Средневековья». Область применения

Название открытия или изобретения

Значение открытия или изобретения

1. Можно ли сказать, что технический прогресс в Средние века происходил медленно? Аргументируйте своё мнение. 2. Какое значение имело изобретение книгопечатания? Как вы считаете, является ли в настоящее время книга основным носителем информации? Свой ответ поясните. 3. Опираясь на известные вам факты, напишите рассуждение о том, как торговля, военные походы, завоевания территорий и культурные контакты людей в период Средневековья влияли на развитие европейской науки и техники. 4. Представьте, что вы средневековый мастер-изобретатель или купец, обладающий секретом какой-либо технической новинки (астролябии, механических часов и пр.). Вам нужно привлечь внимание людей, которые могут найти применение этому изобретению, пустить его в производство и обогатить как себя, так и вас. Опишите все достоинства и преимущества вашей новинки, возможные сферы её использования, ожидаемые выгоды. 5. Какими техническими изобретениями и научными открытиями, сделанными людьми в Средневековье, вы пользуетесь в повседневной жизни?

Подведём итоги

Вы узнали, что:

в эпоху Средневековья расширялись и становились более реалистичными взгляды европейцев на мир;

в XII-XIII веках в Европе возникли первые университеты;

средневековая религиозная философия - схоластика - выработала научный метод, способствовавший развитию науки в дальнейшем;

существовали разные жанры средневековой литературы;

средневековая архитектура прославилась романским и готическим архитектурными стилями;

в XIV веке в Италии зародилась новая культура - культура Возрождения;

в Средние века происходило накопление научных знаний и развитие технических усовершенствований;

появление книгопечатания имело огромное значение для мировой культуры.

"7"г:: 1. Перечислите, что изменилось в представлениях человека о мире, Боге, са? мом себе в эпоху Возрождения по сравнению с периодом раннего Средневе ковья. Какие из этих изменений вы считаете самыми важными? Почему? 2.

Выскажите своё мнение: есть ли связь между гуситским движением в Че хии и деятельностью гуманистов в Италии? Аргументируйте свой отвеї 3.

С помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов подготовьте презентацию об одном из деятелей культуры средневековой Европы (не бо лее 7 слайдов). Объясните, почему вы выбрали именно этого человека. 4.

Расположите в хронологической последовательности события, связанные с развитием культуры в Средние века: а) создание «Божественной комедии» Данте; б) появление первой печатной Библии; в) преподавание Абеляра в Парижской соборной школе; г)создание первых хроник, житий святых и эпических песен. 5. Каким свойством, по мнению алхимиков, обладал «фи лософский камень» (выберите правильный ответ): а) предсказывать будущее; б) излечивать от чумы; в) превращать любой металл в золото; г) защищать от нечистой силы?

Творческие работы и проекты

Групповой информационный проект «Непростая история простых предметов». Многие современные предметы обихода - вилка, очки, носовые платки, зеркала, часы - появились в Европе в эпоху Средневековья. Разделитесь на группы. С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов соберите информацию об истории изобретения или изменения на протяжении веков одного предмета. Систематизируйте и оформите результат работы группы, устройте в классе урок презентаций.

Аналитическое сочинение. Сочините в парах диалоги:

А) Пьера Абеляра и Бернара Клервоского о том, соединимы ли вера и сомнения, рассуждения;

Б) средневекового мыслителя (например, Фомы Аквинского или Франциска Ассизского) и гуманиста (например, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо) о том, что такое человек и какова цель его жизни. Продумайте аргументы обоих собеседников. Будет ли победитель в этих спорах?

Алхимия и алхимики

Среди загадок естествознания ни одна не вызывала столько раздумий и споров в течение полутора тысячелетий, как искусство, которое называют алхимией.

Карл Шмидер. История алхимии, 1832 г.

На протяжении истории человечества два желания постоянно обуревали смертных - обрести бессмертие и получать золото в неограниченных количествах. Это старая мечта человечества, уходящая корнями в глубокую древность. В течение тысячелетий алхимики пытались найти нечто, что даровало бы человеку не только сверкающее золото, но и вечную молодость, бессмертие. Жить вечно… Наверное, это первое, о чем начал мечтать человек, как только произошел от обезьяны. С тех пор он ведет войну со временем и смертью, причем любыми доступными средствами. Древние царицы купались в крови убиенных младенцев, считая, что это продлит их молодость. Средневековые алхимики эликсир бессмертия по ценности приравнивали к философскому камню, производящему золото. Никакой другой металл не обладал столь магической притягательной силой!

Сегодня трудно найти человека, который бы не слышал, что такое магия вообще и алхимия в частности. К сожалению, мало кто может внятно пояснить, что такое алхимия. Вот с этого и начнем.

Алхимия (араб. АГкйшуа - производится или от слова кет! туземного (коптского) названия Египта, или от греческого????? - жидкость, сок) - так называлась химия в Средние века, вплоть до

XVII столетия. Но с тех пор, как эта последняя получила научное обоснование и облеклась в формы точного знания, прежним, старинным, термином стали обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро, чем, собственно, и ограничивалась задача химии до XVI столетия. Таким образом, алхимия относится к современной химии так же, как астрология к астрономии.

Итак, главной задачей средневековых алхимиков было получение золота в неограниченном количестве. И если всевозможные маги и колдуны надеялись получить золото из ничего, по мановению колдовской палочки превращать в золото черепки или грязь, то алхимики, как люди кое-что смыслящие в строении веществ, надеялись получить золото из неблагородных металлов с помощью своеобразного катализатора - так называемого философского камня. Причем он должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как, например, свинец, ртуть и т. д. Кроме знакомого нам названия философский камень, это вещество также имело еще множество других названий: красный лев, великий эликсир, или магистериум, красная тинктура, панацея жизни и жизненный эликсир. Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством. Раствор его, разведенный в определенной пропорции, называли золотым напитком. Принятый внутрь в малых дозах, он должен был исцелять все болезни, омолаживать и делать жизнь более продолжительной. Легенд о тех, кто изобрел это волшебное лекарство, хоть отбавляй. Чаще всего в них упоминается имя магистра Раймунда Луллия, жившего в XIII веке. Он, утверждает легенда, владел тайной эликсира жизни. Но магистр во время лечения завязывал своим пациентам глаза, чтобы те не видели целебный напиток, который якобы даровал вечную жизнь. Однако самые любопытные все-таки умудрились его разглядеть - это была золотая пыль, переливавшаяся всеми цветами радуги. Само собой, после смерти мага никаких рецептов волшебного зелья не сохранилось. Зато по-прежнему жила надежда найти этот эликсир.

Другое таинственное средство алхимиков, уже второстепенное по своим свойствам, носило название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума. Оно было способно превращать все неблагородные металлы в серебро.

Философский камень - это средство моментального обогащения - просто должно было быть «найдено». В противном случае само существование алхимиков становилось неоправданным. Вот примерная логическая цепочка среднестатистического алхимика: «Цель - обогащение, средство - золото. Цель - золото, средство - философский камень. Цель - философский камень, средство - неизвестно…»

Как получить философский камень, никто не знал, но все искали этот способ. Искали где только можно и нельзя. Алхимики побогаче экспериментировали со всевозможными заморскими редкостями, а те, что победнее, использовали то, что было под рукой. Но всех неизменно привлекал желтый цвет, ведь золото, как считали алхимики, может быть порождено лишь желтым веществом. Что только не было испробовано в качестве исходных веществ, даже человеческие фекалии и моча! Иногда это действительно приводило к химическим открытиям. Так, Хеннинг Бранд был уверен, что добыл из мочи философский камень, но на самом деле он получил фосфор.

С развитием концепции «философского камня» вера в возможность превращения металлов получила «научную» основу, и ученые мужи стали искать метод для «облагораживания» неблагородных цветных металлов. Чем больше «драгоценных свойств» (например, красивого блеска) имел металл, тем выше, по мнению алхимиков, была возможность его полного превращения. Так, желтую латунь считали «несовершенным золотом», а олово - «переходным» металлом от свинца к серебру.

Но каким должен был быть философский камень с виду? Какими признаками обладать? Рецептура его сложного изготовления была описана в многочисленных алхимических трактатах и толстых фолиантах, но в такой форме, что никто, а часто и сам алхимик не мог ничего понять.

Следует заметить, что в некоторых деталях все рецепты совпадают. Так, часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное негигроскопичное вещество. Как правило, упоминают серо-красный «очень тяжелый» порошок, иногда его называют блестящим. При получении его из ртути и других составных частей вещество несколько раз изменяет свою окраску - от черной к белой, затем желтой и наконец становится красным. Профессор К. ван Ниевенбург из Нидерландов в 1963 году взял на себя труд повторить многочисленные операции алхимиков с помощью методов современной науки. В одном из опытов он действительно наблюдал описанные изменения окраски. После удаления всей ртути, введенной по прописям алхимиков, а также ее солей путем разложения при высоких температурах или возгонкой он получил очень красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы были химически чистым хлорауратом серебра Ag. Возможно, что это соединение и было тем самым философским камнем, который в силу высокого содержания в нем золота (44 %) мог вызвать желаемое превращение - это было поверхностное золочение либо сплавление с неблагородными металлами. Конечно, с помощью этого соединения нельзя было «наколдовать» больше золота, чем оно само содержало.

Откуда же ведет свою родословную таинственная «наука»? Родиной алхимии считается Древний Египет. Римский император Диоклетиан повелел в 296 году н. э. предавать сожжению все египетские рукописи, касающиеся искусства делать золото. Родоначальником алхимии считается легендарный Гермес Трисмегист, поэтому искусство делать золото называлось герметическим.

Первые попытки рационально объяснить превращение металлов сделали древние греки. В их основе лежит учение греческих философов о природе. Эмпедокл говорил о четырех стихиях: огне, воздухе, земле и воде, которые являются основой всего сущего. Платон представлял себе, что четыре стихии происходят от превращения одной и той же основной, первоначальной материи. Аристотель дополнил эту теорию эфиром - пятым началом, для небесных тел.

До распространения христианства ни в Греции, ни в Риме собственно алхимические исследования не проводились; в то же время греческая культура оставила в наследство Востоку свою философию. Так, аристотелевская физика передала александрийской школе идею превращения одного элемента в другой.

Такая теория, посредством которой можно было легко объяснить превращения металлов, и была принята античными алхимиками. Они признавали, что из первобытной материи (materia prima) произошли четыре элемента, а затем посредством их различных соединений - все остальные вещества. Таким образом, всякое вещество содержит в себе все элементы. Если требуется один металл превратить в другой, то надо только отнять известную часть одних элементов и добавить части некоторых других. Если удастся обратить металл в первоначальную форму, то ее можно будет преобразовывать в какой угодно другой металл. Когда ученым стала известна ртуть, то именно в ней некоторые увидели «первоначальную форму». Ртуть вообще легко вступает в соединения с другими металлами, образуя амальгамы с резко отличающимися от первоначальных металлов свойствами. Затем в роли такой «универсальной» составляющей выступала сера. По мнению алхимиков, ртуть и сера разной чистоты, соединяясь в различных количествах, дают начало металлам. Несколько позже третьей составной частью металлов стали считать мышьяк; он служил, главным образом, для приготовления сплавов, имевших цвет золота и серебра.

Греки стали учителями арабов, с любовью взлелеявших алхимию. Арабы не только дали этой «науке» то имя, под которым мы ее знаем и теперь, но и практически определили путь ее развития. В этом последнем отношении особенно важны труды араба Абу-Музы Джафара-аль-Софи, называемого обыкновенно Гебером. Он жил в Севилье в конце VIII - начале IX столетия и был, вероятно, греком, обращенным в ислам. Во времена Гебера металлы считались веществами, меняющими свою природу. Гебер полагал, что все они состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно прибавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.

Запад воспринял алхимию от арабов в X или XI столетии. Арабская алхимия стала связующим звеном между средневековой и античной традициями. Мудрость греков пришла в Европу именно из арабских сочинений.

Итак, в Европе широкий интерес к алхимии возник на рубеже XI–XII веков, и вскоре началась «алхимическая лихорадка». В Средние века развитие алхимии получило огромный толчок, во-первых, из-за увеличения спроса на благородные металлы, вызванного ростом населения и связанного с этим расширения торгового обмена, во-вторых, из-за снижения продуктивности старых золотоносных месторождений. Непрерывный спрос на золото со стороны правителей также должен был подтолкнуть представителей практической металлургии к реализации теории превращения элементов. Точнее, не к реализации (которая осуществилась только в эпоху ядерного синтеза), а к поискам возможности ее осуществить.

Большинство искателей философского камня к науке не имели никакого отношения. Это были дилетанты, слепо верившие, что его секрет действительно можно найти в древних писаниях. Церковь, однако, к идеям алхимиков уже не проявляла такого враждебного отношения, как в первые века нашей эры. В то время считалось, что многие персонажи Библии имели отношение к алхимическим опытам. К тому же некоторые церковники были не прочь истолковать отдельные места из Священного Писания в пользу алхимии. Средневековая алхимическая теория мало отличалась от когда-то предложенной Аристотелем. К открытым ртути и сере добавилось еще одно «начало» - соль. К химическим элементам причисляли и землю (то есть собственно почву). Как ни странно, но металлы (золото, серебро, железо и т. п.) считались не исходными элементами, а производными!

Так как в те времена каждый выдающийся ученый обладал всей суммой знаний своего времени, то нередко в истории алхимии встречаем имена известных философов и богословов. Знаменитые философы Средневековья Альберт Великий и Роджер Бэкон были также и знаменитейшими алхимиками своего времени. Арнольдо де Вилланова, выдающийся врач, умерший в 1314 году, издал более 20 алхимических трудов. Раймунд Луллий, о котором мы уже упоминали, известнейший алхимик XIII–XIV столетий (родился в 1235 году, умер в 1315-м, по другим источникам - не позднее 1333-го), был, как говорят, автором 500 сочинений, главным образом алхимического содержания. Его долгая жизнь, по свидетельству современников, была доказательством того, что он нашел-таки пресловутый эликсир бессмертия.

Луллий служил королю Эдуарду I, который царствовал до 1307 года. Король смог привлечь Луллия обещанием начать кампанию против неверных - турок. В результате Луллий заключил своего рода договор с английской короной: алхимик обязался изготовить 60 000 фунтов золота из ртути, олова и свинца, которое будет лучшего качества, чем золото из рудников. На это золото должны были быть снаряжены корабли и оплачены воины для священной войны против неверных.

В честь победы на море над французами в 1340 году английский король Эдуард III (царствовал с 1327 по 1377 год) повелел чеканить специальные золотые монеты, так называемые нобли. Монеты эти якобы были изготовлены из золота Раймунда Луллия, хотя известно, что Эдуард III собирал на это средства путем повышения налогов и наложения долговых обязательств, не стеснялся он конфисковывать золотые предметы из церквей и монастырей. Но все же золотых монет отчеканили очень много, особенно если учесть, что Англия в те времена практически не вела морской торговли и не обладала ни колониями, ни золотыми рудниками, а товары Ганзы обычно оплачивала оловом.

Оракулом алхимиков XV столетия (да и последующего времени!) является бенедиктинец Василий Валентин, который может считаться наиболее выдающимся алхимиком Средневековья и вообще последним ученым, посвятившим себя полностью алхимии.

Уже Парацельса нельзя причислить к типичным алхимикам, так как он ясно говорит, что истинная цель науки - не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств.

Вообще далеко не все власть имущие относились к алхимическому искусству с безоглядным доверием, имел место и здоровый скептицизм. Например, когда алхимик и поэт Аугурелли преподнес папе Льву X поэму, в которой изложил как он утверждал, известные ему способы добывания алхимическим путем золота, то в награду получил пустой мешок - весьма необходимый, по мнению папы, предмет для того, кто владеет таким великим искусством…

С XVI века в среде алхимиков уже нет единства. И от ученых, еще не вполне расставшихся с несбыточными алхимическими мечтаниями, отделяется многочисленный класс авантюристов (по большей части странствующих), злоупотребляющих всеобщей верой в возможность делать золото и представляющих ложные доказательства своего искусства. Трансмутация, или превращение неблагородных металлов в золото, а в особенности ртути в золото, была наиболее эффектным фокусом, изобретенным еще на заре алхимии. Фокус может быть объяснен известным теперь любому школьнику фактом, суть которого заключается в почти мгновенном растворении золота в ртути без изменения характерного серебристого цвета последней. Из полученной таким образом амальгамы после испарения ртути получалось золото. Остальное было делом ловкости рук, психологической обработки зрителей, готовых к восприятию чуда, и… наглости.

При этом авантюрист подвергался страшному риску, ведь алхимика, уличенного в мошенничестве, ждала неминуемая и жуткая смерть. Порой алхимики использовали деревянные палочки с выдолбленными там скрытыми отверстиями, где прятали золотой порошок. Тайничок маскировался воском. Этой палочкой размешивали нагревающуюся ртуть. В процессе помешивания палочка полностью сгорала, следы мошенничества таким образом полностью заметались. В ртути же после этого содержалось нужное количество золота. Использовались также и тигли с двойным дном (золотой порошок скрывался в этом тайнике, а при высокой температуре он полностью растворялся в ртути), кузнечные мехи, которыми раздували огонь и через трубы которых в нужный момент в тигель вдувался золотой песок или порошок.

В общем, без хорошего знания химии хорошим алхимиком стать было нельзя!

Жертвою алхимических обманов были, главным образом, знать и владетельные князья. К тому же в XV, XVI и XVII столетиях многие коронованные особы сами рьяно занимались алхимией. Так, например, интересовался алхимией английский король Генрих VI, в правление которого благодаря стараниям целой шайки делателей золота страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл, игравший в этом случае роль золота, был, по всей вероятности, медной амальгамой. Подобным образом в это же время действовал и Карл VII во Франции вместе с известным Жаком ле Кером. Даже женщины, как, например, императрица Варвара, вдова императора Сигизмунда, считались адептами алхимии. А чаще других жертвами обмана становились, пожалуй, правители небольших средневековых государств и княжеств Центральной Европы. Среди них - император Рудольф II, курфюрст Август Саксонский, курфюрст Бранденбургский… Нюрнбергский бург-граф Иоанн сам занимался алхимическими опытами в надежде получить вожделенный металл.

Император Рудольф II (1576–1612) был меценатом странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. После смерти императора осталось 84 центнера золота и 60 центнеров серебра в виде слитков. Таинственную жидкость, находившуюся там же, сочли изготовленной из философского камня. Рудольф II, который с 1576 года в качестве германского императора жил в Праге, славился как пылкий приверженец тайных наук. В те времена при его дворе пестрой чередой толпились астрологи, предсказатели, ясновидцы и алхимики. Поэтому для многих казалось несомненным, что оставшееся золото и серебро имеют алхимическое происхождение. Приближенные императора называли его германским Гермесом Трисмегистом.

Рудольф II нашел многочисленных последователей при немецких княжеских дворах. Одним из них был саксонский курфюрст Август Саксонский (правил с 1553 по 1586 год), который собственноручно проводил опыты с философским камнем и, как говорили, успешно. На него работал также профессиональный алхимик Шверцер. Да и супруга курфюрста Анна Датская также активно занималась алхимией. Август - в своей оборудованной им самим дрезденской лаборатории, которую народ называл не иначе как Золотым дворцом (Goldhaus), а Анна - в своей не менее роскошно обустроенной лаборатории на даче в Аннаберге. Курфюрст Август писал в 1577 году одному итальянскому алхимику: «Я уже настолько вошел в курс дела, что могу из восьми унций серебра сделать три унции полновесного золота».

Август оставил золота на 17 миллионов талеров, сумму по тем временам значительную. Весь мир считал, что курфюрст нашел рецепт превращения металлов. Узнать эту тайну весьма стремились его преемники, в том числе Август II, названный Сильным. Будучи курфюрстом Саксонии и королем Польши, в 1701 году Август II в известном государственном споре с прусским королем Фридрихом I отнял у того алхимика Иоганна Бетгера. Последний был пленником в Дрездене, а позже в крепости Кенигштейн. Он получил фарфор, который немецкие князья в то время ценили на вес золота. Назначенный директором фарфоровой мануфактуры в Мейсене, основанной в 1710 году, Бетгер остался, видимо, верен своим склонностям к алхимии. В дрезденской государственной коллекции фарфора и поныне хранится слиток чистого золота весом около 170 г, который Бетгер получил в 1713 году якобы путем алхимических манипуляций.

Каково же истинное происхождение золота Августа? Аптекарь и историк Иоганн Христиан Виглеб тоже задал себе такой вопрос. Точный ответ мы находим в его «Историко-критическом исследовании алхимии или воображаемого искусства изготовления золота», появившемся в 1777 году. Для опровержения легенды о золоте алхимиков Виглеб перерыл исторические источники и обнаружил, что золотому сокровищу саксонского курфюрста есть весьма прозаическое объяснение.

В XV и XVI веках разработка серебряных руд в саксонских рудоносных горах достигла расцвета. В рудниках в Шнееберге,

Фрайберге и Аннаберге добывали большие количества серебра. Десятая часть - так называемая десятина - должна была достаться властителю. Еще такое же количество курфюрст получал с монетного двора за предоставленную привилегию чеканки монет. Доказано, что за 1471–1550 годы саксонские курфюрсты получили только из шнеебергских серебряных рудников более 4 млрд талеров.

В период правления курфюрста Августа серебра в рудоносных горах не стало меньше. Поэтому, по мнению Виглеба, «уже не является загадкой, как Август после многолетнего правления и столь же длительной эксплуатации рудников… смог оставить 17 млн талеров… Можно удивляться, что он не оставил больше».

Шнеебергский пираргирит содержал и немалое количество золота, которое тоже извлекали. Шверцер, милостью курфюрста назначенный придворным алхимиком, имел особое пристрастие к этой серебряной руде и «трансмутировал» ее до тех пор, пока в плавильном тигле не начинало сверкать золото.

Судьба незадачливых алхимиков, искавших для своих занятий богатых покровителей, была, как правило, печальной. Герцог Вюртембергский, потратив безрезультатно на алхимика Генадера 60 тыс. ливров, повесил его на позолоченной виселице. Так же поступил со своим алхимиком маркграф Байрейтский, да еще приказал прибить к виселице дощечку с надписью: «Когда-то я умел делать ртуть более постоянной, а теперь меня самого сделали более постоянным». В 1709 году угодил на виселицу неаполитанец Каэтано, называвший себя графом Руджиеро.

Впрочем, не все великие мира сего были так доверчивы, хотя, конечно, не меньше других жаждали золота. Иной правитель не спешил раскошеливаться в ответ на жаркие уверения алхимика, что тот сумеет озолотить своего благодетеля, а сразу напрямик спрашивал: умеешь ли делать фальшивую монету? Иногда правителя это тоже устраивало.

Вокруг алхимии вообще развелось множество мошенников. Напуская астрологического, мистического и религиозного тумана, они активно пытались получить свой кусок пирога. Бесплодные попытки алхимиков превратить неблагородные металлы в золото и серебро, откровенное мошенничество разного рода авантюристов и шарлатанов привели в конце концов к тому, что это занятие уже в Средние века воспринималось как искусство, основанное на обмане. «Пусть не останется здесь мною позабыт обман мошенника, алхимией прикрыт», - писал Себастьян Бранд в своем знаменитом сатирическом сочинении «Корабль дураков». Французский ученый Николя Лемери в 1675 году отозвался об алхимии так: «Алхимия - это искусство без искусства, которое в начале лжет, в середине работает и кончает нищетой». А Бернар Перно, один из тех несчастных, кто искренне поверил в идею и, потратив на нее состояние, стал нищим, с мрачным остроумием советовал: «Тот, кто желает кому-нибудь гибели, но не может осмелиться открыто напасть на своего врага, должен побудить его заняться изготовлением золота».

При нынешнем состоянии химии, когда металлы рассматриваются как элементы, т. е. как химически простые вещества, получить золото возможно только из соединений, содержащих золото. Если бы даже и оказалось, что металлы можно разложить, то и в таком случае с уверенностью можно сказать, что пути для этого должны быть совершенно отличны от тех, которым следовали алхимики. До сих пор еще ни разу не удалось получить золото из неблагородных металлов, хотя в это твердо верили в Средние века. Но как бы ни была химерна преследуемая алхимиками цель, своими опытами, они принесли существенную пользу химии: алхимики положили начало этой науке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора Ютен Серж

Врачи-алхимики Среди алхимиков в Средние века встречалось немало профессиональных врачей. Факт, не заключающий в себе ничего удивительного: именно врачи, в силу своей профессиональной деятельности, проявляли особый интерес к алхимии.Мы уже видели, как средневекового

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

АЛХИМИКИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Финансисты-алхимики В XV веке в Западной Европе уже появились люди, которых с полным правом можно отнести к той социальной категории, которую мы называем финансовой олигархией. Прежде всего мы уже встречаем банкиров - как известных по имени, так и анонимных (в этой связи

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Преследуемые алхимики: Арнольд из Вушановы и Роджер Бэкон И все-таки можно было бы резонно возразить нам, что два великих средневековых алхимика были осуждены по приговору, вынесенному церковным судом, и как раз по вероучительному мотиву.Первый из этих осужденных

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

АЛХИМИКИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА От Средних веков к Ренессансу Проводя историческое различие между Средними веками и Ренессансом, мы вместе с тем не должны рассматривать его как некую непреодолимую хронологическую грань между ними. Вовсе не нужна волшебная палочка, дабы по ее

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: АЛХИМИКИ И ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА Средневековые алхимики, выходившие за пределы реально допустимого и достоверного, в воображении народной массы ассоциировались со всем самым таинственным, самым необычным. Не случайно и тамплиерам, имя которых было у всех на устах,

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

Алхимия и алхимики Среди загадок естествознания ни одна не вызывала столько раздумий и споров в течение полутора тысячелетий, как искусство, которое называют алхимией. Карл Шмидер. История алхимии, 1832 г. На протяжении истории человечества два желания постоянно

Из книги МИСТИКА СС автора Васильченко Андрей Вячеславович

Глава восьмая. Эсэсовские медиумы и алхимики. Как вижу группу, прославляющую синархию,- даю ей политическую оценку. Но плохо то, что стоит углубиться в материал. натыкаешься, например, на следующее. Примерно в 1929 году некие Вивиан Постэль дю Мае и Жанна Канудо основывают

Из книги Босэан. Тайна тамплиеров автора Шарпантье Луи

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Узники Бастилии автора Цветков Сергей Эдуардович

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Из книги Авантюристы Просвещения: «Те, кто поправляет фортуну» автора Строев Александр Фёдорович

Из книги Ордынский дефолт автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

2. Материалы: все это алхимия, алхимия… Для дальнейшего изложения необходимо совершить экскурс в химико-металлургическую историю вопроса. Традиционная история химии говорит, что до XII века было известно только семь металлов: золото, ртуть, свинец, серебро, медь, железо и

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Талисманы и алхимия Подавляющее большинство последователей даосизма уповали прежде всего на волшебные талисманы, эликсиры и пилюли, при помощи которых можно было обеспечить быстрое и легкое превращение человека в бессмертного.Подобного рода талисманов и эликсиров

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Алхимия Однако в свете пользы потенциальных результатов для фармакопеи постоянно шел обмен информацией между медиками и химиками, которые в основном занимались органическими материалами. Ар-Рази, в частности, известен тем, что разработал на основе знаний химии того